Локальная история
Успехи США в добыче нефти и газа из сланцев помогут стране преодолеть спад, но не решат всех проблем местной экономики. При этом ждать повторения сланцевой революции за пределами Америки не стоит, а мировой нефтяной рынок будет по-прежнему чутко реагировать на ситуацию на Ближнем Востоке, утверждает аналитик банка Julius Baer по сырьевым рынкам Норберт Рюкер.

Норберт Рюкер
Аналитик Julius Baer по сырьевым рынкам
Наиболее значительный фактор, повлиявший на мировые рынки энергоресурсов за последнее десятилетие, – активное развитие нефтегазовой промышленности в Северной Америке, если не считать увеличения спроса на углеводороды со стороны Китая. О нефтегазовых ресурсах североамериканского континента, запечатанных в сланцевых породах глубоко под землей, было известно уже давно, но только благодаря последним достижениям в технологиях бурения стало возможным получить доступ к этим обширным запасам. В прошлом году использование технологии горизонтального бурения и гидроразрыва пласта в США привело к увеличению выработки нефти с 7 млн до более чем 8 млн баррелей в сутки, что превзошло даже самые оптимистичные ожидания. В конце прошлого года особое внимание уделялось прогнозам Международного энергетического агентства, согласно которым к 2020 году крупнейшим мировым производителем нефти станут США, которые опередят даже Россию и Саудовскую Аравию.
Сланцевый бум способен облегчить положение в экономике США, однако он не может решить всех ее проблем. Очевидно, что это фактор, кардинально меняющий текущее положение в нефтегазовой промышленности, способствующий привлечению крупных инвестиций и получению значительной прибыли. Однако он не приведет к существенному росту рабочих мест. По последним данным Бюро трудовой статистики США даже с учетом сопутствующих рабочих мест нефтегазовая промышленность обеспечивает менее 1% совокупной занятости в стране.
Влияние сланцевого бума на рынок энергоресурсов распространяется далеко за пределы Северной Америки. Благодаря вновь обнаруженным нефтяным богатствам страхи по поводу прохождения пика нефтедобычи ослабли. И мы считаем, что теперь сланцевый бум – один из ключевых элементов угасающего суперцикла. Резкий скачок цен на нефть в последние десятилетия не имеет отношения к общемировой обеспокоенности, связанной с истощением запасов, а, скорее, отражает невозможность увеличить поставки в связи с высоким ростом спроса на развивающихся рынках. На разработку традиционных проектов в нефтегазовой промышленности, как правило, уходят годы, поэтому она не способна быстро реагировать на структурные изменения. Существует тенденция к фиксированию цен на сырьевые товары в прогнозах по будущим производственным издержкам. В свою очередь тренд на снижение себестоимости добычи сланцевой нефти предполагает, что в перспективе цены на «черное золото» в реальном выражении должны уменьшиться.
Несомненно, сланцевый бум на настоящий момент является чисто американским явлением, и его повторение в Европе, Китае или в любом другом государстве крайне сомнительно. Но сланцевые богатства даже одной только Северной Америки имеют огромное значение. При этом благодаря совершенствованию технологий затраты на разработку нефтеносных песков в Канаде также сокращаются. Проигрывают в данной ситуации те нефтедобывающие страны, бюджет которых зависит от доходов, полученных от продажи этого энергоресурса, и высоких цен на него. По результатам других исследований, снижение цен на нефть выгодно крупным импортерам, включая Индию и Японию.
Несмотря на то что в перспективе зависимость Америки от импорта нефти уменьшится, США, скорее всего, не потеряют интереса к ближневосточной геополитике. Рынок нефти охватывает весь мир. И даже если чистое сальдо торговли США однажды сократится до нуля, цены на бензин и дизельное топливо все равно будут отражать изменения мировых цен на нефть и все также сохранят зависимость от ситуации на Ближнем Востоке. Вопрос скорее в том, насколько возрастет заинтересованность Китая в ближневосточной геополитике, учитывая, что он почти догнал США по объемам чистого импорта нефти.
Источник: PBWM.ru
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Вечное студенчество

Татьяна Костенкова – о концепции life-long learning, модульном MBA, образовании за рубежом в новых условиях и домашнем обучении.
Хорошо одеваться – не роскошь

Пандемия изменила стиль нашей жизни, работы и то, как мы одеваемся. Что нового в мире делового дресс-кода, как адаптировать гардероб к послаблениям нового времени, как носить неформальные пиджаки, худи и галоши и почему классная одежда – это не роскошь, специально для SPEAR’S Russia рассказал Константин Ефимов.
Оставить комментарий