Островные офшоры


Ася Андреева и Дарья Антонова, эксперты PwC, – о новых требованиях экономического присутствия на практике.

21.11.2019





Начало 2019 года запомнилось многим владельцам активов и консультантам нововведениями в области требований экономического присутствия компаний в офшорных юрисдикциях. В частности, принятые на Британских Виргинских островах, Гернси, Джерси и острове Мэн законы предполагают, что зарегистрированные в этих юрисдикциях компании должны иметь в них определенный уровень экономического присутствия – управляться специалистами с соответствующей квалификацией с территории юрисдикции, нести там расходы и т.д. Требования распространяются только на юридических лиц – налоговых резидентов данных юрисдикций, занимающихся определенными видами деятельности (далее – релевантная деятельность), например, холдинговой деятельностью, различной финансовой деятельностью, связанной с банковским делом, инвестициями, страхованием и предоставлением финансирования. Сейчас требования об экономическом присутствии компаний действуют уже более полугода, и интересно посмотреть, какие тенденции наблюдаются в этих юрисдикциях и как ситуация может развиваться дальше.

Как введение требований отразилось на юрисдикциях?

Количество компаний, зарегистрированных в этих юрисдикциях, демонстрирует отсутствие единой тенденции по изменению численности компаний. Видно, что среди владельцев активов Британские Виргинские острова – наиболее популярная юрисдикция, хотя количество компаний за последний год ­там уменьшилось.
Можно предположить, что причина – решение собственников объединить активы под одной компанией и ликвидировать «пустые» компании без активов.

Одним из критериев экономического присутствия является наличие в юрисдикции достаточного количества сотрудников для ведения бизнеса. Если соотношение населения и количества зарегистрированных компаний будет казаться недостаточным, как, например, на Британских Виргинских островах, может возникнуть необходимость в командировании специалистов из РФ и других стран на БВО. Однако из-за удаленности островов на практике с этим возникают сложности.

Утверждать, что уменьшение количества компаний на островах связано именно с введением требований экономического присутствия, нельзя – численность реестра компаний на Британских Виргинских островах и Джерси колеблется на протяжении уже нескольких лет.

Некоторые собственники компаний на Британских Виргинских островах меняют только налоговое резидентство компаний на резидентство Кипра, Джерси, Гернси и других юрисдикций, где с практической точки зрения может быть проще обеспечить наличие квалифицированных специалистов.

Таким образом, чтобы сделать однозначные выводы касательно влияния нового законодательства на ситуацию в островных офшорах, требуется более длительное наблюдение.

Надо ли выполнять требования, и если да – какие и как?

Чаще всего компании в рассматриваемых юрисдикциях используются российскими собственниками либо как холдинговые в цепочке мажоритарного, или существенного владения активами, либо как портфельные, инвестиру­ющие в долевые и долговые ценные бумаги.

Для холдинговых компаний согласно Закону Британских Виргинских островов об экономическом присутствии (далее – «Закон») и проекту одноименного кодекса предусмотрены более мягкие требования – обязанность соблюдать законодательство (в частности, Закон о коммерческих компаниях или Закон об ограниченном партнерстве), а также иметь разумное количество сотрудников для управления активами компании и помещение для их расположения. При этом требования по управлению с территории БВО или ограничения по аутсорсингу на такие компании не распространяются. Однако в соответствии с Законом компании, владеющие не только акциями (долями) в акционерном (уставном) капитале иного лица, но и другими активами – облигациями, недвижимым имуществом и т.д., – не будут признаваться холдинговыми. Эти компании не являются ни финансовыми (так как держат долговые бумаги в качестве инвестиций), ни исключительно холдинговыми (в силу владения иными активами, кроме акций и долей участия). Применение к ним требований об экономическом присутствии – спорный вопрос.

Ситуация ярко иллюстрирует проблему неполноты правового регулирования новых требований, для которых нужны уточнения и разъяснения. На островах для этой цели планировалось принять проект Кодекса об экономическом присутствии еще в мае, однако до октября 2019 года этого не произошло.

Таким образом, применение требований экономического присутствия в юрисдикции регистрации компании требует тщательной оценки и анализа.

Что делать дальше?

На данный момент у компаний есть несколько вариантов действий.

При выборе такого варианта, как сохранение компании на территории ее учреждения, необходимо оценить, распространяются ли на нее рассматриваемые требования, в какой степени компания им соответствует и риски невыполнения. Сохранение компании, подпадающей под действие Закона, без принятия мер по соблюдению требований маловероятно и может обернуться для собственника отказом банков в осуществлении транзакций или в открытии новых счетов, а также различными санкциями.

Другой возможный вариант – редомициляция, когда компания меняет юрисдикцию регистрации, при этом сохраняя свои активы и структуру. Это осуществимо, лишь если и юрисдикция первичной регистрации компании, и конечная юрисдикция допускают редомициляцию компаний, а в отношении собственника не инициированы процедуры ликвидации или ­банкротства.

Альтернативная опция для собственников активов – смена налогового резидентства компании без смены ее юридической регистрации. В таком случае требуется наличие в другом государстве центра управления компанией, что может повлечь увеличение расходов и налогового бремени компании.

Перспективы

Сегодня сложно делать однозначные выводы, как нововведения отразились на рассматриваемых юрисдикциях. По нашему опыту, не все российские собственники готовы отказаться от иностранных элементов структур владения активами. Можно предположить, что интерес к созданию новых компаний и других структур сохранится.

Чтобы устранить возможные юридические и налоговые трудности, рекомендуется консультироваться со специалистами, которые предлагают услуги по детальному анализу законодательства офшорных юрисдикций, разработке и сопровождению в них различных структур с учетом соблюдения всех требований экономического присутствия.

Во избежание рисков, связанных с невыполнением требований уже существующей компанией, возможен вариант перехода к другой структуре владения – это требует анализа рисков и разработки альтернативных вариантов с привлечением специалистов в каждой конкретной юрисдикции. 



21.11.2019


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз