Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/mezhdunarodnye-fondy-dlya-rossiyskogo-rynka
Дата публикации 31.08.2010
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Международные фонды для российского рынка


Несколько лет назад инвестиционный фонд, равно как и траст, созданный в Европе, служил всего нескольким целям: конфиденциальность владения активами, налоговое планирование и решение некоторых краткосрочных вопросов. Сегодня поводов обзавестись подобной структорой гораздо больше. Алексей Станкевич называет их все.

Stankevich
Алексей Станкевич

Директор Phoenix Advisors

В последние годы многие российские инвестиционные группы и управляющие компании стали создавать инвестиционные фонды в соответствии с законодательством других стран под управлением иностранных же управляющих (собственных, или привлеченных со стороны).

Это связано со многими факторами. В их числе можно назвать:

  • большую гибкость в выборе инструментов для инвестирования (маржинальная торговля, несекьюритизированные долговые инструменты, иностранные бумаги, контракты и пр.)
  • понятность и прозрачность иностранных фондов для международных инвесторов
  • гибкость в вопросах налогового планирования, как инвестиционного процесса самого фонда, так и операций с акциями фонда от имени инвестора
  • возможность вывода акций/паев фонда на международные биржи
  • возможность предусматривать различные классы акций фонда и наделять инвесторов различными правами и обязанностями.

При этом международное законодательство и инфраструктура позволяют говорить о том, что защита интересов инвесторов в таких фондах, как правило, не менее, а порой и более развита, чем в российском правовом поле. В первую очередь, это связано с высокими стандартами работы западных банков, брокеров, администраторов, для которых вопросы контроля над рисками, инвестиционного и юридического комплайнса, соответствия законодательству становятся не менее приоритетными, чем текущие интересы увеличения прибыли. Вторым важным фактором защиты становится то, что в случае нарушения прав инвестора, он может обратиться в международный суд – как правило, это либо суд юрисдикции фонда (если фонд зарегистрирован в европейских юрисдикциях – Люксембург, Ирландия и пр.), либо Лондонский арбитражный суд. Подавляющее большинство иностранных инвесторов (а также некоторые российские) рассматривают такую правовую защиту как более прозрачную и надежную по сравнению с российской судебной системой.

Указанные факторы влияют на заметный рост активности российских инвестиционных групп в деле создания подобных инструментов для организации коллективных инвестиций. На первый взгляд, такая тенденция представляется негативной, так как говорит о том, что российская инфраструктура (законодательство, контролеры, субъекты инвестиционного процесса, суды и прочее) еще не до конца способна обеспечить условия организации эффективного инвестиционного процесса. Однако само появление таких фондов не может не влиять позитивно на экономику страны в целом, так как экспертиза большинства российских инвесткомпаний сосредоточена в области российских же рынков, и, соответственно, большинство создаваемых ими международных фондов в своих инвестиционных стратегиях делают ставку именно на инвестирование в российские инструменты, что обеспечивает привлечение международного капитала на местный рынок.

Помимо тенденции по созданию международных фондов для организации коллективных инвестиций, инициируемых управляющими компаниями (цель которых, как правило, обеспечить инвесторам ожидаемые уровни доходности, риска, ликвидности), в последнее время все чаще структура международных фондов используется для достижения целей отдельных корпораций, или физических лиц (то есть первичная цель создания фонда – обеспечение интересов текущих собственников активов (заказчиков)).

В такие фонды на этапе создания заказчики могут вносить акции компаний, недвижимое имущество корпораций или физических лиц, денежные средства, нематериальные активы. Далее, в зависимости от целей заказчиков, они могут остаться единственными акционерами фонда, могут быть привлечены стратегические инвесторы путем присоединения их к кругу акционеров фонда, а также акции фонда могут быть допущены к обращению на одной из международных торговых площадок с целью привлечения широкого круга инвесторов.

Если еще несколько лет назад, такие фонды (наряду с трастами и частными фондами) создавались в основном с целью конфиденциальности владения активами, налогового планирования и решения других краткосрочных вопросов, в последнее время все больше фондов создаются для достижения долгосрочных стратегических целей:

  • реструктуризации бизнеса (раздел активов, выделение одной из частей диверсифицированного бизнеса и пр.)
  • разделения прав и обязанностей разных групп акционеров
  • повышения прозрачности актива для международных инвесторов,
  • секьюритизации прав или активов

При принятии решения о создании международного фонда заказчику необходимо максимально подробно ответить на следующие вопросы:

  • Зачем?Какие активы планируется структурировать? Какие цели призвана решить структура? Что планируется получить по окончании ее деятельности? Почему нынешняя структура не позволяет достичь целей?
  • Что?Должен ли это быть именно инвестиционный фонд, а не компания, траст, частный фронд или что-то другое? Какие преимущества и недостатки структурирования именно в виде фонда? Какие правовые и операционные ограничения появляются в управлении активами?
  • Как? В какой юрисдикции создавать фонд? Какой должны быть его юридическая и финансовая структура? Детали деятельности фонда (классы акций, права акционеров, ликвидность, инвестиционная декларация и тому подобное)? Создавать свою управляющую компанию или воспользоваться услугами рыночного управляющего? Какие механизмы контроля за действиями управляющего? Выбор участников фонда (банк, брокер, администратор, оценщик, аудитор и прочее).

Если на вопросы «зачем?» заказчик порой готов ответить сам, то для определения «что?» и «как?» обычно требуется привлечение специалистов в фондовом бизнесе (инвестиционные банки, управляющие компании, финансовые консультанты). После детального анализа текущей ситуации заказчика, его целей и планов они помогут определить наиболее эффективную структуру фонда, подобрать его участников, порекомендовать параметры деятельности структуры. Степень вовлеченности и ответственности таких специалистов может быть совершенно различной.

Самой простой формой участия является составление описания структуры и рекомендаций в отношении ее работы, отвечающей целям заказчика, и передача их ему для реализации. Как правило, стоимость подобной услуги невелика и фиксируется в консультационном договоре.

В случае, когда структура планируемого фонда, или его частей (например, при создании частной управляющей компании для заказчика) комплексна и сложна, консультанты могут взять на себя сопровождение создания всей структуры «под ключ» до момента начала ее деятельности. Обычно комиссия инвестиционных специалистов зависит от сложности реализуемого проекта и не включает расходы на сторонних консультантов и провайдеров.

В случае сложности текущего сопровождения создаваемого фонда, необходимости обеспечения его прозрачности, привлечения в него рыночных инвесторов, инвестиционные специалисты могут помимо создания фонда участвовать и в его управлении/сопровождении (в качестве управляющего фондом, члена инвестиционного комитета, партнера фонда и). В этом случае вознаграждение консультанта может состоять из двух частей – комиссия за структурирование и создание + комиссия за текущее управление или обслуживание структуры.

Таким образом, помимо своей изначальной задачи по эффективной организации инвестиционных процессов, структура международных инвестиционных фондов все активнее используется для решения задач структурирования владения и управления активами, наряду с такими механизмами как трасты и частные фонды. Решение же о целесообразности использования такого комплексного инструмента должно приниматься после детального изучения всех вводных условий и задач и взвешенного анализа доступных альтернатив.