Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/ostorozhno-vzletaem
Дата публикации
11.05.2023
Рубрики:
Savoir Vivre
,
Путешествия
Напечатать страницу
Чартерный перелет на бизнес-джете – самый доступный входной билет в закрытый клуб бизнес-авиации. Он подходит для широкого спектра путешествий – от одноразовых покресельных полетов до аренды целого самолета 2–3 раза в месяц.
Чартерный борт – не столько про деньги, сколько про время и комфорт. Новые успешные предприниматели не всегда знают, в какой момент услуги бизнес-авиации становятся им по карману. Между тем кейсов, когда аренда самолета безальтернативна, масса. Особенно сейчас, когда доля деловых перелетов резко возросла, а предприниматели и топ-менеджеры корпораций поставлены в жесткие конкурентные условия.
Например, чартерный борт помогает топ-менеджменту крупных добывающих компаний за один день проконтролировать цикл производства в городах, между которыми нет регулярного авиасообщения. Бизнес-авиация не привязана к расписанию, экономит время, которое ушло бы на ожидание неудобных стыковочных рейсов, дает конфиденциальность и возможность не прекращать деловой активности на борту.
€40 000
средняя стоимость аренды бизнес-джета по маршруту Москва-Стамбул
Бывают нетривиальные случаи. Например, благодатный огонь с горы Афон в этом году, как и во многие предыдущие, доставляли в Россию на частном самолете. Спортсмены, особенно в командных видах спорта, прибегают к аренде самолета во время соревнований. Завоз оборудования и продовольствия исследователям в Антарктиду зачастую выполняется частными самолетами. Картинные галереи и произведения искусства, требующие особого подхода к транспортировке, летают самолетами бизнес-авиации.
Отдых – еще один кейс. Хлопоты из-за перевозки семьи, няни, домашних животных, местечковые аэропорты и отсутствие регулярного авиасообщения – все это может испортить любое начало отпуска. Конечно, можно полететь несколькими рейсами, проходить бесконечные досмотры, ждать пересадок и, возможно, терять на них багаж. А можно заказать чартер, выбрать нужный аэропорт, точную дату, время, любимый кейтеринг и просто полететь.
Поняв, для чего нужен чартерный бизнес-джет, самое время узнать, во сколько обойдется его аренда. Будем честны, стоимость в условиях санкций сильно изменилась, и вот почему.
Первое и главное – из России ушли все европейские операторы; до февраля 2022 года их насчитывалось около 300. Другими словами, с рынка вымыло большинство чартерных бизнес-джетов. Не сказать, что этот флот был современный и молодой, но из-за его массы уход оказался чувствительным.
Но есть и хорошие новости: парк бизнес-джетов, вставших под российский реестр, за последние полтора года существенно вырос. Если до февраля 2022 года он составлял не более 70 самолетов (включая, что важно, и конвертированные лайнеры SSJ-100), то по состоянию на март 2023 года объем только бизнес-джетов иностранного производства превысил 110 единиц. Правда, речь идет обо всех самолетах: и частных, и корпоративных, и чартерных.
Второе и тоже главное – запрет на прямые перелеты из России в Европу при наличии спроса. Из-за этого в моменте ценник взлетел в стратосферу. Точнее, таких моментов было два: первый – в феврале 2022 года, второй – в сентябре 2022-го.
Более 110 бизнес-джетов
иностранного производства было в российском реестре по состоянию на март 2023 года
«В вопросах ценообразования, конечно же, мы наблюдаем существенное увеличение среднего ценника на 30–50%. Причин этому много, главная – существенное снижение провозных мощностей. Джетов и операторов стало меньше, при этом растет спрос на конкретные направления», – рассказывает Дмитрий Петроченко, руководитель проекта Bizavnews.ru.
По оценке эксперта, сейчас средний чек на полет по популярному стыковочному маршруту Москва – Стамбул колеблется в районе 40 тыс. евро, что почти на 40% выше стоимости этого перелета до февраля 2022 года.
Другие игроки рынка также констатируют закономерный рост стоимости чартерных самолетов. По словам Златы Кофановой, заместителя директора Клуба «Бизнес Авиация», раньше рейс Москва – Стамбул на самолете типа Challenger 300 обходился в 30 тыс. евро. Теперь же востребованные маршруты из Москвы в Турцию или Эмираты выросли в цене в 2,5–3 раза.
Очевидно, что не все пассажиры готовы переплачивать: кто-то пересел обратно в бизнес-класс регулярных авиалиний, кто-то летает по системе Jet Sharing.
Ставшая популярной во времена пандемии система Jet Sharing, или покресельная аренда бизнес-джета, по-прежнему привлекает пассажиров. Плюс Jet Sharing в том, что это самый доступный входной билет в мир частной авиации. Если чек в 10–12 тыс. евро за кресло кажется приемлемым, добро пожаловать на борт.
В двух словах: Jet Sharing – это аренда в самолете ровно того количества кресел, которое нужно пассажиру, его семье или друзьям. Помимо кресла пассажир получает все привилегии бизнес-авиации: проход через VIP-терминалы, VIP-обслуживание и питание на борту, полет в условиях конфиденциальности с ограниченным комфортным количеством сопутствующих пассажиров. До февраля 2022 года прайс на кресло нередко равнялся цене бизнес-класса регулярных авиалиний. Экономия была налицо.
«На данный момент покресельная продажа есть, но она не пользуется такой популярностью, как во времена пандемии COVID, – рассказывает Злата Кофанова из Клуба «Бизнес Авиация». – Тогда кресло стоило 3–5 тыс. евро, и за эти деньги можно было бы напрямую долететь до Европы. Единственное преимущество покресельного полета в Европу теперь – пассажиру не нужно менять самолет при обязательном техстопе в Стамбуле, в отличие от регулярного рейса, когда приходится выходить в транзитную зону и пересаживаться в другой самолет».
Еще немного цифр. Кресло в одну сторону на бизнес-джете из Москвы в Пизу или Тиват обойдется летом 2023 года в 11 тыс. евро, в Салоники – в 10 тыс. евро. И это не предел. Учитывая, что парк чартерных бизнес-джетов значительно поредел после введения санкций, некоторые участники рынка стали фрахтовать большие коммерческие лайнеры в VIP-комплектации и продавать их покресельно. Самый известный из них – черный Boeing 757 авиакомпании Azur Air. В салоне 72 места бизнес-класса, цена кресла зависит от направления. Например, по маршруту Москва – Дубай за место придется выложить 6 тыс. евро.
Популярные маршруты среди чартерных пассажиров не менялись десятилетиями. В топе всегда фигурировали Ницца, Женева, Пиза, Лондон, Париж, Милан, Шамбери, Берлин. За последние полтора года запреты скорректировали направления, и в лидеры вырвались Арабские Эмираты, Турция, Мальдивы, Кипр, страны СНГ, например Армения. По понятным причинам частично отпали европейские направления, им на смену пришел интерес к внутренним российским локациям. В первую очередь к Сочи и Минводам с их горнолыжными курортами.
По оценке Дмитрия Петроченко из Bizavnews.ru, в пятерку международных направлений из Москвы сейчас входят Стамбул, Дубай, Ташкент, Ереван, Алма-Аты. Топовые внутренние направления из Москвы – Сочи, Петербург, Минводы. Почему статистика традиционно берет за основу полеты из Москвы? Все просто: в столице, с ее высокой концентрацией ликвидности, есть кому летать, а аналитикам есть кого считать. Большинство операторов, бортов, брокеров и рейсов сосредоточены именно в Москве.
А что же с Европой и так ли верна статистика? И да, и нет. Прямого авиасообщения между нашими странами нет, но влететь в Европу на частном самолете при желании можно. Не просто так среди популярных городов для полетов из Москвы фигурируют Стамбул, Дубай, Ереван. Это не только конечные точки маршрута, но и стыковочные узлы для полетов в закрывшуюся Европу.
Чтобы без нарушений и ненужных рисков влететь в Европу, важно знать негласные правила. Первое – нельзя прилететь на частном самолете по российскому паспорту или ВНЖ европейской страны. Не пустят. Но часть иностранных операторов, лояльная к российским пассажирам, организует полеты по следующему принципу. На борту должен лететь минимум один пассажир с нероссийским паспортом или хотя бы двойным гражданством, а остальные путешественники могут быть российскими гражданами.
Не стоит упускать и другой нюанс. Разные страны Европы по-разному дают слоты чартерным бизнес-джетам с российскими гражданами на борту. Например, наиболее лояльными являются авиационные власти Италии, Испании, Греции, некоторых городов Франции. С большой неохотой разрешение на прилет дадут в Германии и Австрии. А вот куда точно не стоит бронировать чартер – это в Прибалтику и Скандинавию. Вы можете даже оплатить рейс, но, если слот не дадут, стоимость, скорее всего, не вернут.
Чтобы пассажир не держал в голове тонкости, нюансы и постоянно меняющиеся ограничения и запреты на полет, на рынке бизнес-авиации принято прибегать к услугам специалистов. В отрасли работают два типа компаний, предлагающих аренду чартерного самолета. Первый и самый массовый – это брокеры. Их преимущество – проработка нескольких конкурентных вариантов от разных авиакомпаний, на любой вкус и кошелек. Второй тип – это собственно авиакомпании (операторы), которые эксплуатируют бизнес-джеты. Их козырь – возможность дать цену без комиссии брокера, но только на свои самолеты.
Не стоит забывать, что выбор теперь крайне ограничен из-за ухода европейских операторов, поэтому большой вариативности предложений ждать от брокеров не стоит. Кстати, комиссия за их работу нигде не регламентируется, но, как правило, не превышает 3–5% от рейса.
При первом обращении к брокеру не поленитесь съездить в офис и убедитесь, что там работает не один человек с телефоном, а организация, способная предоставить услуги даже в форс-мажорных обстоятельствах. Еще лучше опросите знакомых и получите рекомендацию проверенного брокера. И помните, что коммерческое предложение на перелет не может быть слишком дешевым. Эти простые правила позволят избежать испорченного рейса.
Нельзя не признать, что санкции больно ударили по такому важному сектору бизнес-авиации, как техническое обслуживание самолетов. В первые месяцы 2022 года собственники бизнес-джетов столкнулись с отказами в предоставлении услуг и запчастей по программам пост- и гарантийной поддержки от производителей и других поставщиков. Соли добавляет тот факт, что традиционно «условно российские» бизнес-джеты ремонтировались в Европе, так как в России не проводились сложные или крупные формы ТО. Тем не менее частные самолеты продолжают летать, и вот почему.
Во-первых, в любом законе есть лазейка, даже если этот закон – санкции. Согласно правилам Европейской ассоциации деловой авиации (ЕВАА), воздушное судно, принадлежащее физическому или юридическому лицу в России и сдающееся в аренду нероссийской авиакомпании, может быть обслужено, если договор лизинга налагает на арендатора обязательство по техническому обслуживанию этого воздушного судна. Правда, исключения составляют случаи, когда бизнес-джет используется для полетов между пунктами внутри России.
Во-вторых, для полетов в самой России уже практикуется такое модное явление, как параллельный импорт. Разумеется, посредническая схема накладывает значительные издержки на доставку и стоимость запчастей. Но тут уже каждый выбирает сам: платить и продолжать летать либо переформатировать бизнес и искать для эксплуатации другую технику. Как показывает практика, операторы не свернули свой бизнес. Центры технического обслуживания отказываются от комментариев, опасаясь санкций, а это значит, что выход все-таки найден.
Источник: WEALTH Navigator