
Егор Коваленко
Управляющий партнер «Национальной юридической службы»
В последнее время конкуренция в бизнесе становится все изобретательнее. Похищения баз данных, подкуп сотрудников, антиреклама. Подделкой оригинальной продукции уже никого не удивишь. Незаконным использованием товарного знака – тоже. Весьма популярно использование уже раскрученного фирменного наименования. Что делать и к кому обратиться за помощью бизнесмену, если он узнал о появлении клонов своей организации?
Запрещенное и разрешенное
Прежде всего, следует помнить, что защите подлежит только фирменное наименование коммерческой организации. Ст. 1473 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование. При этом закреплено, что «имя» не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Важно помнить, что у некоммерческих организаций фирменное наименование не становится средством индивидуализации, это прямо указано в законе, поэтому оно не подлежит защите.
Коммерческая организация вправе использовать одно полное фирменное наименование и одно сокращенное фирменное наименование, а также полное и сокращенное фирменное наименование на иностранном языке. В него нельзя включить:
• полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
• полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
• полные или сокращенные наименования общественных объединений;
• обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и ее субъекту.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования слов «Российская Федерация» или «Россия», а также любых производных допускается только по специальному разрешению.
Особенно нужно отметить, что производным от слова «Россия» будет слово «российский», а не «русский». Использование слова «русский» в фирменных наименованиях организаций допускается на общих основаниях.
До степени смешения
Закон закрепляет право юридического лица на использование своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым способом, не противоречащим закону, например, путем указания его на вывесках, в рекламе, объявлениях, на товарах, в интернете. Это право принадлежит только владельцу фирменного наименования и не может быть предоставлено другому лицу по какому-либо договору (в отличие, например, от права на товарный знак).
Таким образом, со дня регистрации юридического лица до дня его ликвидации на всей территории Российской Федерации право на фирменное наименование является исключительным и подлежит защите. Никакой специальной регистрации фирменного наименования закон не предполагает. Сам факт включения в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческой организации с определенным фирменным наименованием дает ей право требовать устранения нарушения ее исключительных прав на фирменное наименование.
Что подразумевается под защитой исключительного права на фирменное наименование? Статья 1474 ГК РФ закрепляет, что использование другим юридическим лицом фирменного наименования, сходного до степени смешения с зарегистрированным фирменным наименованием, не допускается, если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ позднее.
Юридическое лицо, использующее фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с фирменным наименованием правообладателя, обязано или прекратить использование фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемых правообладателем, или изменить свое фирменное наименование. Также на нарушившее исключительное право на фирменное наименование лицо возложена обязанность возместить убытки правообладателя.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» судам рекомендовано учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
Налоговые органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, вправе предъявить юридическому лицу, чье наименование не соответствует требованиям закона, иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица… в виде штрафа для юридического лица в размере от 1/100 до 15/100 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, если вы обнаружили, что фирменное наименование вашей организации используется конкурентами, закон на вашей стороне.
При этом действовать имеет смысл как в гражданско-правовом направлении (взыскание убытков), так и в административно-правовом (инициирование привлечения нарушителя к административной ответственности).
Вместе с тем следует помнить об ограничениях, установленных законом для правообладателей фирменного наименования.
19 сентября 2017 года Суд по интеллектуальным правам вынес постановление, которым оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по иску АО «Лаборатория Касперского» к АО «НПО “Лаборатория Касперского”» об обязании прекратить использование фирменного наименования. Суды отказали Истцу – АО «Лаборатория Касперского» в защите права на фирменное наименование, так как посчитали недоказанным тот факт, что Ответчик – АО «НПО “Лаборатория Касперского”» осуществляет те же виды деятельности, что и истец. Судебные акты очень интересны, но не бесспорны с точки зрения исследования и оценки доказательств. Тем не менее формирование судебной практики в области защиты прав на фирменное наименование идет очень активно и, вероятно, в будущем повлечет более детальное законодательное регулирование этого вопроса.
Источник: SPEAR'S Russia #10(72)
Иммиграция по проектному принципу

Продолжая тему получения вида на жительство в США через программу иммиграции за инвестиции ЕВ-5, Василий Тулин, основатель и управляющий партнер Texo Capital, рассказывает, как выбрать проект для вложения средств, чтобы гарантировать результат.
Проводник в мир израильского бизнеса

Немало российских бизнесменов и состоятельных людей в последнее время в силу тех или иных причин переехали в Израиль или пытаются «жить на два дома»; немало и тех, кого привлекают возможности, которые открывает израильская экономика, и в особенности инвестиции в хайтек. Однако многие из них вскоре осознают, что вести дела в новой, незнакомой стране, значительно отличающейся от России в плане законов, обычаев, стиля делового общения и т. п. (не говоря уже о языковом барьере), довольно непросто. Объясняет Марк Ойгман, генеральный директор Smartgen Ltd. (На правах рекламы)
Новая налоговая карта

Роман Баханец, управляющий партнер BKHK Law Firm, - о том, какие офшорные надстройки являются ненужными, о сложном структурировании и резидентстве бизнеса.
Юридическая защита активов

О важности своевременной и квалифицированной юридической поддержки клиентов private banking, а также о преимуществах модели in-house рассказывает Мария Акутина, руководитель юридического и налогового консультирования «Уралсиб – Стиль жизни».
Новый налоговый год - до 15% и выше

Роман Хаминский, партнер BKHK law firm, - о том, станут ли банковская и налоговые тайны одним целым.
Новые налоговые реалии

Виктор Калгин о налоговой конкуренции стран и переменах для владельцев крупных капиталов.
Комплаенс: всегда спросят, откуда?

Практика показывает: много "новых" больших денег не зарабатывается, а к старым деньгам все чаще возникают вопросы. Объясняет Роман Хаминский, партнер BKHK law firm.
Новая налоговая карта

Роман Баханец, управляющий партнер BKHK Law Firm, - о том, какие офшорные надстройки являются ненужными, о сложном структурировании и резидентстве бизнеса.
Здоровье-менеджмент

Пандемия возвела здоровье в разряд наивысших ценностей человека. Пора взглянуть на него как на ресурс и научиться им управлять, призывает Александр Островский, генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро».
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Тревога, вирус и белая обезьяна

Период самоизоляции в Москве завершился, но вирусологи не исключают вторую, осеннюю, вспышку коронавируса. Яков Кочетков, клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии, предложил на Spear’s Club способы сохранить бодрость духа и принимать эффективные решения во время пандемии.
Я - город

Заседание очередного Spear's Club состоялось еще в мирное время - незадолго до того, как пресловутая пандемия отсекла нашу глобализованную аудиторию от привычной возможности глобализованную аудиторию от привычной возможности перемещаться между странами и даже в более узком пространстве - внутри собственного города. Отличный момент, чтобы порассуждать на тему городской социологии с ее признанным знатоком Виктором Вахштайном. Это дискуссия о том, что такое мы в городе, и что такое город в нас.
Наследники фортуны

Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.
Оставить комментарий