О латвийском private banking


Роберт Иделсон обосновывает превосходство Латвии в вопросах управления активами и в конце приводит неоспоримый аргумент в доказательство перспективности латвийской юрисдикции для состоятельных клиентов.

05.06.2013




Img_8653
Роберт Иделсон

председатель правления М2М Прайвет Банка

В силу страновой специфики, российский банк не в состоянии удовлетворить все потребности многих российских клиентов, и они держат счета как минимум еще в одном банке за пределами России – обычно это банк в Европе.

Понятно, что в этом разрезе Швейцария является самой «популярной» юрисдикцией. Обслуживаться в швейцарском банке престижно, как и владеть швейцарским банком. К сожалению, существует несколько неприятных моментов, которые делают ведение банковского бизнеса в Швейцарии неинтересным, главная из которых – это слишком зарегулированный рынок, и без критической массы хотя-бы в 5 млрд долларов под управлением банку трудно быть прибыльным. Небольшой банк, базирующийся в Швейцарии, почти наверняка убыточен, и клиентам хорошо бы это понимать.

Однако помимо Швейцарии в Европе есть еще достаточно «нормальных» юрисдикций для private banking. «Нормальных» значит с традициями обслуживания состоятельных клиентов из России, с квалифицированным банковским персоналом и со взрослым законодательством: банковской тайной, избежанием двойного налогообложения и т.д. Этим критериям удовлетворяют одновременно несколько стран: Лихтеншейн, Люксембург, Австрия, Латвия и, до недавнего времени, Кипр.

Если говорить о бизнесе private banking, то в Латвии его делать проще, чем в России. В первую очередь, потому что в России очень высокие процентные ставки – это одна из главных проблем нашего рынка. Если будучи банкиром ты привлекаешь депозиты под 4%, то должен заработать хотя бы 8, а 8% в долларах – это очень высокая доходность. Чем выше доходность, тем выше риски, все это прекрасно понимают.

А в Европе такой проблемы нет: процентные ставки там низкие, все к этому успели привыкнуть, и можно не заниматься размещением средств в рисковые активы. Поэтому если вы посмотрите на структуру доходов европейского частного банка, то увидите, что основная статья там – управление капиталом, тогда как доходы от wealth management частного банка в России будут довольно невысокими в сравнении с остальными направлениями.

Европа стремительно меняется, и я не удивлюсь, если через пять лет Италию или Испанию будут считать страной третьего мира, в то время как Латвия или Эстония станут примерами для подражания. И при выборе юрисдикции – для любых целей – важно не попасть в плен предрассудков. Страны с большим госдолгом и серьезными структурными проблемами обречены на сильные потрясения в близком или не очень будущем: драматическое повышение налогов, инфляция, банкротство банков, выход из еврозоны – да что угодно.

По сравнению с небольшими странами – Люксембургом или Лихтенштейном, Латвия выглядит выгодно из-за небольшего размера банковского сектора. Если в Люксембурге активы банков к ВВП составляют около 2,500%, то в Латвии этот показатель не превышает 150% (на Кипре напомню он был около 800%). После истории с Кипром в Европе оказывается сильное давление на страны с гипертрофированной банковской системой, и именно поэтому Люксембург в апреле заявил что отказывается от банковской тайны начиная с 2015 года.

Латвия же лишена этих проблем. Что будет с ней в контексте происходящих изменений? Сейчас она считается юрисдикцией «ниже среднего», но «считается» – ключевое слово. Если же смотреть не взглядом 2-х или 3-х летней давности, а объективно, исходя из сегодняшних и завтрашних европейских реалий – она гораздо выше среднего, и я хорошо чувствую, общаясь с клиентами, что они начинают это понимать.

А мне лично в Латвии очень нравится свежий воздух.

Атлас



05.06.2013

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз