Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/obligatsii-v-2010-godu-byli-interesnee-rynka-aktsiy
Дата публикации 24.12.2010
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Облигации в 2010 году были интереснее рынка акций


Рынки облигаций в этом году вели себя довольно волатильно и заставили инвесторов понервничать. Но для тех, кто действовал вместе с движениями рынка, инвестиции в облигации в 2010-м могли быть интереснее, чем в акции. Особенно повезло инвесторам в бумаги развивающихся стран.

Losovaya
Александра Лозовая

заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе»

Рассмотрим государственные облигации, которые, в особенности в этом году, предпочитали инвесторы. Динамику госбумаг повторяют и корпоративные облигации.

В самом начала года цена 10-летних гособлигаций США и наиболее безопасных в Европе бондов Германии была невысока при неплохой доходности. Американские UST торговались примерно за 96% номинала при доходности 3,8%, немецкие BUNDS – за 99,5% с доходностью 3,2%. Этому способствовала экономическая неопределенность и дискуссии на тему, откуда ждать второй волны кризиса. В итоге цены облигаций шли вниз, и их можно было дешево купить. Купонные доходы инвесторов тем временем росли.

Но к маю разразился кризис государственных долгов стран PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания), приведший к существенному падению цен на облигации этих стран и росте доходности по ним до многолетних максимумов.

После такой встряски инвесторы потянулись в спасительные и максимально надежные государственные облигации США и Германии. Доходности этих бумаг в 2010 году продемонстрировали исторические минимумы – настолько высок был спрос на них. Пик цены (и, соответственно, минимальная доходность) на облигации США и Германии пришелся на сентябрь-октябрь. К началу октября доходность UST снизилась до годового минимума – 2,38%, а цена облигаций поднялась до 102%, а к концу ноября и до 105%. Цена немецких гособлигаций достигала пика в августе – 106% номинала, а доходность на тот момент была близка к 2%.

Но к завершению года ситуация стала меняться. Обострение долгового кризиса в Европе и политика «количественного смягчения» в США привели к падению спроса. В итоге доходность американских бондов стала расти и на 23 декабря составила 3,34%, а цена облигаций сейчас вернулась к уровню начала 2010-го – примерно 94-96% от номинала. Примерно на таком же уровне сейчас торгуются немецкие гособлигации с доходностью чуть выше 3%.

Сегодня доходность государственных облигаций чуть ниже, чем в начале года, что не слишком хорошо для инвесторов, но за счет купонного дохода они остаются в плюсе. Для тех, кто зафиксировал прибыль на пике цены облигаций в октябре, а сейчас снова вкладывает в них, рынок бондов, пожалуй, был интереснее, чем рынок акций.

Сейчас коррекция на рынке облигаций вызвана постепенным восстановлением мировой экономики, ростом инфляции и инфляционных рисков и приближающимся циклом повышений процентных ставок со стороны крупнейших центробанков. Думаю, что доходность на рынке государственных облигаций США будет плавно повышаться в течение всего 2011 года (не исключаю уровней 4-5% к концу 2011 года), что будет корректировать ставки доходности по остальным долговым инструментам.

Что касается облигаций развивающихся рынков, то спросом у инвесторов они начали пользоваться со второй половины 2010 года. Ценовой индекс Euro-Cbonds Emerging Markets (Euro-Cbonds EM), состоящий из 50 государственных еврооблигаций стран с переходной экономикой (Россия, Бразилия, Мексика, Турция, Польша, ЮАР и другие) начал расти с июня 2010 года, с отметки 100 пунктов до 110-111 пунктов в начале ноября. Затем коррекция затронула и этот сегмент облигаций, индекс Euro-Cbonds EM упал к настоящему моменту до 104 пунктов (средневзвешенная доходность по индексу составляет 5,32%).

Традиционно доходность по госдолгу стран с переходной экономикой выше, чем у развитых стран. В этом году повышенным спросом пользовались облигации стран БРИК, поскольку их государственные финансы оказались в лучшем состоянии, чем у стран развитых (дефицит бюджета, внешний долг к ВВП, торговый баланс).