Налог на непорядочность
Мария Семенова - о налоговых рисках, с которыми может столкнуться компания в результате мошеннических действий топ-менеджмента.

Налоговые органы успешно выявляют нереальные операции, которые являются следствием мошеннических действий топ-менеджеров, в ходе налогового контроля. Чтобы доначислить неуплаченные налоги, достаточно доказать, что компания заявила налоговые вычеты в отношении нереальных расходов или не учла реально полученные доходы. Факт, что собственник компании и (или) ее генеральный директор не знали о нереальности сделок, не влияет на размер налоговой обязанности компании. Нередки случаи, когда собственник узнает о мошенничестве работников, увидев результаты налоговой проверки. Рассмотрим несколько типичных примеров.
Занижение доходов
Мошеннические действия персонала часто сводятся к незаконному присвоению доходов, получаемых компанией. Например, компания может не полностью отражать денежные средства (доходы), если работники компании:
- не приходуют наличные денежные средства, получаемые в оплату товаров (работу, услуг), реализуемых компанией, соответственно, бухгалтерия компании не отражает выручку от реализации;
- согласовывают с покупателями (заказчиками) заведомо заниженные цены на реализуемые компанией товары (работы, услуги), а разницу между рыночной и заниженной ценой кладут себе в карман (покупатели переводят денежные средства на личные счета работников и (или) подконтрольных им компаний);
- продают товары по заниженной цене фирме-посреднику, которая внедрена в цепочку поставок и подконтрольна таким работникам. Затем фирма-посредник, не выполняющая реальных функций, перепродает их конечному покупателю, а полученная ею прибыль оседает в карманах ее акционеров (участников) – работников компании и (или) их родственников.
Перечисленные выше схемы ведут к занижению налогооблагаемых доходов компании, она недоплачивает в бюджет НДС и налог на прибыль (или УСН).
Результат – высокий риск доначисления этих налогов, а также штрафов и пеней в результате налоговой проверки.
Завышение расходов
Одна из наиболее популярных мошеннических схем – перечисление денежных средств компании в счет оплаты нереальных товаров (работ, услуг) или избыточной (сверх их рыночной стоимости) оплаты за товары (работы, услуги). В этом случае денежные средства, которые компания перечисляет за нереальные покупки или сверх рыночной цены реальных покупок, присваивают работники. Поставщиками (подрядчиками) выступают компании, подконтрольные работникам, которые часто недобросовестно платят налоги и (или) не имеют достаточных ресурсов для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Итог таких мошеннических схем – завышение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль в отношении нереальных закупок (закупок по завышенным ценам) и высокий риск доначисления этих налогов, а также штрафов и пеней.
Утраченные и лишние активы
Недобросовестные работники могут присвоить себе активы, принадлежащие компании, чтобы использовать их для своих нужд или реализовать третьим лицам. В этом случае компания, проводя инвентаризацию, может столкнуться с фактами недостач и будет вынуждена отразить убытки. Однако такие убытки не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то есть компания не только теряет денежные средства, уплаченные за приобретение активов, но и не получает налоговые вычеты, на которые могла бы рассчитывать.
Мошенничество с активами не всегда сводится к их присвоению. Иногда работники, наоборот, приносят на территорию, контролируемую компанией (склад, производственное помещение), свои личные активы, передают их покупателям вместо продукции компании и получают доход, который не отражается по счетам бухгалтерского учета. Так, работники ресторана могут принести напитки, купленные за свой счет (например, элитный алкоголь), продавать их клиентам, а полученные деньги присвоить. Обнаружение излишков в ходе инвентаризации не всегда означает, что компания сможет использовать найденные активы для ведения своей деятельности.
Тем не менее излишки необходимо оприходовать в оценке по рыночной стоимости, признать внереализационный доход и, соответственно, уплатить в бюджет налог на прибыль. Иначе говоря, сегодня нужно уплатить налог за активы, использование которых в будущем сомнительно.
Таким образом, отсутствие контроля за активами может привести не только к прямым финансовым потерям, но и к дополнительным налоговым обязательствам.
Резюме
Налоговые органы очень часто выявляют перечисленные выше мошеннические схемы и успешно доначисляют налоги. Налогоплательщики в большинстве случаев соглашаются с претензиями, уплачивают то, что доначислено, и не обращаются за судебной защитой.
Таким образом, если вы задумываетесь о привлечении инвестора, продаже бизнеса или его передаче по наследству, то следует оценить риски мошенничества и их налоговые последствия.
Более того, компания должна системно проводить процедуры, которые помогут выявить и предупредить мошенничество. Формулу снижения рисков, связанных с мошенничеством, можно составить из трех слагаемых.
Во-первых, собственник должен не только нанять лояльного генерального директора (CEO), проверить его при найме, но и обеспечить мотивацию и лояльность всех топ-менеджеров компании. Иначе говоря, нужна профилактика рисков нелояльного поведения. А это задача самого собственника, генерального директора (CEO), а также отдела по работе с персоналом.
Во-вторых, требуются эффективные внутренние процедуры и процессы, такие как разделение полномочий по распоряжению денежными средствами и авторизации расходов, а также неформальное проведение инвентаризации. Разработать и внедрить такие процедуры, обеспечить их исполнение работниками может либо финансовый контролер, либо внутренний аудитор.
И, наконец, собственники должны периодически убеждаться в отсутствии фактов мошенничества. Для этого недостаточно проводить ежегодный аудит финансовой отчетности: аудиторы могут обозначить некоторые мошеннические действия работников, однако это не является их основной задачей. Соответственно, риски мошенничества может выявить только специальное внутреннее расследование или привлеченный работниками форензик-специалист.
Private wealth по-русски и с «чем его едят»

Несмотря на появление все большего количества фирм и консультантов, которые декларируют оказание юридических и налоговых услуг частным клиентам – хайнетам и ультрахайнетам, этот рынок в России только формируется. Рассказывает Роман Хаминский, партнер BKHK law firm.
Иммиграция по проектному принципу

Продолжая тему получения вида на жительство в США через программу иммиграции за инвестиции ЕВ-5, Василий Тулин, основатель и управляющий партнер Texo Capital, рассказывает, как выбрать проект для вложения средств, чтобы гарантировать результат.
Проводник в мир израильского бизнеса

Немало российских бизнесменов и состоятельных людей в последнее время в силу тех или иных причин переехали в Израиль или пытаются «жить на два дома»; немало и тех, кого привлекают возможности, которые открывает израильская экономика, и в особенности инвестиции в хайтек. Однако многие из них вскоре осознают, что вести дела в новой, незнакомой стране, значительно отличающейся от России в плане законов, обычаев, стиля делового общения и т. п. (не говоря уже о языковом барьере), довольно непросто. Объясняет Марк Ойгман, генеральный директор Smartgen Ltd. (На правах рекламы)
Новая налоговая карта

Роман Баханец, управляющий партнер BKHK Law Firm, - о том, какие офшорные надстройки являются ненужными, о сложном структурировании и резидентстве бизнеса.
Private wealth по-русски и с «чем его едят»

Несмотря на появление все большего количества фирм и консультантов, которые декларируют оказание юридических и налоговых услуг частным клиентам – хайнетам и ультрахайнетам, этот рынок в России только формируется. Рассказывает Роман Хаминский, партнер BKHK law firm.
Что о вас знает налоговый инспектор?

Сергей Нестеренко, старший советник Hill Consuling, налоговый визионер и эксперт в области международного налогообложения, составил гид по источникам информации о налогоплательщиках и контрагентах – от автообмена и реестров бенефициаров до социальных сетей – и дает рекомендации: что делать в условиях, когда меняется налоговое законодательство.
Новый налоговый год - до 15% и выше

Роман Хаминский, партнер BKHK law firm, - о том, станут ли банковская и налоговые тайны одним целым.
Новые налоговые реалии

Виктор Калгин о налоговой конкуренции стран и переменах для владельцев крупных капиталов.
Оставить комментарий