Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/ob-otnoshenii-k-dengam
Дата публикации
26.12.2012
Текст:
Алина Проскурякова
Рубрики:
Интервью и портреты
Напечатать страницу
Павел Каплевич и Алексей Ищенко
Увидеть гармонию в пестрых графиках электронной торговой платформы и поймать взглядом рыночный тренд. Выразить зыбкое ощущение в цифрах стройной инвестиционной стратегии и раскрасить картину будущего самыми яркими красками. Алексей Ищенко уверен, что управление капиталом, как создание живописного полотна, тоже начинается со зрительного образа.
Когда российский PBWM с его атрибутами комфорта и демонстративной успешности, уютными холлами и вышколенным персоналом принялся мимикрировать под розничный банк с металлическими стульями «Филипп Старк» и кучками клиентов, скучающих у расчетных касс, топ-менеджеры как будто разделились на два лагеря. Одни оправдывают экономию на кофе и булочках, другие – за старомодное гостеприимство. Первые утверждают, что для клиента важны только конечные цифры в отчете, вторые – что личный контакт и человеческие взаимоотношения – надежный канал привлечения новых денег. Алексей Ищенко – из тех, кто полагает, что не стоит ломать традиции в угоду Филиппу Старку. С его появлением в УК «Промсвязь» упоминаемость компании в прессе увеличилась на 60%, а узнаваемость бренда – на 40%.
Мероприятие по случаю юбилея сопровождалось всеми старомодными элементами светского приема: шампанское брют, канапе с икрой, поздравления от друзей и партнеров. «Сегодняшний рынок инвестиционных услуг – это, несомненно, рынок предложения: мы сформируем любой продукт, если сумма инвестиций позволит окупить его (структурное предложение – от 100 тыс. долларов, фонд – от 15 млн долларов), и должны помнить, что мы такие не одни. Я всегда говорю своим сотрудникам: о’кей, вы все прекрасные специалисты, потому здесь работаете. Но этого недостаточно. Вы должны быть интересны клиенту чем-то помимо профессиональных навыков. Быть человечнее, эрудированнее, привлекательнее и харизматичнее, чем конкуренты. Иметь в запасе как минимум пять тем, которые вы готовы поддержать. Клиент хочет знать, кто тот человек, которому он доверяет свои сбережения: его жизненные принципы и убеждения, политические взгляды и способность аргументировать свою точку зрения – все это так же важно, как и до кризиса с его теорией нового аскетизма. Клиент хочет видеть, как управляющий ведет себя в светской обстановке, а как во время политической дискуссии… ».
Алексей Ищенко известен на рынке компаний финансовой индустрии умением не только управлять, но и продавать – инвестиционные продукты, будущие проекты и собственные профессиональные достижения. В позапрошлом году он пришел из «Атона» в Промвязьбанк, чтобы возглавить его инвестиционное подразделение. И не с пустыми руками, а с планом вывода компании на широкий рынок и командой специалистов. Сегодня УК вышла в точку рентабельности. «Я взял на себя обязательство привлечь 130 млн долларов от частных и корпоративных клиентов, до конца года мы планируем увеличить этот показатель еще на 70 млн долларов. Другая задача – повысить маржинальность продаж с 1 до 2%». Достойная цель для условий стабильной экономики, но не слишком ли амбициозная для узкого, падающего и высококонцентрированного рынка коллективных инвестиций? Исчисляемый всего лишь несколькими миллиардами долларов, он сегодня испытывает отток активов 12–25% в год и демонстрирует колоссальную концентрацию – восемь российских компаний аккумулируют 70% всех активов. Отличная возможность для нового старта: полтора года назад Ищенко сделал ставку на текущую неопределенность экономики и почти в три раза увеличил объем средств под управлением – до 13 млрд рублей, примерно 90% которых – средства крупных частных клиентов: владельцы бизнеса, топ-менеджеры, акционеры компаний и чиновники – бизнесмены с опытом управления – все чаще поступают на госслужбу, констатирует Ищенко. «Наша стратегическая цель – отвлечь внимание хайнетов от швейцарских депозитов, показать, что на сегодняшнем рынке можно достичь большей доходности, а тактическая – заместить нерыночные (низкомаржинальные) сделки рыночными». В его продуктовой линейке 20 предложений: «оптимальное количество, чтобы не утратить фокус». В отличие от многих коллег по отрасли, руководитель УК «Промсвязь» считает ПИФы весьма перспективным направлением развития. «В следующем году мы планируем получить несколько десятков миллионов долларов через сеть дополнительных офисов ПСБ. Стандартные продукты – эффективный и высокомаржинальный бизнес. У нас 300 точек продаж, и я планирую задействовать каждую по полной программе».
Полтора года назад руководство Промсвязьбанка приняло решение провести структурные изменения в УК «Промсвязь». В тот период, когда перспективы глобальной экономики вызывали много вопросов у финансового сообщества. Этот риск себя оправдал, как вы оцениваете результат?
На мой взгляд, риск себя оправдал. Управляющая компания претерпела глубинные изменения буквально во всех компонентах своей деятельности: инфраструктуре, продуктовой линейке, бизнес-процессах, персонале. Радикально возросло количество и качество клиентов. Другое дело, что мы, будучи «стайерами», ждем гораздо большего на более длительном временном горизонте.
За минувший год компании удалось увеличить объем активов под управлением и привлечь большое число новых клиентов на открытом рынке. Это как-то связано с тем, что новый топ-менеджер перетянул к вам своих прежних клиентов? Возможно ли сохранить набранный темп прироста AuM в следующем году?
Я думаю, в этом процессе есть совокупность факторов, в том числе и этот. Надо сказать, что сопоставимый объем новых активов был привлечен и с рынка.
Безусловно, в текущей рыночной ситуации расти каждый год такими темпами будет крайне непросто, но планы у Промсвязьбанка в области управления активами довольно амбициозные, и мы приложим все усилия, чтобы их реализовать. Залог успеха в большей интеграции бизнеса по управлению активами и мощной инфраструктуры и клиентской базы Промсвязьбанка.
Знаменитый театральный сценограф, лауреат множества престижных премий и один из самых востребованных художников современной России Павел Каплевич называет бумажные деньги квинтэссенцией графического дизайна. Они во всем, но и в них все: вечность и современность, традиции и технология – не случайно самые «модные» купюры выпускает Швейцария – консервативнейшая страна мира. Если бы ему заказали дизайн новой купюры, он бы тоже сделал нечто «сверхсовременное».
Каплевич уверяет, что относится к деньгам так же, как к искусству, – и то и другое надо брать и использовать по назначению, а не хранить под замком. Крупную сумму, долгое время лежавшую на депозите «без дела», Каплевич отдал другу: «Ему надо было». Говорит, что легко расстается с деньгами и вообще может без них обойтись. В доказательство открывает большой кожаный портфель, набитый пачками купюр разного номинала: «Собирал сегодня по всей Москве. Покупаю новую машину, тоже Audi Q7. Прежнюю-то сын уже считает своей». У Каплевича нет финансового советника и персонального менеджера в банке. И бумажника тоже нет. «Видимо, из-за такого отношения к деньгам банки и ко мне относятся несерьезно. Кстати, еще недавно я носил деньги в целлофановом пакете, некоторые мои знакомые до сих пор так поступают».
Он не умеет работать меньше чем над 20 проектами одновременно, долго читать одну книгу или общаться только с одним человеком. Постоянно отвлекается от главной темы нашего интервью – «деньги как искусство», – чтобы показать только что придуманную обложку для сольного диска Евгения Маргулиса (сегодня встреча с автором), поздравить с днем рождения великолепную Илзе Лиепу, ответить на звонок телеведущей Тины Канделаки и пригласить ее в театр. После спектакля еще запланирована встреча с Андрисом Лиепой – готовы эскизы фотографий для юбилейного вечера звезды мирового балета. В ближайших планах – совместный с Музеем архитектуры проект для Сбербанка «Город под водой – великая русская утопия». Большой несостоявшийся – из-за нехватки денег – архитектурный проект. Среди прочих утопических шедевров – Кремль, каким видел его архитектор Баженов. Макет был сделан по заказу Екатерины Великой, но проект заморозили из-за дефицита бюджета. А это храм Христа Спасителя на Воробьевых горах архитектора Витберга, сосланного в далекую Вятку за растрату. Дворец Советов, увенчанный скульптурой Ленина, настолько гигантской, что ей вряд ли когда-то предстояло показаться из-за облаков. Прекрасные творения архитектурной мысли, так и не воплощенные в камне из-за денег, их избытка или недостатка, из-за банальной меркантильности, наивной щедрости или преступной расточительности… Спонсорские вложения, инвестиции и финансирование творческих проектов – сегодня многие прекрасные идеи реализуются на деньги, имеющие не самое прозрачное происхождение. Каплевич признается, что часто думал над связью между способом получения денег и тем продуктом, который произведен за их счет, – и не нашел ответа. Действительно ли деньги очищаются в третьем поколении? Можно ли искупить грехи добрыми делами? Какова цена высокого социального статуса? «Я точно знаю только то, что странные и неоднозначные люди с большей готовностью финансируют разные странные и неоднозначные замыслы».
Каплевич настоятельно советует пресекать его попытки провести экскурсию по переделанной из сталинской однушки мастерской в Большом Козихинском: «Если я начну показывать все эти работы, вы задохнетесь». И все-таки невозможно удержаться от расспросов. Вот шапка XVI века, «снимавшаяся» у Сергея Эйзенштейна в «Иване Грозном», а эта – из спектакля Станиславского; малайзийская серьга XIV века; расшитая золотом куртка грузинского князя; плафон с рисунками режиссера Рустама Хамдамова, редкая фотография Вацлава Нижинского и подлинник картины Константина Сомова. Вот портрет Каплевича, нарисованный писательницей Людмилой Петрушевской, и портрет, сделанный фотографом Клавихо-Телепневым…
«Я не считаю, что стыдно зарабатывать деньги, хотя многие представители моей среды именно так и полагают. Или не умеют. Тина Канделаки вот умеет и постоянно получает за это, причем от близких вроде людей. А я думаю, что умение зарабатывать деньги – великий талант. У нас до сих пор считается, что хорошие люди должны быть нищими, жить в одинаковых квартирах и пить одинаковую водку, а вырвавшихся вперед норовят назвать выскочками просто так, по советской привычке. Может быть, как раз поэтому я вообще не общаюсь с художниками: я очень продуктивный, недепрессивный и несильно пьющий, короче – тот самый выскочка. Мне, может быть, тоже до сих пор тяжело дается слово “артишок”. Но я его ем и буду есть!»
Материал опубликован в SPEAR’S Russia #12(24) под заголовком «Деньги как искусство».
Источник: SPEAR'S Russia