Непризнанный исполин


Инвесторы боятся нового и не всегда с охотой принимают передовые идеи – не стала исключением и монетизация интеллектуальной собственности. Но потенциал этой сферы продолжает расти, и игнорировать его рано или поздно будет просто невозможно. Как не упустить момент и двигаться в ногу со временем, выяснил Александр Бакаев.

06.12.2011





Интеллектуальная собственность (IP) только в США оценивается более чем в 5,5 трлн долларов, а на планете этому классу активов по размеру нет равных. Однако отсутствие прозрачного рынка и механизма оценки отпугивает многих инвесторов или делает нелегким путь вложений в IP для тех, кто все же решился его избрать. Зависимость бизнеса от интеллектуальной собственности продолжает расти – без торговых марок, патентов, лицензий и других подобных инструментов трудно представить современную предпринимательскую среду. Но это еще не все: IP стала одним из ключевых геополитических активов, и государства борются за нее, стремясь защитить своего производителя и тем самым поддержать развитие экономики. Сфера инноваций сейчас находится в цикле долгосрочного роста, и их ценность, как ожидается, продолжит увеличиваться, даже несмотря на повышенную волатильность.

Много шума… из чего?

Успеха в IP-инвестировании можно достичь разными способами, будь то консолидация брендов, секьюритизация или участие в IP-аукционах, но прежде чем вкладывать средства, необходимо грамотно оценить выбранный объект, а это не всегда легко. В своих отчетах компании в довольно обтекаемой форме повествуют о принадлежащей им интеллектуальной собственности, и сделать вывод на основе этих документов зачастую не представляется возможным. По сведениям Deutsche Bank, более половины представителей индустрии прямых инвестиций не верят в то, что данные активы можно оценить в принципе. Тем не менее три основных оценочных стратегии все же есть: по стоимости, доходу и конкурентоспособности (рыночный способ). Первая основывается на вычислении объема ресурсов, потраченных на производство предмета интеллектуальной собственности. Однако подобный подход неидеален с инвестиционной точки зрения, поскольку владелец IP всегда будет завышать ее стоимость, включая в нее самые немыслимые статьи расходов.

Второй принцип подразумевает прогнозирование будущих денежных потоков от предмета собственности и их оценку исходя из текущих условий, но здесь стоит делать скидку на субъективность, которая всегда сопутствует подобным методам.

Некоторые эксперты считают более справедливой рыночную схему, говоря, что предметы интеллектуальной собственности сравнимы между собой так же, как акции и другие инвестиционные инструменты. «Если мы смогли понять, как продавать и покупать кусок бумаги, который представляет организацию мирового масштаба, или такие вещи, как фьючерсы на погоду, то уж точно найдем способ, как продать IP», – считает Джеймс Малаковски, основатель американской компании Ocean Tomo, посвятившей себя обслуживанию инвесторов в этой сфере. Его высказывание приводит Дэвид Рудер в своей книге Strategies for Investing in Intellectual Property («Стратегии инвестирования в интеллектуальную собственность»).

Нередко стоимость интеллектуальной собственности определяется, только когда она необходима для создания конкурентных преимуществ на рынке. Многие патенты и авторские права не используются на полную катушку или не используются вовсе, потому что у их владельцев нет соответствующих ресурсов. Однако даже запылившиеся активы можно монетизировать с помощью лицензирования в пользу третьих лиц в обмен на роялти и другие бонусы.

Лучшим способом «отбить» больше средств от инвестиций в интеллектуальную собственность сейчас, вероятно, является поиск компаний, активно использующих портфели своих нематериальных активов и способных получать от этого маржинальный доход, полагает управляющий директор Ocean Tomo Майкл Фридман. Однако для этого придется приложить немало усилий и провести фундаментальную исследовательскую работу.

Потратить деньги можно и на доли в пулах IP-активов. Чтобы избежать конкуренции за патенты на сходные технологии, предприятия формируют своего рода олигополию, группируя их и делая привлекательными для фокусированных инвестиций. На такие инструменты, как правило, обращают внимание компании из сферы wealth management, богатые семьи и эндаумент-фонды, поясняет британская консалтинговая фирма Fraserburgh в своем исследовании Intellectual Property As an Asset Class («Интеллектуальная собственность как класс активов»).

В любом случае инвестор должен понимать, каким именно образом будет использоваться интеллектуальная собственность и что получится на выходе, заявляет главный партнер фонда венчурных инвестиций Pangaea Ventures Леонид Молчановский. «Здесь как раз и кроется ключ к успеху. Если инвестор найдет предложение, обладающее уникальностью, по адекватной цене и сможет убедиться, что IP решит какую-то важную задачу сегодняшнего дня с просчитыва­емыми продажами, то есть большой шанс, что инвестиция будет прибыльной», – констатирует он.

Что касается проблемы прозрачности трансакций, то ее отчасти помогают решить аукционы интеллектуальной собственности. Сама идея не нова, некоторые фирмы организовывали их в случае банкротства. Однако на широкую ногу эту практику поставила Ocean Tomo, выручив в ходе первых публичных торгов, состоявшихся в 2006 году в Сан-Франциско, почти 3 млн долларов. До того момента сделки в данной сфере обычно заключались в двустороннем порядке и за закрытыми дверями, а участникам приходилось тратить дополнительные средства на поиск парт­неров. Сейчас же все они могут выйти на одну сцену и четко видеть друг друга. Успех аукционов вдохновил Ocean Tomo пойти дальше и запустить первую в мире IP-биржу – IPXI. Такая модель позволяет достичь еще большей прозрачности и открывает перед игроками новые пути монетизации нематериальных активов.

В сотрудничестве с American Stock Exchange все той же Ocean Tomo запущен индекс, основанный на IP-активах, – Ocean Tomo 300 Patent Index, в который включены акции 300 компаний с лучшими портфелями патентов (относительно размера их материальных активов). За историю своего существования (4,5 года) он обогнал S&P 500 более чем на 13% при меньшей волатильности, а биржа назвала его появление самым значимым после введения NASDAQ Composite.

Рынок интеллектуальной собственности привлекает внимание инвестиционных компаний, активно коммерциализиру­ющих новые изобретения. Вложениями в IP в США и Канаде, как правило, занимаются специализированные фирмы, функционирующие за счет рыночного финансирования, в то время как в Европе – в частности в Германии – особо развиты фонды закрытого типа. Ряд патентных фондов запущен такими известными игроками, как Deutsche Bank и Credit Suisse. По статистике финансируемой Евросоюзом организации SEE-IFA Network, объединяющей инновационные и финансовые агентства Юго-Восточной Европы, размер активов под управлением таких фондов относительно невелик – в районе 20–30 млн евро на каждого, а начальные взносы находятся на уровне 50 тыс. евро. Значительно дальше ушла Ocean Tomo, чей фонд управляет 200 млн евро. Подобных структур возникает все больше и больше, однако бизнес-партнеры не всегда поспевают за ними: в индустрии пока не хватает профессионалов, достаточно тонко разбирающихся в работе с патентами.

Вокруг нематериальных активов сегодня много шума, однако далеко не все понимают принципы работы с ними, говорит Фридман. Он видит развитие ситуации в следующем: сначала на рынок выйдут так называемые умные деньги – инвесторы, способные выявить стоимость, заложенную в IP, – и поднимут планку доходности значительно выше рыночной. Затем придут хедж-фонды и фонды прямых инвестиций, которые накачают сектор ликвидностью, но заодно придушат доходность.

Чрезвычайно важна IP и для венчурных капиталистов. Любая инновация нуждается в том или ином виде лицензирования, и поэтому, вкладывая деньги в кажущийся перспективным стартап, инвестор сталкивается с проблемой оценки соответству­ющих рисков. Однако расширение правовой базы для владельцев интеллектуальной собственности повышает ее ценность в глазах бизнеса и, как результат, – доходность инвестиций.

Для поддержки молодых проектов нередко используют возвратный лизинг IP. Благодаря ему фирмы могут продать портфель активов, чтобы получить доступ к краткосрочному финансированию, и продолжать пользоваться преимуществами включенных в него патентов и лицензий, попутно развиваясь за счет вырученных средств. По словам Фридмана, крупнейшие инвестиции интеллектуальная собственность всегда будет привлекать там, где имеет наибольшее влияние на динамику бизнеса, и это необязательно те регионы, которые активнее всех подстегивают инновации. А значит, сырьевые и производственные экономики окажутся здесь на вторых ролях.

Что еще?

Заработать можно не только на инновациях, но и на музыкальных и литературных произведениях, а точнее, на правах на их распространение. Научно-технологический прогресс безжалостно и стремительно заставляет списывать со счетов проекты, еще вчера позиционировавшиеся в качестве передовых, а вот искусство, как подтверждает история, может жить вечно. К тому же с появлением и развитием Интернета дистрибуция произведений стала в сто крат массовее и оперативнее, а затраты на нее значительно сократились, что, несомненно, открывает перед инвесторами широкие перспективы.

Авторские права живут гораздо дольше патентов, но их использование третьими лицами во многих случаях затруднительно, поскольку они обычно неотчужда­емы. Чтобы как-то исправить это положение, были созданы лицензии Creative Commons и Open Source. Лицензии первой категории дают возможность авторам самим определять, насколько связывать себе руки, позволяя им отказаться хоть от всех прав сразу. Вторая касается продуктов программного обеспечения, допуская их свободное распространение и в отдельных случаях переработку для коммерческого использования.

Необязательно рассматривать все вышеприведенные варианты инвестирования раздельно, так как зачастую они зависят друг от друга. К примеру, секьюритизация имеет непосредственное отношение к первичному рынку активов. В некоторых ее схемах используется так называемый триггер продаж, обязывающий владельца актива продать его, если поступление дохода падает ниже определенного уровня. Таким образом, владельцы бумаг защищены от убытков и в любом случае получат свои деньги. Но для того, чтобы этот механизм работал, нужен рынок конкретных секьюритизированных активов. Так, рынок музыкальной продукции помог певцу Дэвиду Боуи сделать свои бонды жизнеспособным финансовым инструментом (речь о них пойдет в следующем материале).

Кроме того, нематериальные активы применяются для обеспечения займов. Они могут явно не указываться в условиях кредитования, и поэтому оценка заложенного имущества не всегда отражает их стоимость. Однако практика включения данных активов в кредитные договоры получает все большее распространение, и такие крупные структуры, как J.P.Morgan Chase не брезгуют принимать их в качестве залога: так, в 2009 году банк выдал продовольственной компании Smithfield Foods револьверный кредит на сумму 1 млрд долларов, обеспеченный в том числе интеллектуальной собственностью.

Для инвесторов нематериальные активы привлекательны еще и тем, что они наименее коррелированы с колебаниями на рынках других инвестиционных продуктов, что позволяет эффективнее диверсифицировать портфель и снизить общие риски. Защитный потенциал IP может быть дополнительно укреплен, если эти активы удерживаются специальной проектной компанией (special purpose vehicle – SPV). Это дает возможность отвязать их от родительской структуры и тем самым избавить от воздействия вероятных угроз не только ее бизнесу, но и существованию.

Чтобы облегчить жизнь тем, кто управляет средствами состоятельных клиентов, выделяются три основные стратегии вложения денег в IP, характерные для разных типов инвесторов. Их приводит в своем исследовании Fraserburgh.

Леонид Молчановский полагает, что неквалифицированным инвесторам лучше всего обращать внимание на понятные для них проекты и за счет собственного контроля минимизировать риски. «Для квалифицированных инвесторов более предпочтительно вхождение в капитал специализированных венчурных фондов, которые дадут механизмы и инструменты профессионального инвестирования», – говорит он.

Однако некоторые люди занимают осторожные позиции, когда речь заходит об инвестициях в интеллектуальную собственность, указывает Fraserburgh. Основные сдерживающие факторы – недостаток знаний в данной сфере и низкая ликвидность. И все же многих привлекает фундаментальность IP, которая и в экономическом, и в стратегическом плане может принести свои дивиденды.

По мнению британской фирмы, владельцы часто сохраняют личную привязанность к особо ценным нематериальным активам, а потому те редко переходят из рук в руки. В этом плане они похожи на произведения искусства.

Атлас



Александр Бакаев
06.12.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (6)

asdf_088 06.12.2011 19:52

Самый что ни на есть!

Anonymous 06.12.2011 19:51

asdf_088, ужели самый?

asdf_088 06.12.2011 16:00

О, еще один "самый выгодный" актив в Спирсе

GKO 06.12.2011 15:46

Интересно, как все будет развиваться дальше... Мне кажется очень перспективный рынок! А инструменты оценки появятся

Vasco Da Gama 06.12.2011 15:44

ИХМО, далеко не все инвесторы могут понять, что это вообще такое.

perforator75 06.12.2011 15:43

секьюритизаторы секьюритизировали секьюритизировали да не высекьюритизровали


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз