Образы детства


Картина мира, живущая в сознании ребенка, чаще всего скрыта от родителей. Помочь выразить это внутреннее содержание может живой контакт с искусством. Виктория Ступина рассказывает о конкретных способах вовлечения ребенка в творческий процесс и о том, как привить детям интерес к искусству на всю жизнь.

03.11.2016




Eplnn-v0thchmkt5jb0ukucuu-bakmtvbilvhxf5ewq,98a02gjhuo2wvfpzqg4tmv4sgz0udwhlfsxsmck9dlw,xflplhd99msfzmwgsn3ndjsexwvh_9lnx3p4ljdeem4,wf1zysow2x8duig5vr407e08diydfht6ewfgnpyqwrs
Виктория Ступина

Советник по искусству, основатель компании ARTCONSUL.

Время летит очень быстро. Растет зависимость общества от постоянно развивающихся технологий, и на смену длинным и нудным текстам все чаще приходят яркие и емкие образы. В условиях современной реальности уже недостаточно уметь читать слова. Мы должны уметь читать изображения. Для этого нужно не только мгновенно генерировать эмоциональную реакцию на картинку, но и научиться понимать заложенный в образах смысл.

У детей есть неоспоримое преимущество перед взрослыми в глубине восприятия. Дело в том, что дети абсолютно лишены предвзятости в своих суждениях по причине отсутствия багажа негативного жизненного опыта. Вы никогда не услышите из уст ребенка выражение: «Мне это не близко, я это не понимаю». Он попробует понять: что это? Как это сделано и что этим сказано? Именно на благодатной почве чистого детского сознания родители могут вырастить нужные во взрослой жизни навыки и человеческие качества. Искусство для этого – идеальный инструмент.

Visual Thinking

Возможно, ваш ребенок сам пока не проявил никаких склонностей к творчеству и краски ему так же чужды, как и пластилин. Первое, что приходит в голову родителям, жаждущим для своего ребенка встречи «с высоким», – это повести его на выставку. Прекрасная идея. Постарайтесь не отбить зачатки любопытства к этой теме и имейте в виду, что по сравнению со взрослыми дети более раскованны и активны в общении как с самим произведением искусства, так и со средой его обитания. Они совершенно свободны в выражении эмоций и впечатлений. Вероятнее всего, во время посещения галереи не станут скрывать реакцию не только на саму экспозицию, но выразят свое впечатление от какой-то грязной капли на странице каталога, цвета стен в помещении или охранника у входа. Все эти, на ваш взгляд, не имеющие отношения к делу разговоры – очень разумная для ребенка стратегия сближения с миром искусства. Возможность свободно высказать свое мнение усиливает у детей ощущение причастности к искусству и всему, что с ним связано. Поэтому никогда не стоит одергивать детей и запрещать им задавать вопросы и делать комментарии.

Созерцание выдающихся произведений искусства и их анализ лежат в основе актуального метода развития визуального мышления (Visual Thinking). Суть его в том, чтобы привить ребенку навык воплощать свои мысли в образах и, наоборот, трактовать и анализировать увиденное. Такой подход учит детей пониманию мира через спокойное и осознанное наблюдение и дает прекрасную возможность сбавить темпы в безумном ритме повседневности.

Важно не только показывать, но и обсуждать с ребенком увиденное. Для того чтобы вести беседы об искусстве и высказывать свое мнение, ни вам, ни вашему ребенку не нужны специальные знания или особая подготовка. Беседы с детьми должны быть четкими, содержательными и откровенными. Язык, которым вы пользуетесь, чтобы описать и понять произведение искусства, не должен отличаться от языка повседневного общения. Непосредственным результатом таких бесед станет растущий на глазах интерес к творчеству во всех его проявлениях. А это путь к получению важного навыка: создания целого из отдельных элементов. Своим видением произведения искусства ребенок может свободно обмениваться с другими, не боясь быть обвиненным в ошибочном взгляде. Это его внутреннее восприятие через призму только его ощущений.

Обсуждая искусство с собеседником, дети учатся прислушиваться к отличному от их собственного мнению и понимать ход мысли другого человека. Важно мягко направить ребенка в его суждениях и не допустить категоричности или грубости. Привычным для ребенка должен стать оборот «Я думаю.., я хотел бы добавить к тому, что сказала N…» Эта тема прекрасна тем, что, ставя острые и актуальные вопросы, она не подразумевает категории правильных или неправильных ответов. Любая точка зрения самоценна как выражение индивидуальности.

Несколько рекомендаций

Для занятий важно использовать в качестве объекта исключительно произведения искусства эталонного качества. Потому что, возвращаясь к шедеврам снова и снова, каждый раз вы находите для себя что-то новое.

Как это выглядит на практике? Возьмем картину Бальтазара ван дер Аста, одного из выдающихся мастеров золотого века голландской живописи, «Натюрморт с цветами, фруктами, раковинами и насекомыми». Вы можете начать беседу с вопроса: что здесь изображено? Обсудите формы и цвета. Проговаривая с ребенком самые тонкие оттенки и нюансы, вы формируете его словарный запас и многогранность мышления. Хорошо делать это на примере пейзажей и натюрмортов, где есть разнообразие оттенков и форм. Жанровые сцены позволят ребенку применить свою фантазию. Как интересно строить предположения: кто эти люди? Откуда они пришли и куда направляются? Время суток, погода и настроение? Как много можно сказать, например, глядя на картину Василия Максимова «Все в прошлом»: это же целая история жизни!

В основе беседы с ребенком должны лежать три основных вопроса:

  • Что изображено на картине?
  • Что привело тебя к мысли, что происходит именно это?
  • Какие еще детали ты мог упустить?

Проговаривайте увиденное вслух. Подкрепляйте аргументами свои выводы. Учите ребенка слушать и принимать во внимание мнения других участников дискуссии. Помогите ему преодолеть смущение и влиться в обсуждение. Пусть он наравне с другими аргументирует свою позицию.

Обсуждая с ребенком произведение искусства, необходимо в своих комментариях перефразировать сказанное им так, чтобы вывести его на новый уровень восприятия и описания изображения. Например, ребенок увидел на картине фигуру мужчины. Ваш комментарий: «То есть ты видишь эту фигуру слева на переднем плане?» Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы его понимаете.

Скульптура в саду

Теория – это прекрасно. Но не стоит недооценивать важность для формирования личности малыша самого процесса творчества. Предположим, вы счастливый родитель ребенка, который перешел к практике. Вместе вы решили из какой-то груды деревяшек и пары железок изваять скульптуру. В этом процессе вам обоим, и прежде всего ребенку, предстоит решить некоторое количество задач. Как сделать так, чтобы эта конструкция не рухнула? В какой цвет покрасить ее основание, чтобы выгодно выделить все остальные элементы? Разбираясь с этими проблемами, ребенок учится подходить к делу осознанно и основательно. Поставьте готовую скульптуру на видное место в доме или в саду и каждый день обязательно говорите о ней. Снова и снова задавайте юному скульптору вопросы о ее создании. Особенно важно акцентировать внимание на творчестве ребенка для приходящих в дом гостей. Так дети учатся воспринимать критику конструктивно и с интересом. Каждый раз, рассказывая собеседнику о своем произведении, ребенок проходит в своем сознании все стадии его создания и учится обосновывать свое видение. В итоге он сможет четко объяснить, почему сделал именно так, а не иначе.

В следующий раз во время похода в музей, глядя на причудливую груду металла под интригующим названием «Весна», он задумается не только над тем, как все это держится, но и что это значит. Ведь он уже понимает, что каждое произведение искусства – это зашифрованное высказывание автора. Такого же, как он сам. Самостоятельное творчество позволяет детям в раннем возрасте выразить то, что они не могут сформулировать или же просто высказать. Это развивает независимость, уверенность, достоинство.
Вы можете даже объединить изучение литературы и творческий процесс. Прочитав ребенку какую-то историю, попросите его нарисовать самый запомнившийся момент или персонаж. Если малыш уже умеет писать, то пусть он даже напишет название своего рисунка. Еще один прекрасный способ – это составление коллажей. Возьмите журнал и предложите ребенку найти в нем все картинки, которые отображают чувство, скажем, радости, грусти или злобы. Или, например, найти цветы и овощи. Вырезать все это и приклеить на лист бумаги.

В помещении, где ребенок занимается творчеством или вместе с вами обсуждает очередной шедевр, очень важна атмосфера. Найдите эстетически приятное место с естественным освещением, большим окном и растениями. Разместите там на мольберте и на стенах работы вашего ребенка. В этом помещении не должно быть никаких рекламных постеров или коммерческих репродукций. Вы также можете каждый месяц выбирать разные темы для декора и вовлекать ребенка в этот процесс.

Не богатство, а счастье

Сегодня нет, наверное, ни одного родителя, которого бы не беспокоила легкодоступность для детей различных девайсов и все, что из этого следует. Когда родилась моя дочь Мишель, я клятвенно обещала себе, что как минимум до трех лет ее пальчики ни при каких обстоятельствах не коснутся планшета с играми. Но реальность внесла в мой чадолюбивый план свои коррективы. Сейчас Мишель полтора года, и она великолепно ориентируется в меню на экране, безошибочно находя там свои любимые игры. Это меня по-прежнему очень пугает и заставляет всерьез пересмотреть подход к процессу воспитания. Я стараюсь переключить ее внимание на более созидательные и осмысленные действия. Дети должны учиться терпеливо наблюдать и получать от этого удовольствие, а не тыкать пальцем в разные кнопки ради максимально быстрого получения результата. И тут мне должно помочь общение с искусством, оно учит ребенка концентрации и анализу, из которых исходит следующее действие.

Не стоит учить своих детей быть богатыми. Надо учить их быть счастливыми, знать истинную ценность вещей, а не их цену. Только немногие из нас, покинув территорию детства, продолжат свой творческий путь с кистью в руке. Но остаться вдумчивым ценителем искусства в ваших силах. Это удовольствие на всю жизнь.



03.11.2016

Источник: SPEAR'S Russia #10(62)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз








Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.