
Егор Коваленко
Управляющий партнер «Национальной юридической службы»
В последнее время конкуренция в бизнесе становится все изобретательнее. Похищения баз данных, подкуп сотрудников, антиреклама. Подделкой оригинальной продукции уже никого не удивишь. Незаконным использованием товарного знака – тоже. Весьма популярно использование уже раскрученного фирменного наименования. Что делать и к кому обратиться за помощью бизнесмену, если он узнал о появлении клонов своей организации?
Запрещенное и разрешенное
Прежде всего, следует помнить, что защите подлежит только фирменное наименование коммерческой организации. Ст. 1473 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование. При этом закреплено, что «имя» не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Важно помнить, что у некоммерческих организаций фирменное наименование не становится средством индивидуализации, это прямо указано в законе, поэтому оно не подлежит защите.
Коммерческая организация вправе использовать одно полное фирменное наименование и одно сокращенное фирменное наименование, а также полное и сокращенное фирменное наименование на иностранном языке. В него нельзя включить:
• полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
• полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
• полные или сокращенные наименования общественных объединений;
• обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и ее субъекту.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования слов «Российская Федерация» или «Россия», а также любых производных допускается только по специальному разрешению.
Особенно нужно отметить, что производным от слова «Россия» будет слово «российский», а не «русский». Использование слова «русский» в фирменных наименованиях организаций допускается на общих основаниях.
До степени смешения
Закон закрепляет право юридического лица на использование своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым способом, не противоречащим закону, например, путем указания его на вывесках, в рекламе, объявлениях, на товарах, в интернете. Это право принадлежит только владельцу фирменного наименования и не может быть предоставлено другому лицу по какому-либо договору (в отличие, например, от права на товарный знак).
Таким образом, со дня регистрации юридического лица до дня его ликвидации на всей территории Российской Федерации право на фирменное наименование является исключительным и подлежит защите. Никакой специальной регистрации фирменного наименования закон не предполагает. Сам факт включения в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческой организации с определенным фирменным наименованием дает ей право требовать устранения нарушения ее исключительных прав на фирменное наименование.
Что подразумевается под защитой исключительного права на фирменное наименование? Статья 1474 ГК РФ закрепляет, что использование другим юридическим лицом фирменного наименования, сходного до степени смешения с зарегистрированным фирменным наименованием, не допускается, если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ позднее.
Юридическое лицо, использующее фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием правообладателя, обязано или прекратить использование фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемых правообладателем, или изменить свое фирменное наименование. Также на нарушившее исключительное право на фирменное наименование лицо возложена обязанность возместить убытки правообладателя.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» судам рекомендовано учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
Налоговые органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, вправе предъявить юридическому лицу, чье наименование не соответствует требованиям закона, иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица… в виде штрафа для юридического лица в размере от 1/100 до 15/100 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, если вы обнаружили, что фирменное наименование вашей организации используется конкурентами, закон на вашей стороне.
При этом действовать имеет смысл как в гражданско-правовом направлении (взыскание убытков), так и в административно-правовом (инициирование привлечения нарушителя к административной ответственности).
Вместе с тем следует помнить об ограничениях, установленных законом для правообладателей фирменного наименования.
19 сентября 2017 года Суд по интеллектуальным правам вынес постановление, которым оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по иску АО «Лаборатория Касперского» к АО «НПО “Лаборатория Касперского”» об обязании прекратить использование фирменного наименования. Суды отказали Истцу – АО «Лаборатория Касперского» в защите права на фирменное наименование, так как посчитали недоказанным тот факт, что Ответчик – АО «НПО “Лаборатория Касперского”» осуществляет те же виды деятельности, что и истец. Судебные акты очень интересны, но не бесспорны с точки зрения исследования и оценки доказательств. Тем не менее формирование судебной практики в области защиты прав на фирменное наименование идет очень активно и, вероятно, в будущем повлечет более детальное законодательное регулирование этого вопроса.
Источник: SPEAR'S Russia #10(72)
Цифровая безопасность хрупкого мира

Российская IT-индустрия выдержала первые удары санкций, и стране пока не грозит вечное технологическое отставание, хотя у многих компаний положение дел становится хуже с каждым месяцем. В ближайшие несколько лет очень многое будет определять не только злая внешняя воля, но и разумность действий государства и участников рынка. В интервью WEALTH Navigator глава ГК Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал об ошибках «срочного импортозамещения», надежде на логику рынка и всеобщих проблемах с кибербезопасностью.
Почему рынок импакт-инвестиций обречен на рост

Дмитрий Мунгалов – о том, как развивается индустрия импакт-инвестиций на Западе и какие тенденции там преобладают сегодня.
Капитал со смыслом

Импакт-инвестиции – не только способ улучшить жизнь общества и отдельных людей, но и возможность хорошо заработать с умеренным риском. Размышляя о будущем сектора в России, Любовь Шерышева настаивает, что число желающих инвестировать с прибылью и смыслом будет только расти.
Вселенная с приставкой «мета»

Метавселенная – слово и феномен, возникший в поле зрения, в жизни современного человека не так давно. Как все грандиозное, это продукт столкновения нескольких сущностей. С одной стороны, невероятного технологического прогресса последних лет, в базе которого блокчейн и интернет нового поколения Web 3.0. С другой – всего человеческого в каждом из нас: стремления вести социальную жизнь и общаться, желания развлекаться, получать удовольствие в игре. Ведь у взрослых, как у детей, те же игрушки, только дороже, а с некоторых пор еще и гораздо более технологичные. Постепенное «переселение» современного человека из реального мира в виртуальный не новость, но с появлением полноценных метавселенных может перестать быть просто фигурой речи. Пока это больше красивый, но довольно абстрактный концепт, который еще только предстоит наполнить реальным технологическим содержанием. Однако за дело уже берутся мировые техногиганты, «внезапно» разглядевшие в метавселенных новый мегатренд и мегавозможность «длиною в жизнь» для своего бизнеса. Работы хватит всем. Свою часть из нее предстоит сделать Inanomo – компании, которая развивает одноименную интегрированную криптовалютную технологическую платформу, предназначенную для хранения, обмена и инвестиций в фиатных деньгах и криптовалютах. Осенью прошлого года на страницах WEALTH Navigator в рамках совместного редакционного проекта мы рассказали о запуске на площадке Inanomo крипто-игрового направления. Его логическим развитием на платформе станет новый продукт – технологическая платформа для разработчиков метавселенных. По сути – метавселенная для метавселенных. О том, как это устроено и почему запуск нового продукта даст новый толчок развитию всей инфраструктуры Inanomo, рассказывает ее основатель и генеральный директор Кирилл Садилов.
Спасут ли российские острова в идеальный шторм?

Специальные административные районы, созданные для релокации зарубежных холдинговых компаний в РФ, несмотря на достаточно жесткие требования, могут стать хорошей альтернативой для иностранных компаний российских бенефициаров в условиях зарубежных санкций, полагает Александр Токарев.
Операция «Ликвидация»

Мария Семенова – о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы правильно и безболезненно закрыть ставшие неактуальными офшорные холдинги.
Развод по-английски
Гиппократ считал, что «брак – это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом». Кира Егорова, Мария Петрова, Уильям Лонгригг и Елена Васильева попытались посмотреть на эту «болезнь» через призму английского и российского права.
Недвижимость как инвестиционный проект

Когда частный инвестор приобретает особняк в центре Москвы, несколько апартаментов или офисные здания площадью более 1 тыс. квадратных метров, он неизбежно сталкивается с вопросом: как владеть недвижимостью, чтобы оптимизировать налоги?
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Вечное студенчество

Татьяна Костенкова – о концепции life-long learning, модульном MBA, образовании за рубежом в новых условиях и домашнем обучении.
Хорошо одеваться – не роскошь

Пандемия изменила стиль нашей жизни, работы и то, как мы одеваемся. Что нового в мире делового дресс-кода, как адаптировать гардероб к послаблениям нового времени, как носить неформальные пиджаки, худи и галоши и почему классная одежда – это не роскошь, специально для SPEAR’S Russia рассказал Константин Ефимов.
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Экономика и мозг

Разобраться в том, как мы принимаем решения, пытаются сразу несколько наук. Для крупных частных инвесторов комментарии ученых иногда могут оказаться важнее советов банкиров и управляющих. WEALTH Navigator узнал о состоянии дел в этой области у старшего научного сотрудника Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ Ксении Паниди. В интервью она рассказала, что такое «универсальный измеритель полезности», почему всем людям надо заниматься самонаблюдением, опасаться своих эмоций и помнить об «угоне внимания» и чем опасны иллюзии невозвратных потерь и дисконтирование будущего.
Вечное студенчество

Татьяна Костенкова – о концепции life-long learning, модульном MBA, образовании за рубежом в новых условиях и домашнем обучении.
Оставить комментарий