Медийные активы глазами инвестора
Быстрое развитие российского медийного рынка вызывает живой интерес профессиональных инвесторов. Какие бизнесы имеют наибольшие шансы привлечь их внимание, а какие, скорее всего, останутся за бортом? Своими наблюдениями делится Дмитрий Геркусов.

Дмитрий Геркусов
Управляющий директор «УРАЛСИБ Кэпитал».
По перспективам роста рынка некоторые эксперты уверенно ставят Россию в топ-3 стран наряду с Китаем и Индией. Объяснение такого потенциала достаточно очевидно: развитие телекоммуникационного сектора, во многом являющегося для медиаиндустрии краеугольной инфраструктурой, и динамичный рост проникновения Интернета по всей стране.
Тот факт, что российский рынок является довольно привлекательным направлением вложения средств, подтверждает текущая активность в сфере M&A и прямых инвестиций. Так, в мае этого года была завершена крупнейшая сделка по объединению медийных активов Александра Мамута и Владимира Потанина: «Афиши-Rambler» и SUP Media. В объединенную компанию вошли ведущие интернет-площадки рунета: Rambler.ru, Afisha.ru, Lenta.ru, Begun.ru, Gazeta.ru, LiveJournal.com, Championat.com и другие. Она стала крупнейшим медиахолдингом по охвату в российском Интернете: совокупная аудитория всех площадок составляет около 40 млн человек, а это, на минуточку, почти 30% населения страны.
Неоднократно появлялась информация о том, что в этой сделке заметен интерес братьев Ротенберг, которые рассматривают возможность входа на медиарынок. Вполне разумно это делать не через создание бизнеса с нуля, а посредством приобретения существующих эффективных активов с лояльной аудиторией.
Платное телевидение – тоже в сфере внимания инвесторов. В апреле «ВТБ Капитал» приобрел миноритарный пакет оператора спутникового телевидения «Триколор ТВ» (более 9 млн платящих абонентов). Кстати, интерес к этому активу существовал давно: в 2009 году к нему присматривался холдинг «Газпром-медиа», однако тогда сделка не состоялась. Учитывая озвученные планы по выходу оператора на IPO через несколько лет, новые акционеры компании верят в ее динамичный рост.
Необходимо также отметить, что на медийном рынке происходят своего рода вертикальные сделки, когда покупатель стремится не к расширению масштабов бизнеса за счет покупки конкурентов, а к увеличению эффективности благодаря усилению собственного контента. Так, в 2012 году холдинг «Газпром-медиа» приобрел 75% в Comedy Club Group. Менеджмент входящего в холдинг телеканала ТНТ считает, что покупка позволит ему значительно повысить капитализацию.
Интерес к российским активам проявляют и зарубежные инвесторы: так, в начале 2012 года медиагигант Walt Disney приобрел 49% телеканала «Семерка» (экс-«7ТВ»). Сумма сделки составила 300 млн долларов.
Интернет-издания, платное телевидение и отчасти сервисы интернет-рекламы – вот, на мой взгляд, наиболее интересные сегменты внутри российского медийного рынка. Традиционные эфирные телеканалы также заслуживают внимания инвесторов, а вот традиционные печатные СМИ рекомендуется оставить в стороне. Дело даже не в том, что подавляющее большинство экспертов на каждом углу кричит об их скором окончательном вымирании. Вложения в такие медиа, к сожалению, даже при хороших раскладах вряд ли могут сулить высокий уровень доходности.
В любом случае, потенциальным покупателям необходимо прежде всего анализировать динамику количества абонентов, выручки и стабильности операционной рентабельности, а также уделять внимание качеству контента. Именно эти показатели помогут отделить медийные зерна от плевел и заработать на развитии одного из самых перспективных сегментов российского рынка.
Атлас
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia
Переоценка предпринимателя

Предпринимательский дух и предпринимательское мышление – это особая эфирная материя, дар, сравнимый с художественным, или генетическая предрасположенность, похвастаться которой могут совсем не многие. По крайней мере, так об этом рассуждают многие успешные бизнесмены. Кто-то даже настаивает, что значительная часть их работы экземплифицирована. Нельзя научить другого ни умению рисковать и хорошо себя чувствовать в «драке», ни умению трезво мыслить в условиях неопределенности, ни способности долго терпеть и откладывать собственное вознаграждение. Однако такой взгляд на предпринимательство кажется чересчур комплиментарным, как обстоит дело с точки зрения поведенческой и нейроэкономики, объясняет Ксения Паниди.
Облигации: старый новый друг

Текущий год был, без преувеличения, переполнен событиями для инвесторов. Учитывая состояние рынков и глобальной экономики, сейчас как никогда важно подумать о правильном позиционировании портфелей до конца года. И в этом контексте, утверждает Денис Асаинов, один из главных вопросов, на который предстоит ответить, – будет ли «новогоднее ралли» на рынках?
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Оставить комментарий