Налоговый квест


В конце 2009 года с принятием поправок в Налоговый кодекс иностранные финансовые инструменты стали более привлекательными для россиян. Однако существенной проблемой при их использовании остается необходимость заполнять налоговую декларацию и впоследствии общаться с налоговым инспектором. Екатерина Полугодина напоминает частным инвесторам об основных препятствиях при прохождении декларационного квеста и предлагает заранее «собирать бумажки».

19.10.2010





Если спросить любого трейдера или доверительного управляющего, какого клиента он бы хотел видеть перед собой в офисе, он ответит: «Того, кто принесет миллион долларов и даст мне им спокойно пользоваться». Любой брокер, предоставляющий услуги электронного трейдинга, возразит, что гораздо интереснее клиент, который постоянно торгует и дает большую комиссию от оборота. Любой же частный инвестор скажет, что самое лучшее – это инвестиции, позволяющие сберечь вложенный капитал, а лучше – заработать сверх того. Однако вопрос налогов очень часто остается неисследованным ни первыми, ни вторыми, ни третьими, особенно при вложениях в иностранные ценные бумаги и деривативы. Все ли так очевидно и выгодно для управляющего и клиента, если посмотреть с точки зрения российского Налогового кодекса?

Трудности декларирования

После вступления в силу изменений в налоговое законодательство РФ в конце 2009 года регулирование инвестиций в иностранные финансовые инструменты для российских частных инвесторов стало более структурированным и понятным. Раньше на уровне Налогового кодекса вообще не было такого понятия, как иностранные ценные бумаги. Теперь же оно появилось, и основное внимание законодателей привлекли ценные бумаги, обращающиеся на фондовых биржах. В их отношении был сделан ряд послаблений – например, теперь инвесторы могут сальдировать доходы и убытки по обращающимся иностранным и российским ценным бумагам, по обращающимся ценным бумагам и обращающимся деривативам, а также переносить убытки по обращающимся инструментам на будущие периоды, чего раньше в законодательстве никогда не было. Но при всех положительных изменениях инвестор по-прежнему должен самостоятельно продекларировать операции, совершенные за пределами России через иностранных финансовых посредников, и дальше быть готовым ответить на возможные вопросы налоговой инспекции.

Первые трудности часто начинаются уже в момент заполнения налоговой декларации. По закону операции с ценными бумагами должны декларироваться развернуто: валовая выручка (то, что получено за бумаги при продаже) минус допустимые расходы, которые должны быть документально подтверждены. Поскольку валовая выручка получена в иностранной валюте, эти суммы нужно переводить в рубли на каждую дату, когда совершались операции, по курсу ЦБ РФ, и этот расчет должен также присутствовать в декларации.

В результате декларация с иностранными инвестициями, которую мы подготовили для одного из наших клиентов, содержала около 90 страниц, и это не предел. Обработать, проанализировать и правильно показать такой объем информации уже само по себе трудозатратное мероприятие.

К тому же иностранные финансовые посредники на нашей практике часто впадают в одну из двух крайностей: либо не предоставляют развернутую информацию об операциях, а показывают только итоговый финансовый результат, либо, наоборот, выдают отчет со множеством дополнительных данных, в которых трудно разобраться, – например, оценка стоимости портфеля на конец года, динамика стоимости различных групп активов и тому подобное. Все это может быть интересно для анализа эффективности инвестиций, но не нужно для декларирования доходов.

Следующий этап квеста – подача декларации в налоговую инспекцию и общение с инспектором. Тут самый опасный момент – документальное подтверждение расходов по операциям. Налоговые инспекторы по-прежнему подозрительно относятся к отчетам, которые предоставляют иностранные брокеры и доверительные управляющие, не говоря о распечатках с сайтов е-трейдинга, на которых нет так любимых многими инспекторами подписей и печатей.

Многие из наших клиентов сталкиваются с тем, что инспекторы, проводящие камеральную проверку деклараций, не соглашаются с суммой расходов, заявленных к вычету, и требуют представления дополнительных документов, заверенных печатями и подписями должностных лиц. К тому же документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены, а некоторые инспекции требуют нотариального заверения перевода. При отсутствии документального подтверждения расходов налоговые органы вправе отказать в представлении вычета расходов и рассчитать налог исходя из валовой выручки, хотя на практике это случается не часто. Как правило, несмотря на описанные трудности, налоговые органы готовы идти на контакт и обсуждать различные компромиссные варианты подтверждения расходов, учитывая возможности налогоплательщика. То есть процесс камеральной проверки может быть долгим, но на нашей практике обычно заканчивается положительно, особенно если заранее подумать об оформлении операций и, как говорят в народе, «собрать бумажки».

Задание для резидента

Другим важным аспектом, на который часто не обращают внимания при осуществлении инвестиций за рубежом, остаются вопросы валютного контроля. Спешим напомнить уважаемым читателям, что российское валютное законодательство требует, чтобы сведения об иностранных банковских счетах, открытых валютными резидентами РФ (к которым относятся все российские граждане, если только они не проживают постоянно в другом государстве), были своевременно поданы в налоговую инспекцию при открытии, закрытии или изменении реквизитов таких счетов. Существуют также правила использования иностранных банковских счетов и определенные ограничения, нарушение которых может привести к санкциям. Вместе с тем отчеты об остатках на иностранных счетах, которые некоторое время назад подавались ежегодно, теперь не считаются обязательными. Соответственно, в случае требования инспекции предоставить эту информацию (что иногда происходит на практике), не нужно торопиться его выполнять, а нужно подумать, насколько оно правомерно.

Альтернативным вариантом инвестирования в иностранные финансовые инструменты будет создание собственной персональной инвестиционной компании в островных и европейских континентальных юрисдикциях. Во многом это позволяет решить перечисленные выше вопросы, однако есть масса нюансов и ограничений, которые нужно учесть. Например, создание и содержание собственной инвестиционной структуры стоит немалых денег и имеет смысл, если объем и количество инвестиций достаточно велики.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить две особенности, которые стоит учитывать российским частным инвесторам и экспертам private banking. Во-первых, до конца этого, революционного с точки зрения изменений в Налоговом кодексе, года осталось не так много времени, и сейчас стоит задуматься о сборе и хранении документов, подтверждающих доходы и особенно расходы при осуществлении операций с иностранными финансовыми инструментами.

Во-вторых, когда вы только планируете инвестировать деньги на иностранных фондовых рынках, продумайте заранее удобный для вас способ вложений, а именно: хотите ли вы делать это напрямую от своего имени, или для вас имеет смысл создать специальную инвестиционную компанию.


Екатерина Полугодина – менеджер направления по оказанию услуг частным клиентам Deloitte & Touche



Екатерина Полугодина
менеджер направления по оказанию услуг частным клиентам Deloitte & Touche
19.10.2010

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (2)

Birbal 15.01.2014 03:21

Theer's nothing like the relief of finding what you're looking for.

Roman 25.10.2010 17:20

Смешной вопрос, а что делать если некоторая, не очень большая, но важная часть соответствующих документов была добросовестно утеряна при переезде? Восстановлению они не подлежат.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз