Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/neskolko-chasov-s-farmatsevtom
Дата публикации 28.09.2015
Рубрики: Семейный капитал
Напечатать страницу


Несколько часов с фармацевтом

На чем строится бизнес Темура Шакая и его партнеров


A.v.e. Group (Аптечная сеть «36,6») – крупнейшая фармацевтическая компания в России и единственная аптечная сеть, входящая в число отраслеобразующих предприятий страны. В ее портфеле три основных бренда – «Горздрав», «36,6», A.v.e. Luxury – и около 20 суббрендов, среди которых «Старый лекарь», «03» и «120/80». Совладелец и председатель совета директоров A.v.e. Group рассказал SPEAR’S Russia, зачем нужны аптечные гипермаркеты и роскошные аптеки в не самой здоровой стране на свете.


Что представляет собой российский аптечный бизнес? Какова его емкость?

На сегодняшний день фармацевтический рынок России – это примерно 50 тыс. аптек с суммарным оборотом около 1 трлн рублей. Рынок постоянно меняется: новые игроки приходят, старые уходят, происходит консолидация, объединение разных структур. Возник ряд серьезных игроков, в том числе несколько федеральных компаний, которые становятся направляющими в этом секторе.

Насколько здоровой можно признать Россию?

Нашу страну нельзя назвать самой здоровой, и это видно по средней продолжительности жизни населения. Люди идут к врачу, лишь когда становится очень плохо, и не интересуются профилактикой (мало употребляют правильных биоактивных добавок и витаминов для поддержания здоровья). В Японии, например, человек не может устроиться на работу, если не пьет определенные добавки. В США страховые компании выписывают их в огромных количествах для поддержания здоровья. К сожалению, Россия все еще далека от этого.

Как спад в экономике отразился на вашем бизнесе?

Люди идут в аптеку так же, как и раньше, корректируется только набор приобретаемых препаратов. На самом деле потребление лекарств в общем бюджете на одного человека (за исключением редких тяжелых заболеваний) занимает небольшую долю. По статистике, человек посещает аптеку раз в два месяца и оставляет там меньше денег, чем за один поход в продуктовый магазин.

В этот кризис мы даже выросли за счет компаний, ушедших с рынка.

Каких показателей вы хотите достичь в текущем году?

Планируем расти и развиваться. Каждый день какая-то аптека или сеть закрывается, владельцы помещений звонят нам, предлагая открыться на их месте. Мы ежедневно рассматриваем какие-то возможности по поглощению компаний. Однако мы не стремимся сильно расширять географию нашего присутствия. Расти нужно там, где ты можешь эффективно контролировать бизнес-процессы. Аптечная сеть «36,6» активно растет в Москве и области, по мере заполнения будем выходить за ее пределы. Мы не считаем целесообразным присутствие в каждом регионе, но хотим максимально доминировать там, где мы работаем. И пока что у нас это неплохо получается.

Вы входите в число крупнейших аптечных сетей России. Что дальше? Какова долгосрочная стратегия?

Мы не просто входим в число. Мы – крупнейшая сеть аптек в России. И единственная аптечная сеть, вошедшая в число отраслеобразующих предприя­тий страны. Что же касается возможностей развития, то есть еще и Европа. Да и в нашей стране много места. В сентябре мы запускаем сеть аптечных гипермаркетов – новый формат, который может полностью поменять структуру фармацевтического рынка. На огромных площадях по 3–5 тыс. м2 мы будем предлагать лекарства по ценам производителей.

Поначалу гипермаркеты расположатся в парт­нерских торговых центрах Москвы, а через какое-то время выйдут в стрит-ритейл и небольшие города. Если практика подтвердит наши планы, мы продолжим развиваться в этом направлении, открывая по одному гипермаркету на город.

Лекарство не роскошь, а средство выживания. Почему вы решили выйти на рынок люксовых аптек? Оправдались ли ваши ожидания в этом сегменте?

Ожидания насчет luxury-формата оправдались с лихвой. Причина в том, что уровень вовлеченности в приобретение косметики и лекарств невероятно высок, и покупатели предпочитают делать это сами, а не поручать помощникам. И мы подумали: почему состоятельные люди должны толпиться в аптеках экономкласса? Разве у них может возникнуть желание стоять в очереди за товаром подешевле? Напротив, они хотят получить сервис, к которому привыкли.

Когда мы открывали A.v.e. Luxury, нас не критиковал только ленивый. Но через несколько лет критики, включая конкурентов, увидели, насколько успешен формат, и уже создают свои пародии. Пока что их вроде как премиальные аптеки несут убытки и закрываются, поскольку luxury – узкий сегмент, и он уже занят A.v.e.

Что собой представляет этот формат? Каким должен быть сервис, каким – товарное предложение, какими – цены?

Лицом A.v.e Luxury недавно стала Вики Ли – самая красивая пианистка Кореи, США и мира, включена в топ‑100 сексуальных девушек планеты. Клиенты A.v.e. Luxury входят в число самых обеспеченных людей страны – тех, кто заботится о себе. Для них здоровье – это первое, во что стоит инвестировать. Посетители проводят в аптеках до нескольких часов, и основное время уходит на общение с фармацевтами. Там есть все, чтобы спокойно, в уютной обстановке провести пару часов, обсуждая новинки и добавки, которые сделают тебя здоровее и энергичнее. В некоторых аптеках могут даже побрить.

Покупатели приходят в A.v.e. Luxury не только за лекарствами и повседневной косметикой, но и за препаратами, о существовании которых они даже не догадывались! Одна из последних новинок – японские грибы, которые мощнейшим образом стимулируют иммунную систему человека. Их употребляют в том числе для профилактики онкологических заболеваний. Стоят такие добавки довольно дорого – свыше 50 тыс. рублей. Или, например, другой невероятно востребованный продукт – ласточкины гнезда. При этом цены на лекарства сравнимы с предложением «36,6».

Как изменится российский аптечный рынок через 10 лет? Какой в тот момент может быть A.v.e. Group?

Наша компания по-прежнему останется лидирующей в той части земного шара, где мы будем присутствовать. Аптечный бизнес станет развиваться вслед за продуктовыми магазинами в сторону гипермаркетов. Кроме того, рынок будет идти к консолидации. Также возникнут союзы и слияния с производителями, способствующие развитию совместных торговых марок производителей и аптечных сетей. Мы уже активно движемся в этом направлении. Недавно мы создали производственный комитет, в который вошли владельцы и управленцы крупнейших российских, европейских и американских заводов и производственных площадок! Возглавить этот комитет и ряд других направлений мы пригласили экс-мэра Волгограда Роланда Херианова.

Также нами создан крупнейший в России маркетинговый союз мировых производителей UMG.


Источник: SPEAR'S Russia #9(51)