Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/novyy-povorot
Дата публикации 28.12.2020
Рубрики: Индустрия
Напечатать страницу


Новый поворот


Глава Департамента по работе с состоятельными семьями УРАЛСИБа Ольга Дегтярева размышляет, как пандемия коронавируса изменила работу private banks в России и инвестиционные предпочтения клиентов, а также рассказывает о привлекательных активах и репозиционировании Уралсиб | Private Bank.


Похоже, не только 2020 год, но и наступающий 2021 год пройдут для индустрии private banking под влиянием пандемии коронавируса, национальных карантинов и закрытых границ. Насколько неожиданными все эти события оказались для вас?

Пандемия, закрытие границ, карантины оказались «черным лебедем» для рынка, к которому вряд ли кто был заранее готов. Однако банкам потребовалось немного времени, чтобы перестроиться и достойно принять этот вызов.

Как пандемия и карантин повлияли на работу с хайнетами?

Расскажу, как это происходило в «Уралсибе». В центре внимания для нас были и остаются наши клиенты. После введения весной этого года ограничений мы оперативно и без потери качества сервиса перешли на онлайн-формат общения с клиентами. Встречи переместились на ведущие онлайн-платформы – Zoom, WhatsApp и Telegram.

Мы отметили для себя интересную тенденцию: простота онлайн-комму­никаций и возможность решения общих семейных вопросов в таком формате привели к более активному вовлечению в управление семейным капиталом молодого поколения. При этом нередко члены семьи находятся в разных странах. Интерес к тематическим онлайн-конференциям, которые мы стали проводить в уходящем году, показал, что клиенты в подавляющем большинстве случаев подстроились под новые реалии жизни и активно используют цифровые технологии.

Как изменились инвестиционные предпочтения клиентов private banking в 2020 году?

Во-первых, мы наблюдаем заметно выросший спрос на инвестиционные продукты. Наши клиенты стали активнее инвестировать. Во-вторых, пандемия коронавируса серь­езно повлияла на их инвестиционный темперамент. Предпочтение отдается либо консервативным продуктам с гарантией капитала и высоким кредитным качеством, либо рисковым активам, чьи котировки сильно пострадали в период пандемии.

Какие классы активов вы считаете наиболее перспективными в 2021 году?

Наша инвестиционная команда в целом позитивно смотрит на акции. Наши аналитики ожидают восстановления мировой экономики. Создание вакцин против коронавируса резко увеличило шансы реализации позитивного сценария. В качестве перспективных активов мы выделяем нефтегазовые компании, альтернативную энергетику, а также частично компании малой капитализации.

Если говорить об облигациях, здесь мы выделяем корпоративные бонды компаний развивающихся стран с кредитным рейтингом не ниже ВВ-, высокорисковые облигации США. Учитывая восстановление мировой экономики и активную позицию монетарных властей, уровень дефолтов, по прогнозам наших аналитиков, в сегменте корпоративных облигаций будет низким.

С другой стороны, доходность государственных облигаций развитых стран находится на очень низком уровне. По оценкам наших аналитиков, в 2021 году они вряд ли смогут выполнять прежнюю роль в диверсификации портфелей инвесторов.

Отдельно хотелось бы выделить золото и его потенциал роста в 2021 году. Интерес к этому драгметаллу проявляют как центробанки и специализированные фонды, так и частные инвесторы. Временные коррекции на этот металл можно использовать в качестве удачной точки входа в актив. В целом оптимально для хайнетов, на наш взгляд, в 2021 году иметь в портфеле 15–20% этого драгметалла.

Ольга, вы возглавляете Департамент по работе с состоятельными семьями. Что помимо Уралсиб | Private Bank в него входит?

Еще премиальный банк, а также «Уралсиб Брокер». К нашему Департаменту брокерский бизнес присоединился осенью. Помимо продаж различных инвестиционных продуктов клиентам всех сегментов – от розничного до ультрахайнетов – мы консультируем по направлению legal & tax, а также lifestyle. Зачастую запросы и ситуации, с которыми к нам обращаются клиенты, требуют комплексного подхода с одновременным подключением к разбору ситуации инвестиционных консультантов, а также специалистов legal & tax и lifestyle. У нас по каждому из трех направлений имеется собственная команда экспертов.

Раз речь зашла о legal & tax, какие изменения в 2021 году ждут состоятельных инвесторов в области налогового и валютного законодательства?

Если кратко, следует готовиться к увеличению налоговой нагрузки. Во-первых, в нашей стране меняется порядок налогообложения вкладов. Есть необлагаемый минимум по сумме процентов по вкладам и счетам. Сумма дохода по вкладам сверх необлагаемого минимума будет облагаться налогом. Ранее существовал другой порядок налогообложения. Был предусмотрен уровень, который определялся ставкой рефинансирования, увеличенной на пять пунктов. Если доход по вкладу превышал этот уровень, то сумма превышения облагалась по ставке 35%. Как правило, такие доходы встречались редко, поэтому весь доход от процентов по вкладам и счетам вообще не облагался налогом.

Во-вторых, отменяются льготы в отношении процентов по ОФЗ, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, а также в отношении процентов и купонов, полученных при погашении корпоративных рублевых облигаций. Речь о бумагах, выпущенных после 1 января 2017 года.

В-третьих, в России вводится прогрессивная ставка налога на доходы физических лиц. Как результат, отмена льгот по вкладам в банках и купонам облигаций, введение прогрессивной налоговой ставки (НДФЛ) 15% в 2021 году, а также валютная переоценка – все это существенно повышает налоговую нагрузку. В некоторых случаях, как подсчитали наши эксперты, почти в два раза. Безусловно, многое зависит от структуры доходов инвестора и иных факторов.

Как к таким изменениям можно подготовиться? Принять как данность?

Необходимо тщательно проанализировать структуру активов со специалистами в области налогов и права и сделать выводы. В ряде случаев целесообразно изменить способ структурирования своих инвестиционных активов. Например, если инвестор – физическое лицо владеет портфелем напрямую, действует правило о переводе иностранной валюты в рубли с целью определения налогооблагаемой базы. Это так называемая валютная переоценка, некоторые с ней уже сталкивались. Нередки случаи, когда в валюте портфель – в части дохода – вырос незначительно, а с учетом валютной переоценки доходной части сумма прибыли оказывается очень большой. Как результат, инвестор неожиданно для себя выясняет, что у него очень большая сумма налога к уплате.

Если же портфель структурирован через владение посредством КИК, то в этом случае доход по нему переводится в рубли с целью определения налогооблагаемой базы. Другими словами, нет валютной переоценки по каждому из его активов. С чем имеет дело инвестор – владелец КИК – это общая сумма прибыли компании по финансовой отчетности за год. Такой способ налогового планирования для состоятельных инвесторов в ряде случаев поможет избежать существенного увеличения налоговой нагрузки. Однако еще раз повторю: каждый случай следует разбирать отдельно и принимать решение после консультаций с экспертами в области налогов и валютного законодательства.

Как пандемия коронавируса отразилась на направлении lifestyle? Какие услуги пользовались спросом у клиентов «Уралсиба»?

Глобальный локдаун и повсеместное закрытие границ большинством стран, с одной стороны, оказали драматическое влияние на выездной туризм. С другой – резко активизировали иные виды услуг. В частности, этот год показал реальный потенциал владения вторым гражданством для многих состоятельных клиентов. Владельцы альтернативного гражданства чувствовали себя гораздо комфортнее и не имели таких ограничений в передвижении по миру. Поэтому тема альтернативного гражданства и статуса резидента стала крайне актуальной в 2020 году. Эта услуга у нас в lifestyle была самой популярной. Кроме того, резко выросло число запросов на организацию перелетов бизнес-джетами. При наличии резидентского статуса можно было вылететь в нужную клиенту страну. Операторы бизнес-джетов подстроились и стали предлагать перелеты в формате шеринга с фиксированной датой вылета. Это позволило летать за рубеж зачастую по цене бизнес-класса.

С чем Департамент по работе с состоятельными семьями выходит в 2021 год?

Самые ожидаемые для нас изменения – официальное объявление о репозиционировании Уралсиб | Private Bank и ребрендинге премиального направления, которое будет работать на рынке под брендом Уралсиб Premium Bank. Оба события мы запланировали на начало 2021 года. Так что будет интересно.

В свое время ребрендинг Уралсиб | Private Bank проводило агентство Depot WPF. Кому вы доверили репозиционирование частного банка? И с чем связано репози­ционирование?

Концепцию репозиционирования для нас сделало то же агентство – Depot WPF. Бренд Уралсиб | Private Bank мы запустили семь лет назад, за это время рынок private banking изменился до неузнаваемости. Главное, изменились сами клиенты и их предпочтения, выросло новое поколение владельцев капитала со своими мечтами, отношением к деньгам, предпочтениями в коммуникациях. Чтобы оставаться актуальными, требовались изменения, обновление. Это мы и сделали.

Суть обновленного бренда Уралсиб | Private Bank мы определили как Wealth with intelligence. Новый слоган частного банка – мы у себя называем его big idea – это «Время истинных ценностей». Такая концепция показала свою актуальность во время пандемии. Ставка на семью и семейный капитал в работе, фокус на людях и их ценностях – все это находит отклик у наших клиентов. Значит, мы идем в правильном направлении.

Что касается премиума. По сравнению с 25-летней историей Уралсиб | Private Bank на рынке private banking, премиальное направление у нас совсем молодое, запустили его менее пяти лет назад. Но за короткий срок нам удалось добиться очень многого, и пришло время обрести собственное имя – Уралсиб Premium Bank. Чтобы не останавливаться на достигнутом и развиваться дальше.

Ольга, что лично вам принес 2020 год?

2020 год преподнес много сюрпризов, к сожалению, не всегда самых позитивных. Но я предпочитаю концентрироваться на позитивных моментах. Это дает силы и энергию для развития, движения вперед к цели. Конечно же, говоря о себе, полностью абстрагироваться от работы не получится. И вряд ли это необходимо. Это часть моей жизни. В 2020 году нам удалось запустить действительно большое количество новых продуктов и стратегий для клиентов, достичь сильных результатов. Без команды профессионалов этого было бы не достичь. Для моей семьи уходящий год запомнится радостным событием – в мае родился внук Мирон. Я стала бабушкой во второй раз.