Новые тренды деофшоризации


В борьбе, которую государство ведет с офшорными сбережениями россиян, наметились новые тренды. Сергей Калинин рассказывает о том, каких законодательных новаций стоит ждать состоятельным россиянам в ближайшем будущем и как учитывать эти тренды в структурировании активов и сделок.

14.06.2016




Sergey%20kalinin_bw
Сергей Калинин

Руководитель налоговой практики АБ "Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры"

Тренд 1. Статус налогового резидента РФ

Не секрет, что многие состоятельные российские граждане предпочли изменить свой налоговый статус на нерезидентный в ответ на вступление в силу в России законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Напомним, что правила КИК возлагают на бенефициаров зарубежных компаний ряд дополнительных налоговых обязательств только при условии, что такие бенефициары являются российскими резидентами. Учитывая, что приобретение статуса налогового резидента в России обусловлено исключительно 183-дневным пребыванием на территории страны, изменение налогового статуса стало весьма привлекательной стратегией для многих состоятельных граждан.

В начале 2015 года Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) направила несколько писем (к примеру, письмо от 16.01.2015 № ОА-3-17/[email protected]), из которых следовало, что право собственности физического лица на объект недвижимости, находящийся на территории России, либо постоянная регистрация по месту нахождения такого объекта недвижимости (то есть центр жизненных интересов) являются достаточным основанием для признания такого физического лица налоговым резидентом России.

Действительно, критерий центра жизненных интересов (недвижимость, семья, бизнес и другое) является основанием для признания физического лица налоговым резидентом по законодательству большинства развитых юрисдикций. Однако в Налоговом кодексе РФ подобный критерий признания налогового резидентства отсутствует. В силу отсутствия в российском законодательстве критерия центра жизненных интересов ФНС апеллирует к международным соглашениям, забывая при этом следующее.

Во-первых, критерий центра жизненных интересов используется в международных соглашениях для определения финального налогового резидентства в тех случаях, когда оба договаривающихся государства признают физическое лицо своим налоговым резидентом в соответ­ствии со своим национальным законодательством. Если лицо будет одновременно налоговым резидентом обоих договаривающихся государств, то применение соглашения об избежании двойного налогообложения станет невозможным. В этой связи во всех соглашениях предусмотрен так называемый tiebreaker rule. К примеру, Россия признает физическое лицо своим налоговым резидентом в силу количества дней, проведенных на территории России, а Франция – в силу наличия центра жизненных интересов (семья, дом и т.п.). В приведенном примере финальное налоговое резидентство физического лица будет определяться по критерию центра жизненных интересов. Если же по российскому национальному законодательству лицо не является налоговым резидентом (не превышен 183-дневный порог), то и нет основания для применения критерия центра жизненных интересов, предусмотренного соответствующим международным договором.

Во-вторых, физическое лицо может находиться более полугода в стране, которая вообще не имеет с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения. Очевидно, что в такой ситуации не может идти речи о применении некого абстрактного международного соглашения.

Таким образом, указанная позиция ФНС, по существу, вводит новый критерий налогового резидентства для физических лиц, что противоречит действующему Налоговому кодексу РФ.

Спустя год с момента появления первого письма ФНС Минфин России, будучи вышестоящим государственным органом, выпустил официальное письмо, в котором признал незаконными все письма ФНС, отражающие указанную позицию.

Безусловно, официальная позиция Минфина России на время поможет снять вопрос, поставленный в письмах ФНС. Однако, учитывая законодательство развитых зарубежных стран, можно предположить появление в российском законодательстве в ближайшем будущем критерия центра жизненных интересов для целей определения налогового резидентства.

В этой связи использование российскими бенефициарами стратегии изменения статуса налогового резидента для того, чтобы избежать статуса контролирующего лица по законодательству о КИК, в долгосрочной перспективе может оказаться неэффективной.

Следует также напомнить, что утрата статуса налогового резидента России вовсе не означает одновременную утрату и статуса валютного резидента России, поскольку с точки зрения валютного законодательства РФ гражданину России достаточно одного дня, проведенного на территории РФ, чтобы он приобрел статус валютного резидента и на него распространялись все ограничения, предусмотренные законодательством РФ.

Тренд 2. Автоматический обмен налоговой информацией

Для расширения информационного сотрудничества с иностранными государствами к 2018 году Россия планирует присоединиться к глобальной системе автоматического обмена налоговой информацией. Автоматический обмен информацией осуществляется на основании разработанного ОЭСР Единого стандарта автоматического обмена финансовой информацией, относящейся к налоговым вопросам (Common Reporting Standard).

Присоединение каждого государства к Стандарту осуществляется в несколько этапов. Во-первых, Стандарт подлежит имплементации в национальное законодательство, то есть в национальном законодательстве должна быть предусмотрена обязанность финансовых институтов собирать и предоставлять национальным налоговым органам сведения о держателях счетов, сбор такой информации не должен противоречить национальным требованиям и ограничениям, связанным со сбором и хранением персональных данных.

Во-вторых, после внесения в национальное законодательство необходимых дополнений и корректив, позволяющих соблюсти все требования Стандарта, заинтересованное государство подписывает Многостороннее соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией. 12 мая 2016 года Россия официально присоединилась к Многостороннему соглашению и уже в 2018 году должна впервые получить финансовую информацию о своих резидентах от компетентных органов зарубежных стран.

Важно отметить, что присоединение России к Многостороннему соглашению не означает немедленного вступления соглашения в силу и запуска автоматического обмена финансовой информацией со всеми государствами-участниками. В Многостороннем соглашении прямо указано, что вместе с подписанием декларации о присоединении государство обязано представить в секретариат ОЭСР список стран, с которыми оно намерено вести автоматический обмен. Если в аналогичных списках таких стран будет Россия, то соглашение вступит в силу для России и такого государства-партнера. Фактически речь идет о вступлении в силу автоматического обмена информацией на двусторонней основе.

Как это будет работать?

Согласно Стандарту, национальные налоговые органы в автоматическом режиме станут получать у банков и других финансовых учреждений (кастодиальных организаций, брокеров, страховых организаций, управляющих компаний коллективными инвестициями и пр.) определенную информацию о счетах нерезидентов. В частности, им станут известны: ФИО держателя счета и адрес его постоянного местожительства; дата и место его/ее рождения; идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный национальными налоговыми органами; номер банковского счета; наименование и идентификационный номер финансового учреждения; баланс по счету на конец календарного года; сумма зачисленных процентов, дивидендов; валовая сумма других доходов от продажи имущества или возврата инвестиций.

Как будет определяться резидентство владельца банковского счета?

В отношении счетов, открываемых после вступления в силу Стандарта, предполагается использовать в качестве источника информации о клиенте самосертификацию, то есть предоставление информации самим клиентом (прежде всего речь идет об идентификационном номере, присвоенном национальным налоговым органом), которая должна быть проверена финансовым учреждением на предмет достоверности.

В отношении счетов, открытых до введения в действие Стандарта, финансовые учреждения могут полагаться на критерий постоянного места жительства владельца счета. Если финансовое учреждение считает, что адрес постоянного места жительства владельца счета не соответствует его налоговому резидентству, финансовое учреждение должно проверить сведения, хранящиеся в клиентском файле по счету по критериям, схожим с критериями, перечисленными в FATCA для этих целей (например, иностранный телефонный номер или почтовый адрес и т.д.).

Какая информация будет направляться зарубежным налоговым органам?

Налоговые органы государства, в котором открыт банковский счет нерезидента, при условии наличия взаимных обязательств по обмену информацией будут ежегодно направлять зарубежным налоговым органам информацию о балансе по счету на конец календарного года и о сумме поступлений на счет за отчетный период (проценты, диви­денды, иные инвестиционные доходы, а также доходы от продажи имущества).

Как это повлияет на российских налогоплательщиков?

Введение автоматического обмена информацией упростит для налоговых органов контроль за доходами, полученными российским резидентами за рубежом. К примеру, информация о сумме купонного дохода или размере дивидендов, полученных на зарубежные счета российских граждан, сейчас может быть получена налоговыми органами только по мотивированному запросу в адрес компетентных органов соответствующих стран. При этом, чтобы направить соответствующий запрос, налоговый орган уже должен обладать информацией, что налогоплательщик получил незадекларированный доход на свой зарубежный счет. Кроме того, сама процедура громоздкая и длительная.

После запуска автоматического обмена информацией налоговому органу будет достаточно сопоставить данные о задекларированных доходах физического лица и данные о его доходах, которые получены в автоматическом режиме от зарубежных коллег.

Кроме того, это позволит российским налоговым органам получать информацию о российских бенефициарах иностранных компаний – если офшорная компания открыла счет в зарубежном банке и ее конечным бенефициаром указан российский резидент, такая информация также будет направляться российским налоговикам. Соответственно, если российский бенефициар добровольно не раскрыл данные о наличии у него подконтрольной иностранной компании (КИК) и не задекларировал ее нераспределенную прибыль, такая информация скоро станет доступна российским налоговикам, что будет являться основанием для доначисления налогов и привлечения бенефициара к ответственности.

Таким образом, сегодняшний мир становится все более транспарентным, а борьба с налоговыми уклонистами приобретает глобальный характер, что следует учитывать при структурировании сделок или владения своими активами. 



14.06.2016

Источник: SPEAR'S Russia #6(59)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз