Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/modnye-investitsii
Дата публикации 22.04.2011
Рубрики: Альтернативные инвестиции , Колонки
Напечатать страницу


«Модные» инвестиции

Куда будут вкладывать фонды private equity в 2011 году


Рынок прямых инвестиций, прошедший за минувшие три года серьезную проверку на прочность, начинает оживать. Кризис научил инвесторов осторожности, и фонды прямых инвестиций стали вести себя более консервативно. Главное теперь — не просто вложить средства в так называемый период инвестирования, а купить действительно перспективные компании по хорошим ценам, отмечает Вера Лосева.

%d0%9b%d0%be%d1%81%d0%b5%d0%b2%d0%b0%20%d0%92
Вера Лосева

Глава департамента корпоративных финансов М2М Прайвет Банка

Прежде чем прогнозировать, как будет развиваться индустрия прямых инвестиций в России в 2011 году, необходимо обратить внимание на экономические тенденции, которые окажут воздействие на нее в ближайшем будущем.

Налоги

С 1 января 2011 года мы ожидаем повышения налогового бремени на бизнес: нагрузка на фонд оплаты труда составит 26% (все за счет работодателя). В связи с этим возможен рост доли неофициальной части заработной платы и, как следствие, замедление восстановления некоторых видов кредитования физических лиц – автокредитования, ипотеки. Покупательная способность потребителей может снизиться в связи с недоступностью кредитных ресурсов. Переход части бизнеса в «серую зону» вызовет повышение налоговых и операционных рисков среднего бизнеса, которые многие фонды private equity, особенно иностранные, считают одними из основных при вложениях в частные российские компании.

Государственные инвестиции

Мы ожидаем роста государственных инвестиций в спортивную инфраструктуру, информационные технологии, медиа, новые технологии.

В рамках подготовки к проведению Олимпийских игр в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году государство намерено потратить более 80 млрд долларов на строительство спортивных объектов и инфраструктуры. Компании, вовлеченные в процесс масштабного строительства и получающие субподрядные контракты, очевидно, будут наращивать выручку и прибыль в течение ближайших пять–семь лет.

В связи с увеличением популярности информационных технологий, в том числе у государства, вероятен рост государственных и квазигосударственных вложений в информационные технологии, создание и передачу цифрового контента, а также, возможно, устройств для его легальной покупки и просмотра.

Кроме того, госкорпорации, скорее всего, продолжат политику приобретения частных компаний, в первую очередь инжиниринговых и производственных, для укрепления технологической базы.

Приватизация госимущества

С учетом новых назначений в пра­вительстве Москвы появилась надежда на подлинно рыночную приватизацию части имущественного комплекса города. Маловероятно, что фонды прямых инвестиций, особенно иностранные, примут участие в приватизации. Интерес к московским предприятиям, таким как «Мосводоканал», «Мосгортранс», проявляют крупнейшие российские частные инвесторы.

МФЦ

Формирование в России Международного финансового центра – еще один фактор, на который следует обратить внимание, так как оно может пойти не по пути создания правовых, налоговых, кадровых, транспортных и прочих условий для его естественного развития, а по пути покупки государством (государственными компаниями) частных компаний (инфраструктурных, финансовых). В этом случае нас, вероятно, ожидает консолидация инфраструктурных компаний (в том числе слияние/покупка РТС и ММВБ, объединение депозитариев и клиринговых центров). Также, учитывая информацию о том, что российские официальные лица заинтересованы в сотрудничестве с Франкфуртской биржей в рамках создания Международного финансового центра, возможен обмен акциями: объединенной ММВБ – РТС и Франкфуртской биржи.

Private equity-2011

В секторе прямых инвестиций в 2011 году будут нарастать тенденции, появившиеся в 2010-м: оживление рынка, рост мультипликаторов, по которым оцениваются компании, рост количества сделок.

В 2010 году, по оценкам DealWatch, было совершено около 1300 сделок на общую сумму до 154 млрд долларов. Эта цифра включает две крупнейшие сделки: Danone и «Юнимилк», PepsiCo и «Вимм-Билль-Данна». Они, в свою очередь, продемонстрировали еще одну тенденцию, которая будет развиваться в 2011 году: консолидация некоторых отраслей, прежде всего связанных с конечным потреблением, в том числе силами иностранных компаний. По нашим оценкам, консолидация отрасли производства продуктов питания продолжится в 2011 году, и компании, готовые к продаже иностранным игрокам, могут поменять владельцев по выгодной для продавцов оценке.

В 2011 году внимание стратегических и финансовых инвесторов (фондов прямых инвестиций) будет сфокусировано на разных сферах экономики: private equity фонды, как им и следует, постараются вкладывать деньги прежде всего в компании, оперирующие на рынках, на которых еще не началась тотальная консолидация, особенно с участием иностранных стратегических инвесторов. При этом фонды прямых инвестиций будут, вероятно, обходить стороной сильно переоцененные в прошлый кризис отрасли (такие как банки, недвижимость) и так называемые депрессивные секторы (общее машиностроение, производство тканей, мясопереработка). Таким образом, можно с достаточной степенью точности выявить «модные» и «немодные» у финансовых инвесторов отрасли. Надо сделать оговорку, что «модность» не является гарантией будущего дохода и наоборот.

Итак, к «модным» у фондов прямых инвестиций индустриям кроме указанной выше отрасли производства продуктов питания следует отнести: информационные технологии, телекомы, медиа (прежде всего Интернет и сферу создания и распространения цифрового контента), розничные сети, транспорт и инфраструктуру, финансовые услуги (кроме банков), фармацевтику, биотехнологии, здравоохранение.

«Немодные» у фондов прямых инвестиций – производство промышленных товаров (импорт-замещение), строительство и девелопмент, банки. Мультипликаторы в «немодных» отраслях ниже, и при тех же финансовых показателях инвесторы имеют возможность дешевле купить будущий денежный поток этих компаний.

В 2011 году мы ожидаем умеренного роста мультипликаторов и смещения сентимента в сторону продавцов и реципиентов инвестиций.

Если перед кризисом 2008 года рынок принадлежал компаниям – реципиентам инвестиций, то есть был рынком продавца, то во время кризиса возник рынок инвестора и покупателя. В настоящее же время наблюдается смещение рынка к продавцам и получателям инвестиций, и эта тенденция сохранится еще несколько лет.

Кроме того, в наступившем году будет наблюдаться повышение требований к фондам прямых инвестиций: владельцы успешных и прибыльных компаний, которые в 2011 году смогут привлечь средства от фондов, ждут от них не только денег как таковых, но и обширных знаний в области МСФО, опыта выхода на IPO, опыта покупки 100% пакетов и консолидации компаний в одну группу, а также продажи консолидированных, выращенных и «причесанных» компаний стратегическим инвесторам. В 2011 году конкуренция между фондами возрастет. Эффективные и прибыльные компании, успешно пережившие кризис, смогут с большей вероятностью привлечь средства (прежде всего на развитие – так называемый cash in, a не на выкуп доли акци­онеров – cash out, на что инвесторы будут идти с меньшим энтузиазмом).

В 2011 году мы ожидаем дальнейшей консолидации банковского сектора, обострения конкуренции между ВТБ и Сбербанком. Эта тенденция будет выражаться в том, что ВТБ помимо работы по консолидации ТрансКредитБанка и Банка Москвы, возможно, приобретет еще один или несколько средних банков в регионах, где его присутствие еще не так выражено (прежде всего на Дальнем Востоке, в Калининграде, Сибири, Южном федеральном округе). Сбербанк, который традиционно был менее активен в покупках, вероятно, приобретет или начнет приобретение крупного российского инвестиционного банка либо последует примеру ВТБ и купит только команду.

Также в 2011 году, по нашим прогнозам, продолжатся процессы по реструктуризации «плохих» долгов. В ближайшие несколько лет мы увидим еще несколько сделок «за один доллар» и принятие покупателем на себя долгов. Будет нарастать количество других безденежных сделок: объединения компаний, обмен активами, так как у среднего бизнеса нет свободных средств для поглощений, а банки неохотно кредитуют средние сделки M&A.

Кроме того, в наступившем году мы ожидаем дальнейшей активизации частных инвесторов и иностранных компаний в инфраструктуре и ЖКХ. На фоне попыток государства на федеральном уровне решить проблемы ветшания инфраструктуры, роста расходов на нее и отсутствия достоверных и точных данных о ее количестве и качестве, а также вопросов собственности на объекты коммунального хозяйства российские компании стали играть все более заметную роль в сфере коммунальных услуг населению и организациям. Так, частные компании занимают уже 16% рынка услуг водопровода и канализации. Кроме того, в 2010 году на российский рынок вышла Veolia Water – мультинаци­ональный игрок с годовой выручкой более 17 млрд долларов. С учетом планов правительства Москвы и других регионов приватизировать значительную часть ЖКХ можно ожидать активизацию инвесторов (в большей степени стратегических, так как сроки окупаемости в инфраструктурных отраслях слишком длинные для нацеленных на более высокий IRR фондов прямых инвестиций) в этой области.

В целом 2011 год, по нашему мнению, принесет рост количества сделок прямых инвестиций и дальнейшую активизацию рынка, но уже на новых принципах: уроки кризиса оказались настольно болезненными, что и вся экономика, и фонды прямых инвестиций будут еще несколько лет жить с оглядкой на 2008 год. Мы ожидаем, что для большинства компаний и портфелей 2011 год станет годом инвестиций в будущий рост, а не фиксации стоимости и прибыли.

Атлас


Источник: SPEAR’S Russia / Third Rome Outlook 2011