Егор Коваленко
Управляющий партнер «Национальной юридической службы»
В последнее время конкуренция в бизнесе становится все изобретательнее. Похищения баз данных, подкуп сотрудников, антиреклама. Подделкой оригинальной продукции уже никого не удивишь. Незаконным использованием товарного знака – тоже. Весьма популярно использование уже раскрученного фирменного наименования. Что делать и к кому обратиться за помощью бизнесмену, если он узнал о появлении клонов своей организации?
Запрещенное и разрешенное
Прежде всего, следует помнить, что защите подлежит только фирменное наименование коммерческой организации. Ст. 1473 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование. При этом закреплено, что «имя» не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Важно помнить, что у некоммерческих организаций фирменное наименование не становится средством индивидуализации, это прямо указано в законе, поэтому оно не подлежит защите.
Коммерческая организация вправе использовать одно полное фирменное наименование и одно сокращенное фирменное наименование, а также полное и сокращенное фирменное наименование на иностранном языке. В него нельзя включить:
• полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
• полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
• полные или сокращенные наименования общественных объединений;
• обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и ее субъекту.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования слов «Российская Федерация» или «Россия», а также любых производных допускается только по специальному разрешению.
Особенно нужно отметить, что производным от слова «Россия» будет слово «российский», а не «русский». Использование слова «русский» в фирменных наименованиях организаций допускается на общих основаниях.
До степени смешения
Закон закрепляет право юридического лица на использование своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым способом, не противоречащим закону, например, путем указания его на вывесках, в рекламе, объявлениях, на товарах, в интернете. Это право принадлежит только владельцу фирменного наименования и не может быть предоставлено другому лицу по какому-либо договору (в отличие, например, от права на товарный знак).
Таким образом, со дня регистрации юридического лица до дня его ликвидации на всей территории Российской Федерации право на фирменное наименование является исключительным и подлежит защите. Никакой специальной регистрации фирменного наименования закон не предполагает. Сам факт включения в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческой организации с определенным фирменным наименованием дает ей право требовать устранения нарушения ее исключительных прав на фирменное наименование.
Что подразумевается под защитой исключительного права на фирменное наименование? Статья 1474 ГК РФ закрепляет, что использование другим юридическим лицом фирменного наименования, сходного до степени смешения с зарегистрированным фирменным наименованием, не допускается, если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ позднее.
Юридическое лицо, использующее фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием правообладателя, обязано или прекратить использование фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемых правообладателем, или изменить свое фирменное наименование. Также на нарушившее исключительное право на фирменное наименование лицо возложена обязанность возместить убытки правообладателя.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» судам рекомендовано учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
Налоговые органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, вправе предъявить юридическому лицу, чье наименование не соответствует требованиям закона, иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица… в виде штрафа для юридического лица в размере от 1/100 до 15/100 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, если вы обнаружили, что фирменное наименование вашей организации используется конкурентами, закон на вашей стороне.
При этом действовать имеет смысл как в гражданско-правовом направлении (взыскание убытков), так и в административно-правовом (инициирование привлечения нарушителя к административной ответственности).
Вместе с тем следует помнить об ограничениях, установленных законом для правообладателей фирменного наименования.
19 сентября 2017 года Суд по интеллектуальным правам вынес постановление, которым оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по иску АО «Лаборатория Касперского» к АО «НПО “Лаборатория Касперского”» об обязании прекратить использование фирменного наименования. Суды отказали Истцу – АО «Лаборатория Касперского» в защите права на фирменное наименование, так как посчитали недоказанным тот факт, что Ответчик – АО «НПО “Лаборатория Касперского”» осуществляет те же виды деятельности, что и истец. Судебные акты очень интересны, но не бесспорны с точки зрения исследования и оценки доказательств. Тем не менее формирование судебной практики в области защиты прав на фирменное наименование идет очень активно и, вероятно, в будущем повлечет более детальное законодательное регулирование этого вопроса.
Источник: SPEAR'S Russia #10(72)
Налоговые приключения российских денег за границей
Александр Непомнящий – о растущей налоговой чистоплотности россиян как неожиданном последствии турбулентности последних лет.
Не взлетим, так поплаваем
Эксперты Всемирного экономического форума назвали основные риски для человечества на ближайшее десятилетие. Список широк, но при этом предсказуем: от роста геополитической напряженности, способной обернуться катастрофическими последствиями для всего мира, до сильных наводнений, засухи и прочих спутников изменения климата. Главным глобальным риском ближайших двух лет аналитики ВЭФ называют проблему генерируемой искусственным интеллектом дезинформации.
Экономика ИИ
Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.
Международный бизнес и инвестиции после 2023 года – налоговая точка зрения
Ирина Фадеева и Всеволод Будэ – об изменениях в уплате налогов из-за приостановки соглашений с недружественными странами, а также растущей популярности личных фондов и иностранных компаний для целей инвестирования.
Налоговые приключения российских денег за границей
Александр Непомнящий – о растущей налоговой чистоплотности россиян как неожиданном последствии турбулентности последних лет.
Инструкция по работе с замороженными активами
Санкционная блокировка активов российских клиентов европейскими депозитариями – проблема, решение которой обязательно будет найдено. Хотя идущие больше года переговоры о разморозке сродни пробиванию просеки в густом лесу, но рано или поздно они дадут результат, утверждает Олег Горанский, директор по правовым вопросам УК «Первая».
Оцифровка рубля
Появление в России новой, цифровой, формы рубля даст определенные преимущества владельцам капитала, например, сделает привычные транзакции более выгодными. Но не следует игнорировать и риски, которыми может сопровождаться введение цифрового рубля, предупреждают Михаил Клементьев и Кирилл Русаков.
Пора переезжать
В феврале Совет Европы включил Россию в так называемый «черный» список юрисдикций, не сотрудничающих в налоговых вопросах. О том, каковы последствия такого решения, куда россиянам перевозить свои трасты и фонды, а также о перспективах специальных административных районов (САР) рассказывает Александр Токарев.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Красота нашей бренности
Конец 2023 года ознаменовался примечательным событием в культурной жизни Германии. В Мюнхене проходит первая в истории страны выставка одного из самых дорогих и неоднозначных художников современности – Дэмиена Хёрста, создателя инкрустированных бриллиантами черепов и заспиртованных чучел животных. Ретроспективная выставка enfant terrible современного искусства (экспозиция собрала созданные за 40 лет его знаковые работы) позволяет Ксении Апель поразмышлять о смерти в искусстве, ключевой теме для Хёрста и многих других художников.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Красота нашей бренности
Конец 2023 года ознаменовался примечательным событием в культурной жизни Германии. В Мюнхене проходит первая в истории страны выставка одного из самых дорогих и неоднозначных художников современности – Дэмиена Хёрста, создателя инкрустированных бриллиантами черепов и заспиртованных чучел животных. Ретроспективная выставка enfant terrible современного искусства (экспозиция собрала созданные за 40 лет его знаковые работы) позволяет Ксении Апель поразмышлять о смерти в искусстве, ключевой теме для Хёрста и многих других художников.
Оставить комментарий