Оцифровывай и побеждай


Надоело обслуживаться у медленного, консервативного частного банкира? Цифровая революция вот-вот оставит его не у дел, уверяет Алекс Мэтчетт.

19.06.2014




© Kyle Smart


Брокер в стереотипном представлении – это человек, который говорит: “Я умнее тебя, давай мне все свои деньги”, – потом прячет их в стол и идет в паб. Надеюсь, мы не такие». Так рассуждает Ник Хангерфорд из Nutmeg. Компания предлагает онлайн-сервис управления инвес­тициями, который на понятных графиках показывает ожидаемую доходность, учитывая ваши цели и склонность к риску. Таким наследием, какое имеется у многих игроков индустрии wealth management, компания похвастать не может, но при средней доходности 12,3% и комиссии всего 0,3% на суммы от 500 тыс. фунтов она подобной обязанности и не чувствует.

После недавнего экономического кризиса появились сотни сервисов, желающих противопоставить себя крупным банкам, чьи ошибки в управлении привели к масштабнейшей финансовой катастрофе в современной истории. За этими сервисами стоят молодые выходцы из корпоративного мира, держащие руку на пульсе нового поколения инвесторов: технически грамотных, тех, кто вырос и обогатился на Facebook и Twitter.

Подъем альтернативных форм wealth management, к которым относятся интернет-услуги Nutmeg, цифровая эмуляция успешных трейдинговых стратегий и поиск важной для рынка информации в социальных сетях, идет под титром «Продвинутая глянцевая молодежь против заросших паутиной динозавров с Мэйфэйра». И Хангерфорд рад быть на передовой этой битвы. В 2013 году он вошел в число номинантов Spear’s Wealth Management Awards в категории «Предприниматель года». За плечами Ника – работа в Barclays, Gerrard и Brewin Dolphin. Теперь подобные места его не прельщают.

«Прежде чем ваши деньги куда-нибудь вложат, там пройдет семь-восемь недель. У нас – меньше десяти минут в среднем. Мы реально трансформируем индустрию, – подчеркивает бизнесмен. – Можно еще пойти в какой-нибудь фонд с космическим названием… и, не исключено, заплатить этим активным управляющим больше, чем стоят услуги Nutmeg, где ваш портфель будет диверсифицирован по географии и классам активов и где он будет регулярно перебалансировываться».

В курсе событий

Ник не единственный, кто разочаровался в традиционных видах wealth management. Он лишь один из растущего класса предпринимателей, которым не нужны жаргон, костюмы с Севил-Роу и офисы с дубовой отделкой – классические атрибуты мэйфэйровских wealth-менеджеров. Взгляды коллеги разделяет Алон Левитан, главный по маркетингу в eToro – сети, предназначенной для онлайн-трейдинга: «До прихода сюда я и не знал, что разобраться в портфельном менеджменте и инвестициях может оказаться так просто. За тридцать с лишним лет никто мне этого не объяснял. Я был зол и раздосадован. Всю жизнь меня убеждали, что понять это слишком сложно и деньги надо доверять людям в костюмах».

Левитану не хватает слов, чтобы описать значение для eToro ее сетевой структуры. Платформа ранжирует прибыльных трейдеров, позволяет любителям общаться с ними и, копируя их профили, следовать каждой совершенной ими сделке (хотя можно и как угодно отклоняться). Благодаря этому стимулируется занимательный обучающий процесс.

«Вся финансовая индустрия держится на том, что знает что-то, чего обычный человек не знает. Вся эта информация у них под рукой, – объясняет Алон. – Мы же сводим всех этих людей с разных концов света, и в сети сейчас идет очень активный информационный обмен. В ней есть такие данные с локальных рынков, которых у людей никогда не было. Это уравнивает шансы: где бы вы ни были, можно получить те же сведения, что и остальные, и действовать исходя из них. Это демократично и дает инвес­торам новые возможности». Соединив подобным образом знания, eToro добилась того, что за год вовлеченность пользователей повысилась на 260%, а аудитория мобильных приложений выросла на 178%.

В экономике больших чисел и мире акционерного финансирования сила социальных сетей обес­печивает преимущество. Eagle Alpha выявляет важные для рынка твиты и отправляет их своим подписчикам. Я испробовал эту систему и могу сказать, что она впечатляет. Мне приходили твиты о росте зарплат ливийских неф­тяников, забастовках пилотов Ryanair и взрывах на перерабатывающих заводах в Бельгии. Быстрее эти новости никто не передавал. Неподтвержденные сообщения помечаются, а аккаунт можно настроить под себя. За день Eagle Alpha находит 50 тыс. твитов о компаниях из FTSE 350 и публикует в среднем 100, отфильт­ровывая их при помощи человеческих и машинных ресурсов.

«Часто даже ретвитнутая дважды запись может повлиять на котировки, и чтобы ее выявить, нужен человеческий ум», – рассказывает основатель и гендиректор фирмы Эмметт Килдафф. В ключевые моменты Eagle Alpha не подводила. В апреле 2013-го «Сирийская электронная армия» взломала аккаунт Associated Press и написала, что в Белом доме взорвали бомбу. Прежде чем распознать утку и восстановиться, рынки потеряли 136,5 млрд долларов, что вошло в историю как «Хакерский обвал».

«Мы знали, что это ложь, по двум причинам. Во-первых, никто больше не писал в Twitter о бомбе, и мы могли это подтвердить. Во-вторых, сирийцы отошли от стиля AP: “срочно” было написано маленькими буквами, перед “Бараком Обамой” не стояло “президент”, а перед “Белым домом” – артикля», – объясняет Килдафф. Все просто, и будь у трейдеров в Нью-Йорке Eagle Alpha, они бы, вероятно, минимизировали свои потери от инцидента, который стал больши­м конфузом для сферы, зиждущейся на проверке информации.

Эволюция или революция?

Однако те, кто сидит в банках, наверное, не хотят выглядеть заросшими паутиной динозаврами. Стараясь приглушить спекуляции о гражданской войне в индустрии, они утверждают, что видят скорее эволюцию, чем революцию. Бывший коллега Хангерфорда, а ныне сотрудни­к Rathbones отмечает: «У него в команде есть отличные люди, и я желаю ему всего самого лучшего. Я восхищен ими. Но не уверен, что наши целевые рынки совпадают. По-моему, здорово предложить что-то новое и прижать тарифы с комиссиями. Надеюсь, у них все получится».

На вопрос, не видит ли он элемента конкуренции, банкир из Rathbones отвечает, что пути у них с Nutmeg расходятся: «Мы даем клиентам персональный подход, и он для них не менее важен, чем динамика инвестиций. Вряд ли наш тип клиентов сильно изменится в ближайшее время. Поэтому я глубоко верю, что рынки у нас разные, хотя варианты мы предлагаем аналогичные».

Дивный новый мир

Впрочем, многие из крупных банковских структур живут не один век и готовятся пережить еще несколько. Иан Юарт, отвечающий в Coutts за продукты, услуги и маркетинг, в успехе не сом­невается: «Сама цель нашего существования заключается в том, чтобы упростить беспокойную жизнь наших клиентов. Все больше нам в этом помогают интернет и мобильные приложения. Конечно, мы стремимся развернуть с их помощью полное банковское обслуживание».

Без «непрерывных инноваций» не обойтись, полагает Юарт: «Финсектор понял, что главное – это продукты. Сейчас wealth management куда инновационнее, чем раньше, и наше по-настоящему комплексное решение тому свидетельство».

Вне сомнений, технологии трансформировали услуги wealth-менеджеров и инвестбанкиров. Как и другие участники индустрии, Иан признает значимость народившихся альтернатив. Считает ли он их наследием рецессии? «Безусловно». С запуском программы по защите потребителей инвестиционных услуг (Retail Distribution Review) ландшафт банкинга начал меняться, указывает Юарт; меняться стала и тактика завоевания и удержания клиентов. И таким, как Coutts, «очень интересно обсуждать, кто чем будет заниматься, что будет в цене и за что будут платить».
Некоторые консервативные wealth-менеджеры наверняка побоятся участвовать в подобном обсуждении, размышляет Хангерфорд: «Если ты готов, то ты готов. Если нет – тебе конец».



19.06.2014

Источник: SPEAR'S Russia №6(39)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз