Новые правила для офшоров


Российский Минфин подготовил законопроект, по которому планирует собирать налоги с контролируемых из России офшоров. Марат Савелов разбирался, что это будет означать на практике.

17.04.2014




2
Марат Савелов

Управляющий партнер CONFIDERI Family Office

Законопроект вводит новый порядок налогообложения прибыли контролиру­емых иностранных компаний (Controlled Foreign Company – CFC): прибыль всех таких компаний объявляется доходом их контролирующих лиц – резидентов РФ – и должна облагаться по ставкам НДФЛ – 13% в случае с физическими лицами, и включаться в прибыль, облагаемую 20-процентным налогом, в случае с юрлицами. Также вводится штраф – 20% от суммы неуплаченного налога.

Кого касается. Правило CFC распространяется на всех без исключения физичес­ких и юридических лиц – резидентов РФ, владеющих в иностранных компаниях не менее 10% как напрямую, так и косвенно. При доле от 1% обязательно уведомление налоговых органов о факте участия. Под CFC подпадают утверждаемые перечнем Минфина государства и территории с льготным налоговым режимом – то есть не только офшоры, но и низконалоговые юрисдикции или их отдельные территории (как, например, некоторые кантоны в Швейцарии). Перечень Минфином еще не опубликован – сохраняется интрига, особенно в отношении Кипра.

Определение CFC. Интересно, что CFC признается не только компания-юрлицо, но также и иная «структура» без образования юрлица, которая вправе вести предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (бенефициаров и т.п.). Законопроект называет фонд, партнерство, товарищество, иную форму осуществления коллективных инвестиций. Несмотря на несовершенство формулировок и открытые вопросы о критериях признания структур, таких как, например, трасты, подпадающими под это определение, очевидно стремление распространить правила CFC на самые различные структуры, известные иностранному праву.

Расчет прибыли CFC должен осуществляться на основании финансовой отчетности и аудита такой компании, а также в соответствии с главой 25 НК РФ. Очевидно, это правило может вызывать наибольшие споры и трудности в реализации как в связи с отсутствием в большинстве случаев финансовой отчетности и аудита офшорных структур, так и с необходимостью применения российских правил к документам и операциям таких компаний.
Предложенные Минфином правила могут эффективно работать лишь при условии автоматического обмена налоговой информацией между странами. Новые стандарты в рамках Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам обеспечивают предоставление сведений об операциях по счетам юридических, физических лиц и трастов с остатком свыше 250 тыс. долларов США, а выявление бенефициаров и контролирующих лиц активов осуществляется через банки. Однако недавно ОЭСР сообщила о приостановке процесса принятия России в свой состав, и даже после ожидаемой вскоре ратификации Конвенции со стороны России успешная реализация плана по обмену информацией остается под вопросом.

Российским владельцам иностранных офшоров уже сейчас можно рекомендовать проработать несколько вариантов развития событий в зависимости от итоговой редакции принима­емых правил CFC. Такие сценарии могут включать в себя выплату 13% с прибыли офшора, 9% в виде дивидендов, переход к использованию юрисдикций, не входящих в список государств со льготным налоговым режимом, и другие варианты.

Атлас

Материалы по теме



17.04.2014

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз