Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/more-solntse-i-sireny
Дата публикации 27.11.2015
Рубрики: Путешествия
Напечатать страницу


Море, солнце и сирены


Пусть Понцианские острова и не самые известные среди итальянских, однако пение местных сирен как магнитом притягивает состоятельных туристов. Сильвия Маркетти отправилась в путешествие, чтобы лично убедиться в этом.


Пять Понцианских островов, которые называют жемчужиной Средиземноморья, расположены недалеко от побережья на полдороге от Рима до Неаполя. Ими довольно долго пренебрегали в пользу таких раскрученных мест, как Капри или Искья. Тем не менее острова популярны среди представителей высшего света: на двух самых крупных из них – Понце и Вентотене – члены королевских семей общаются с аристократами, бизнесменами и дизайнерами, такими, как сестры Фенди, которые приобщились к рынку недвижимости и сдают роскошные виллы на побережье и сельские апартаменты с модным оформлением.

Другие три острова – Дзанноне, Пальмарола и черный как уголь тюремный атолл Санто-Стефано – необитаемые глыбы, где всем управляет девственная природа. Там вы найдете только диких коз, карликовые пальмы и руины монастырей и тюрем, но от этого они не становятся менее впечатляющими.
Можно подумать, что привлекательность Понцианских островов таится в видах и пейзаже: оранжево-синие морские гроты, бирюзовая вода, пляжи с песком словно тальк, скалы в форме арок вроде зубчатых Ружей и Соборной бухты на Пальмароле, названной так из-за скал, которые выступают прямо в море цвета кобальта. Но такое восприятие было бы слишком поверхностным. Любопытных владельцев мегаяхт и частных вертолетов сюда привлекают исторические и мифические рассказы, окружающие эти острова.

Во-первых, вы прикоснетесь к Одиссее. Предположительно именно на Понце Одиссей, возвращаясь домой после сожжения Трои, был околдован Цирцеей, которая сделала из него секс-раба, причем не совсем против его воли, а его людей превратила в свиней. Говорят, логово колдуньи находится внутри небольшого грота под пляжем. Сегодня в честь любовников называют сияющие бутики и элегантные коктейль-бары.

Если Одиссей страдал, получая удовольствие, то другие на Понцианских островах страдали более традиционно. С финикийских времен изгоев и политических диссидентов всех мастей отправляли сюда. Здесь сидели в заточении блудливые знатные римлянки, а Муссолини высылал на эти острова своих врагов. Когда его режим пал, судьба сыграла злую шутку, и он провел начало своего изгнания на Понце. (После этого его спасли немцы и поставили во главе марионеточного правительства.)

Все эти мрачные картины прошлого не находят никакого отражения в приятных исторических зданиях пастельных тонов, которые можно приобрести на Понцианских островах. Раньше они были доисторическими пещерами, домами рыбаков, харчевнями, построенными в древнеримских портах, тюремными камерами в живописных деревеньках или виллами ранних поселенцев, посланных колонизировать острова неаполитанским королем в XVIII веке. Все они сегодня элегантно перестроены, а некоторые продаются или сдаются вместе с частной лодкой, которую можно арендовать или купить, чтобы исследовать тысячи бухточек.

Римские руины

Понца – главный остров – это лабиринт ветреных аллей, заполненных яркими бугенвиллиями, с мощеными улицами и узкими лестницами, ведущими к развалинам виллы императора Августа. Ландшафт испещрен римскими акведуками, цистернами и прудами, где разводили мурен. Погреба Понтия Пилата, названные в честь римского правителя, любившего здесь купаться, – сеть бассейнов и туннелей. (Местная легенда гласит, что сам остров назван в его честь, но на самом деле название появилось раньше.) Таверны, в которых подают жареных мурен и рыбью требуху, деликатес для смелых, соседствуют с рестораном – обладателем звезд Michelin Acqua Pazza, идеальным для любителей экспериментальных рыбных блюд.

Элегантные виллы, ранее принадлежавшие семьям богатых торговцев лобстерами, сколотивших состояние на путешествиях по Средиземному морю, возвышаются напротив сторожевых башен и полуразрушенных крепостей Бурбонов, окруженных пышными фруктовыми садами и элитными виноградниками. В нависающих скалах из розово-красного камня зияют пещеры. Когда-то их населяли древние люди, искавшие ценный черный как ночь обсидиан, после эти места использовались первыми римскими рыбаками как харчевни. Благодаря толстым выкрашенным в белый цвет стенам там сохраняется прохлада летом и тепло зимой.

В старину эти гроты служили домами для бедных семей, живших внутри вместе со своим скотом, а теперь они символ Понцы и самый желанный тип домов, и цены на них начинаются от 600 тыс. евро. Гроты (на самом деле они более просторные и уютные, чем подразумевает это слово) были для жителей островов обычным делом, и они даже строили гроты внутри гротов. Согласно их обычаю для каждого новорожденного в семье новая пещера превращается в дополнительную комнату. Шкафы, кровати, ванны и диваны – все выдолблено из камня.

Grotte della Masseria возвышается над самой высокой и живописной скалой, над пляжем Chiaia di Luna, похожим на лунную поверхность, над желто-белым натуральным каменным валом, где 19-летняя Софи Лорен в 1950-х снялась в своем первом фильме. Его архитектура вовсе не грубая, скорее стильная и простая одновременно. Бывшая конюшня, в которой находили приют отшельники в Средние века в ожидании Судного дня, была скопищем руин и грязных матрасов, пока ее владельцы не превратили ее в роскошную пещеру. Она состоит из четырех гротов, и в ней три слоя бесконечных патио, соединенных лестницами, которые покрыты майоликой XVIII века. Отсюда открывается вид на крошечный атолл Пальмарола в форме кролика.
Когда приближается время аперитива, включается понцийская movida (ночная жизнь). Попивая сделанный из особого морского фенхеля фирменный напиток Il Ponza в Au Bord De La Mer, вы удивитесь, обнаружив, как местные проводят свои вечера на купольных крышах (используемых до сих пор, чтобы отводить дождевую воду), превращая их в коктейльные зоны отдыха.

Остров изгнания

В 35 км от Понцы находится остров Вентотене – широкая плоская полоса земли в форме ящерицы, откуда открывается вид до самого Везувия. Он меньше Понцы, но еще более впечатляющий, если это вообще возможно. Здесь, согласно Гомеру, Одиссей снова едва не пал жертвой женских чар: проплывая мимо, ему пришлось заткнуть уши, чтобы не слышать соблазнительных песен сирен. Император Август отправил сюда свою несчастную дочь Юлию, обвинявшуюся в адюльтере, когда остров еще назывался Пандатария. Цветные мозаики до сих пор мелькают среди руин виллы Юлии. Тиберий послал сюда Агриппину-старшую. Калигула и Клавдий сослали сюда Юлию Ливиллу, где ее уморили голодом во время второй ссылки. Нерон отправил на остров Вентотене свою жену Октавию под страхом смертной казни, чтобы жениться на Поппее.
Первопроходцы, переселившиеся на Вентотене с неаполитанского побережья, были фермерами. Разбогатев на дарах своей земли, они построили виллы с естественным интерьером, окружив их полями чечевицы и фиговых деревьев, где так приятно затеряться.

Единственная деревня на острове изобилует бывшими тюремными пещерами, расположенными вокруг центральной пьяцца Кастелло и крепости Бурбонов. Внутри крепости некоторые из отцов-основателей Европы пришли к идее Европейского союза, пока находились там в плену у Муссолини: на этом острове антифашист Альтиеро Спинелли стал одним из авторов «Манифеста Вентотене».

Если истории вам достаточно, то прямо напротив Вентотене стоит тоскливая крепость-тюрьма Санто-Стефано в форме подковы, где тысячи пленников подвергались пыткам вплоть до 1965 года. Тюрьма представляет собой паноптикум, придуманный британским юристом и философом Иеремией Бентамом, где обеспечивался строгий контроль над заключенными с помощью стражи, расположенной в центре. Она принадлежит итальянскому государству, но остальная часть атолла, 28 га, на которых есть город-призрак с домами, колониальными виллами, церквями, тавернами и магазинами для заключенных, принадлежит богатой неаполитанской семье, которая ищет потенциальных покупателей. Немногие могут похвастаться тем, что у них есть свой город-призрак. 


Источник: SPEAR'S Russia #11(53)