Няни с правами


В январе 2016 года вступили в силу изменения в трудовое законодательство, напрямую запрещающие заемный труд или, иными словами, аутстаффинг. Это напрямую касается работы личного персонала – водителей, нянь, домработниц. Егор Коваленко полагает, что после вступления в силу поправок стоимость труда этих личных помощников существенно возрастет.

03.02.2016




C36b6846
Егор Коваленко

Управляющий партнер «Национальной юридической службы»

Аутстаффинг (от английского out – вне и staff – штат) – это выполнение некоторых работ в организации лицами, находящимися «вне штата», то есть не состоящими в трудовых отношениях с работодателем. В российском праве такой способ привлечения работников называют более прозаично – заемный труд.

На протяжении последних 20 лет в российских бизнес-кругах выработалось несколько вполне приемлемых алгоритмов по привлечению заемного труда. Использовались и договоры аутстаффинга, и договоры о предоставлении персонала, и договоры на подбор персонала, и договоры оказания услуг.
Исполнитель по таким договорам обеспечивал начисление и выплату заработной платы работнику, вел необходимый документооборот, в то время как работал последний на территории посторонней организации, подчинялся распорядку дня посторонней организации и выполнял указания ответственного лица той же посторонней организации, а заказчик перечислял деньги исполнителю за работу «арендованного» сотрудника.

Со временем аутстаффинг начал пользоваться популярностью благодаря своим преимуществам – удобству привлечения персонала, снижению внутренних затрат на содержание штата, уменьшению налоговой нагрузки, снятию ответственности по ряду социальных и трудовых обязательств. Спрос, как известно, рождает предложение. Тем более что стать компанией-исполнителем (аутстаффером), нанять персонал для дальнейшего его предоставления в «аренду» могли любые предприниматели. Никаких лицензий, разрешений и согласований с контролирующими органами не требовалось. Соответственно, рынок услуг рос, развивался и никак не контролировался. На этом фоне учащались случаи, когда заемные работники лишались заработной платы или были вынуждены работать в условиях, совершенно не соответствующих принятым социальным нормам, а привлечь виновного к ответственности было практически невозможно.

Законодатель, под давлением общественности и правозащитников, решил навести порядок и взять под строгий контроль сферу оказания таких услуг, обеспечить соблюдение прав работников. В 2010 году впервые в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий полный запрет заемного труда в любых его формах. Примечательно, что второе чтение растянулось на два года, и в итоге такой запрет в законопроекте трансформировался в запрет с исключениями.

В январе 2016 года вступили в силу изменения в трудовое законодательство, которые напрямую запрещают заемный труд. Статья 56.1 Трудового кодекса РФ будет звучать следующим образом: «Заемный труд запрещен. Заемный труд – труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника».

Впрочем, возможность привлечь работника через посредника останется, но уже под строгим контролем государства. В соответствии со статьей 18.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» на смену договорам аутстаффинга придут договоры о предоставлении труда работников (персонала), по которым исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций.

Главные новшества закона коснулись исполнителей по таким договорам. Теперь право осуществлять деятельность по направлению работников смогут:

  • частные агентства занятости – юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности (законодателем также установлено требование к уставному капиталу такого агентства – не менее 1 млн рублей);
  • юридические лица (в том числе иностранные), если работники направляются к:

- аффилированным юридическим лицам (то есть связанным с направляющим);

- акционерным обществам, являющимся стороной акционерного соглашения.

Закон допускает заключение договора частным агентством занятости с работником в случаях направления его к:

  • физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства (речь идет о нянях, домработницах, личных водителях и иных работниках, огромный штат которых в настоящее время находится «в тени»);
  • работодателю для исполнения обязанностей временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы в соответствии с законом;
  • работодателю для проведения работ, связанных с заведомо временным расширением производства или объема услуг (до 9 месяцев).

Все денежные отношения у принимающей стороны возникают не с работником, а с частным агентством, которое, в свою очередь, рассчитывается с работником. При этом закон закрепляет субсидиарную (то есть дополнительную) ответственность принимающей стороны по обязательствам работодателя (в том числе по срокам выплаты заработной платы и иных сумм, уплате компенсаций и выплат). Субсидиарная (дополнительная) ответственность предполагает, что невозможность выплаты работодателем (агентством) каких-либо сумм работнику влечет взыскание их с принимающей стороны.

Подобными нововведениями государство планирует «вывести на свет» личный персонал – водителей, нянь, помощников по хозяйству, предлагая обеспеченным россиянам варианты найма работников, доход которых будет облагаться налогом. При этом очевидно, что стоимость услуг такого персонала будет объективно выше, чем она есть сейчас.

Что касается коммерческих организаций, уже сейчас трудинспеции готовятся к массовым проверкам работодателей. Однако при отсутствии механизма разграничения правовой конструкции «оказания услуг» и конструкции «предоставления персонала» я не могу исключить волны судебных споров, когда привлеченные к ответственности работодатели будут отстаивать свое право на заключение договора оказания услуг. В настоящее время огромное количество организаций оказывают услуги, сопутствующие бизнесу (услуги по уборке, услуги по техническому сопровождению, услуги по бухгалтерскому или юридическому консультированию и многие другие). При оказании таких услуг исполнитель осуществляет их фактическое исполнение по месту нахождения заказчика. При этом обязанность исполнять указания заказчика является нормой при оказании услуг, так как исполнитель должен обеспечивать исполнение того задания заказчика, которое получено им. Это задание может быть более чем конкретным и достаточно периодическим. При этом, когда оказание услуг осуществляется в крупных торговых или офисных центрах, персонал исполнителя обязан соблюдать определенные правила, установленные в таких центрах.

Претензии и к заказчику, и к исполнителю в таких случаях со стороны трудинспекции неизбежны. А значит, юристов ждет работа.

Материалы по теме



03.02.2016

Источник: SPEAR'S Russia #12(54)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз