Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/nikakih-illyuziy
Дата публикации 17.10.2011
Текст: Александр Бакаев
Рубрики: Интервью и портреты
Напечатать страницу


Никаких иллюзий


Информационные технологии таят в себе множество перспектив. О том, как их увидеть и не прогадать с вложениями, Александру Бакаеву рассказал председатель совета директоров сингапурского разработчика IT-решений Cloud Group Денис Гамобрамов.

Денис Гамобранов


Можно предположить, что на старте у вас было много вариантов. Почему же вы решили заняться IT-бизнесом? Что в нем привлекательного по сравнению с другими областями (особенно в российских условиях)?

Да, действительно, на старте у нас было большое количество вариантов, но с точки зрения оценки парамет­ров развития (скорость, маржинальность, окупаемость, востребованность) IT-бизнеса в РФ он был выбран как объект инвестиций. Информационно-коммуникационные технологии – наиболее быстро развивающийся и перспективный сегмент российского рынка. Инфраструктурные решения являются базой для развития любого бизнеса, поэтому инвестиции в данный сегмент рынка, на мой взгляд, не только востребованы, но и надежны с точки зрения возврата вложенных средств и получения прибыли в продолжительный период времени.

IT-рынок показывает стабильный рост, несмотря на кризис 2007–2008 годов. Если в докризисный период российский IT-рынок развивался с приростом от 40 до 60% (по данным аналитических агентств), в кризисный и посткризисный период рынок продолжил рост на 25–30% в год.

Мое знакомство с IT началось для меня как хобби, а затем я увлекся. Первым проектом стала разработка и внедрение технологии для развития цифровой дистрибуции компьютерных игр. Пришлось в процессе развития проекта вникать во все особенности не только технологических задач, связанных с дистрибуцией цифрового контента, но и изобретать способы заработать на нем. На сегодняшний день наша компания – мировой лидер в этом сегменте.

Как вы оцениваете спрос внутренних институциональных и частных инвесторов на компании, подобные вашим?

Многие решения о потенциальном участии в том или ином венчурном проекте принимаются исходя из финансовой модели, которая не всегда выглядит привлекательно на начальном этапе (если речь идет об IT-проекте). Проекту всегда требуется определенное время на развитие. Большинство инвесторов, обычно вкладывающих средства в гарантированно доходные недвижимость или сырьевые рынки, не всегда готовы принять для себя некоторые особенности IT-проектов. Такие как, например, работа проекта «в минус», с получением прибыли на этапе продаж.

Иная ситуация с частными инвесторами. Могу сказать уверенно – число людей, которые смотрят телевизор и каждый день видят, как компании, работающие на высокотехнологичных рынках, выходят на биржу и получают дополнительное финансирование, растет. Частный инвестор хорош для первого круга финансирования, так как в основном в начале проекта практически нереально убедить институциональных инвесторов вложить деньги в стартап.

Как сейчас идет привлечение финансирования у российских компаний в сфере информационных технологий, и у ваших компаний в частности?

Сложно на этот вопрос однозначно ответить. Зависит от проекта и от людей, которые им управляют. Мы стараемся привлекать к финансированию иностранных инвесторов. К примеру, один из наших проектов является участником программы сингапурского государственного фонда Infocomm Development Authority.

Насколько активны и агрессивны инвесторы?

Рынок инвесторов, готовых вкладывать деньги в телекоммуникации, растет, с интернет-проектами чуть сложнее.

Какие тонкости бизнеса приходится объяснять потенциальным инвесторам?

Тонкостей в IT-бизнесе очень много. В основном инвесторов мало интересуют особенности ежедневной работы проекта. Им важны финансовые показатели. Когда мы начинали наш первый интернет-проект, мы слабо себе представляли, насколько комплексным и серьезным должен быть подход к финансовому планированию. Я вам мог бы долго рассказывать обо всех сложностях, с которыми мы столкнулись в ходе становления проекта, но не буду, одно могу сказать точно: денег потребуется всегда в три раза больше, чем планировали. Не жалейте денег на маркетинг (интернет-маркетинг весьма затратен) и не стройте иллюзий, что можно дешево продвигать ресурсы. И самое главное: инвестор должен понимать, что, вкладывая деньги в интернет-проект, он может их приумножить на порядок, но с таким же успехом может потерять.

Что особенно интересует инвесторов?

Естественно, в основном это возврат по инвестициям. Многим не важно, кто ведет и управляет проектом, уровень команды менеджеров, разработчиков и т.д., хотя эти моменты – ключевые при выборе проекта для инвестирования.

Какие сегменты IT сейчас наиболее рентабельны и перспективны в России и в мире?

Наиболее рентабельным и перспективным как в России, так и в мире является телекоммуникационный рынок (рынок операторов мобильной и фиксированной связи). Ежегодный прирост абонентской базы составляет от 25 до 35%. Кроме того, так называемый рынок электронной коммерции, цифровая дистрибуция, разработка контента и все, что связано с этими сегментами.

Некоторые эксперты говорят сейчас о возникновении новой экономики – цифровой. В России среди первых признаков ее появления – новый биржевой сектор, рынок инвестиций и инноваций ММВБ, специализированные private equity-фонды, Сколково. Можете ли вы как участник процесса прокомментировать подобные заявления?

Сколково – это правильно. Идея не нова и имеет применение во многих странах, вопрос в ее реализации – здесь вижу некоторые региональные особенности российской действительности. Интернет и коммуникации стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и с каждым днем делают ее все более и более удобной. Поэтому и спрос на данный вид услуг растет, и требования к качеству тоже. Во всей этой цепочке у всех участников процесса свой интерес: у государства свой, у инвесторов свой.

Хотел бы обратить ваше внимание на следующий аспект: Интернет развивается очень быстро, гораздо быстрее, чем учебные заведения успевают подготовить хороших специалистов для IT-отрасли. Рынок наводнен бездарными самоучками, и зарплаты на нем очень высоки. Важным и интересным проектом на государственном и частном уровне я вижу создание экосистемы для тех, кто хотел бы связать свою жизнь с высокими технологиями. Это не просто субсидирование интересных проектов, это вложения в наше «завтра», в создание профессионального сообщества IT-специалистов во всех областях.

Кто является типичным IT-инвестором?

Российские и западные венчурные фонды, частные инвесторы, которые хотят вложить деньги в быстро и эффективно развивающийся и при этом не связанный с индустрией oil & gas биз­нес в России, а также, что особенно приятно отметить, госинституты – активные участники развития рынка IT в России.

Какие вы видите возможности для повышения инвестиционного потенциала ваших проектов?

Главным интересом инвесторов в наших проектах является инновационность, комплексность, масштабируемость и востребованность предлагаемых нами решений для рынка.

Если бы сейчас у вас появилось свободных 10 млн долларов, во что бы вы их вложили?

Конечно, в детей. В наше будущее.


Источник: SPEAR’S Russia