Модель выживания капитала


Для большинства успешных и состоятельных россиян наступили сложные времена. Санкции, кризис и деофшоризация приводят к тому, что старая модель защиты капитала начинает рушиться. Над новыми правилами размышляет Исаак Беккер.

13.04.2015




Bekker
Исаак Беккер

международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd

Размах «серых» санкций

На днях позвонил мой давний клиент и с возмущением поведал мне, что получил перевод на счет своей компании на Кипре, но ему отказались зачислить эти деньги. Банк требует подтверждающие документы и причину своего интереса объясняет тем, что деньги пришли из России, а к ней сейчас очень внимательное отношение. Сумма перевода – 7 тыс. долларов.

Положения, обязывающего банки к повышенной бдительности по отношению к русским деньгам, нет ни в одном списке санкций, принятом в Европе, США и других странах. Тем не менее «серые» санкции существуют. Они могут принимать самые неожиданные формы, и их размах практически ничем не ограничен. Описанный выше случай – один из самых безобидных.

В одном из крупных европейских банков клиенты с российскими пас­портами стали получать запросы на Retrospective Customer Due Diligence, или повторную проверку источников образования личного капитала. Неважно, что вы являетесь клиентом этого банка уже пять-десять лет. Вас хотят еще раз проверить и убедиться, что вы держите в банке «чистые» деньги. Недавно похожее уведомление из банка получил известный предприниматель Евгений Чичваркин, проживающий в Лондоне.

Создается впечатление, что «серые» санкции против российских денег за рубежом призваны стать своеобразным рычагом давления на хайнетов. Хотя, возможно, это обычная перестраховка финансовых институтов Европы.

На втором фронте

Наряду с ухудшением условий хранения российского капитала за рубежом усиливается контроль и налоговое давление на него и со стороны нашего государства. С 1 января текущего года вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях. Кроме того, все владельцы счетов в зарубежных банках должны регулярно отчитываться перед налоговыми службами о движении средств на своих счетах. Ранее в качестве своеобразной прелюдии был введен порядок обязательного уведомления о втором гражданстве или виде на жительство в другой стране.

Поскольку новые реалии, как правило, распространяются на российских налоговых резидентов, некоторые эксперты советуют сыграть на этом и жить в стране меньше 183 дней в году. Бизнесмены в связи с этим сильно затянули свои новогодние праздники за рубежом. Но наша налоговая служба тоже не дремлет, и появляются идеи расширенного подхода к определению понятия «налоговый резидент». Обсуждаются предложения считать вас таковым, если у вас, например, здесь есть жилье, бизнес или вы зарегистрированы в стране по определенному адресу.

Если ситуация будет развиваться таким образом, то не исключено, что «выходом» из создавшегося положения станет массовый отказ от российских паспортов. Во всяком случае, этот метод набирает все большую популярность в США. За прошлый год 3415 американцев отказались от своих паспортов, что на 14% больше, нежели в 2013-м. Основная причина: новые ужесточения в области налогов и раскрытия информации о своих зарубежных вложениях.

Прощание со старой моделью

Санкции против России и отечест­венные меры, направленные на ограничение зарубежных вложений россиян, сломали устоявшуюся модель сохранения и защиты капитала хайнетов. Она, в частности, предполагала хранение значительной части средств в европейских банках, на счетах офшорных компаний, приобретение зарубежных недвижимости и бизнеса.

Это нормально для страны, в которой рыночная экономика существует меньше трех десятилетий. Мало кто хочет заниматься бизнесом с высоким уровнем риска, затем еще подвергать дополнительному риску то, что было заработано с большим трудом. К этому факту следует отнестись с пониманием: капитал всегда будет искать любые лазейки, чтобы получить приемлемые гарантии своей сохранности и защиты. Если сделать этого не удастся, то он действительно просто уйдет из страны вместе со своими владельцами.

К счастью, в нашей стране есть муд­рые головы, которые хорошо видят эту проблему и призывают правительство в столь сложной геополитической ситуации приостановить на время действие новых законов. Не помешали бы и другие меры для привлечения капитала в РФ. Например, большую пользу может принести система страхования крупных депозитов в отечественных банках, которой бы воспользовались за дополнительную плату состоятельные люди.

Шесть шагов к новой модели

В условиях слома старой модели защиты капитала и сохраняющейся кризисной неопределенности целесообразно сосредоточиться на следующем.

Во-первых, необходимо оперативно решить вопрос о судьбе своего бизнеса. И рассматриваться он должен с учетом возраста и здоровья владельца, интересов и возможностей наследников, перспектив развития. Чтобы принять правильное решение, ответьте себе на такой вопрос: насколько целесообразно сохранять бизнес, если в течение ближайших трех-пяти лет ситуация в стране не изменится или станет еще хуже?

Во-вторых, следует ограничить использование европейских банков как места для хранения своего капитала. Они больше не могут оставаться центром ваших сбережений и управления ими. Управление капиталом в подразделениях private banking оставляет желать лучшего, в условиях практически нулевых ставок уходит в прошлое само понятие «доходный банковский депозит». И это надолго. Проведенное недавно FCP (Financial Management) Ltd исследование показало, что даже швейцарские банки уступают по эффективности вложений многим инвестиционным компаниям. Я уже не говорю о том, что мало кому хочется встретить свою фамилию в газетных публикациях, как это произошло недавно со списком состоятельных клиентов банка HSBC в Швейцарии.

В-третьих, одним из основных принципов современной модели защиты капитала должно стать его рассредоточение. Географию сбережений необходимо расширять как в прямом, так и в переносном смысле. Например, присмотритесь к инвес­тиционным продуктам страховых компаний. Некоторые из них позволяют не только избежать отчетности и уведомления налоговых органов, но и существенно повысить надежность вложений по сравнению с банками.

В-четвертых, если раньше считалось, что свой инвестиционный портфель стоит организовывать в одном месте, то сейчас россиянам лучше действовать иррационально и не делать этого. Возможно, такой вариант окажется более затратным, но шансы на выживание капитала существенно возрастут. Например, я бы советовал часть денег вложить в виде прямых инвестиций в фонды крупных инвестиционных компаний, вместо того чтобы держать их на одном счете в банке.

В-пятых, необходимым условием долгосрочной защиты капитала является его правильная структура. Одна из типичных ошибок многих состоятельных россиян заключается в перекосе инвестиций в сторону недвижимости, особенно жилой. Существует много примеров, когда вся структура капитала, по существу, сводится к одному бизнесу.

Сложно дать совет, одинаково полезный для хайнетов с 10 и с 700 млн долларов. Но принцип достаточной диверсификации универсален. Он предполагает и хорошие запасы кэша, и недвижимость, и бизнес, и вложения в ценные бумаги и т.д.

В-шестых, новая модель защиты капитала предусматривает обязательное использование услуг независимого эксперта по инвестициям и стратегии wealth management. Его основными задачами являются индивидуальное «проектирование» и настройка защитной системы, а также постоянный мониторинг и оценка эффективности работы всех ее составляющих. 

Материалы по теме



13.04.2015

Источник: SPEAR'S Russia #4(47)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз