Налоговые гавани – смена ландшафта


Критики офшорных юрисдикций, правительства и регуляторы сегодня ломятся в двери, которые уже наполовину раскрыты. Решение для них уже готово.

02.04.2009




Офшорные налоговые юрисдикции оставались одной из центральных тем обсуждения в прессе накануне саммита G-20 в Лондоне. И премьер-министр Великобритании Гордон Браун, и президент США Барак Обама все это время выступали с призывами принять жесткие меры в отношении налоговых гаваней и офшорных юрисдикций, которые назывались одними из главных виновников глобального экономического кризиса. Как всегда это и бывает, в пылу и угаре дебатов другие голоса оказались едва слышны. Во-первых, непреложным фактом является то, что и у компаний, и у частных лиц есть вполне законное право пользоваться услугами офшоров. Во-вторых, настоящая проблема заключается не в офшорах как таковых, а скорее в степени, в которой эти юрисдикции сотрудничают с властями других стран по вопросам противодействия налоговым преступлениям на своей территории. И в этом смысле Соглашения об обмене налоговой информацией (TIEA) могут стать неплохим решением этой проблемы. Данные соглашения включают в себя обязательство налоговых гаваней добровольно сотрудничать с правительствами других стран с целью приведения своего законодательства и налоговых практик в соответствие с международными стандартами противодействия налоговым преступлениям и обмена налоговой информацией.

В давлении на налоговые гавани нет ничего нового. В 1996 году под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начался процесс идентификации офшорных юрисдикций, участвующих в «пагубных налоговых практиках». Налоговые гавани стали определять как территорию, в пределах которой установлен льготный налоговый режим или нулевые ставки налогов, создающую условия налогоплательщикам для уклонения или минимизации налоговых выплат в стране своего происхождения, при этом ограничивая доступ властей этих стран к налоговой информации своих граждан.

Более-менее точно определить масштаб проблем, вытекающих из этих предполагаемых злоупотреблений, крайне сложно. Оценки стоимости активов, хранящихся на офшорных счетах по всему миру, существенно расходятся в пределах от 1,7 трлн долларов до 11,5 трлн долларов, тогда как США оценивают свои налоговые потери из-за оптимизации своими гражданами налоговых выплат с помощью налоговых гаваней в 100 млрд долларов в год.
В 2000 году ОЭСР опубликовала черный список 38 налоговых гаваней, который, к стыду, включал в себя и семь британских заморских территорий, таких как Бермудские острова и Остров Мэн. Любопытно, что в этом списке не оказалось Швейцарии, хотя действующий на ее территории режим банковской тайны вызывал накануне весьма бурные дебаты.

В течение двух первых лет после публикации черного списка ОЭСР активно работала над тем, чтобы укоренить стандарты прозрачности и обмена налоговой информацией в большинстве входящих в него стран. Только Андорра, Монако и Лихтенштейн отказались от сотрудничества с организацией по этим вопросам и сохранили свое место в черном списке.

Тем не менее власти Монако заявили о своей готовности подписать несколько двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. А постоянный Секретарь по налогам Налогового ведомства Великобритании (HMRS) тогда заявил, что в ближайшее время соответствующие переговоры должны начаться с Лихтенштейном, от которого попросят закрыть счета и раскрыть информацию о клиентах местных банков, являющихся британскими резидентами, отказавшимися сделать это самостоятельно в рамках объявленной в этой связи «амнистии». Для крохотного княжества это стало бы переворотом основ и оказалось бы настолько же удивительным, как и недавнее согласие швейцарского банка UBS раскрыть информацию о своих американских владельцах счетов налоговым органам США.

Если перевести дискуссию на практический уровень, то придется констатировать, что британские налоговые власти страдают от нехватки ресурсов. HMRS придется радикально увеличивать штат, чтобы соответствовать требованиям предложенной налоговой амнистии и второй Инициативы по раскрытию информации об офшорах (Offshore Disclosure Facility – инициатива, объявленная HMRC 17 апреля 2007, в рамках которой налогоплательщики получили возможность легализовать средства на своих офшорных счетах, заплатив причитающиеся налоговые недоимки и штраф в размере 10%), объявленной несколькими месяцами ранее. Наконец, по некоторым данным Швейцария сегодня размышляет над радикальной реформой своего законодательства о банковской тайне. Однако подобные изменения потребуют внесения поправок в конституцию, на что, скорее всего, потребуются не месяцы, а годы.

Юрисдикциям, которые в итоге были исключены из черного списка, также потребовалось определенное время на то, чтобы начать соблюдать обязательства, которые они на себя взяли в рамках данного процесса. Но самое поразительное, что многие страны уже подписали или находятся в процессе подписания двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией с другими участниками ОЭСР. Великобритания, например, подписала такие соглашения с Джерси, Гернси, Британскими Виргинскими островами, Островом Мэн и Бермудскими островами. Однако только соглашение с Бермудами к настоящему времени ратифицировано и начало действовать. Как правило, эти соглашения относятся к нескольким британским налогам – подоходному, на корпорации, на прирост капитала и наследство и гласят: Компетентные власти Территорий должны оказывать содействие через обмен информацией, относящейся к администрированию или применению внутреннего законодательства Территории в отношении налогов, перечисленных в этом Соглашении. Данная информация должна включать информацию, относящуюся к установлению, оценке и начислению таких налогов, возврату и применению запросов по вопросам налогообложения, или расследований, или судебного преследования по ним.

Обмен налоговой информацией в рамках этих соглашений возможен только при условии наличия у запрашивающей стороны доказательств серьезных налоговых злоупотреблений и существенного размера налоговых недоимок. Запросы общего характера удовлетворяться не будут, однако представители налоговых органов при определенных обстоятельствах смогут отправиться на территорию, в отношении которой возникли вопросы, для интервью с владельцами счетов при условии их предварительного согласия.

Для достижения максимального уровня прозрачности существует широкий спектр информации, подлежащей раскрытию. Налоговые органы, при условии, что они в состоянии представить веские доказательства обоснованности своего запроса, смогут получить доступ к информации банков, других финансовых институтов и любого лица, включая номинальных владельцев и трасти, действующего или доверенного лица, а также в отношении владельцев компаний (не только заявленных официально), партнерств, схем коллективного инвестирования, трастов, фондов, «учреждений» и других персоналий, включая:

  • информацию о собственности любого лица, входящего в цепочку собственности;
  • в случае схем коллективного инвестирования – информацию о долях, паях и других интересах;
  • в случае трастов – информацию о сеттлоре, трасти и бенефициарах;
  • в случае фондов – информацию об основателях, членах попечительского совета и бенефициарах, а также аналогичные сведения о юридических лицах, которые не относятся ни к трастам, ни к фондам.

Но чтобы еще усилить и без того безжалостное давление на налоговые гавани, американский конгресс в ближайшие месяцы скорее всего проголосует за законопроект о «О предотвращении злоупотреблений в налоговых гаванях» (Stop Tax Haven Abuse Act – внесен в парламент 17 февраля 2007 года. – Пер.), подготовленный только что избранным президентом Обамой. Данный закон даст возможность американским властям вводить финансовые санкции в отношении территорий, которые подозреваются в содействии налоговым преступлениям.

В завершение стоит подчеркнуть, что само по себе ведение бизнеса в офшорной юрисдикции или при ее посредничестве не является противозаконным. Вопрос в том, смогут ли правительства усилить контроль за незаконными практиками ухода от налогообложения на этих территориях, при этом не усугубив и без того не лучший экономический климат в мире. Соглашения об обмене налоговой информацией должны помочь обеспечить прозрачность в налоговых гаванях, пусть для этого и потребуется время, зато эффект будет высоким. С учетом этого Гордону Брауну следует сосредоточиться на продвижении TIEA и ускорении создания системы, в рамках которой эти соглашения будут приниматься странами и ратифицироваться.



Эндрю Уатт
Управляющий директор Alvarez & Marsal Taxand
02.04.2009

Источник: Wealth Briefing


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз