Лики. Лица. Морды
В то время, когда мы все ходим в масках, Музей AZ открыл выставку «Лики / Лица / Морды». Более 70 работ художников-шестидесятников позволяют всмотреться в лицо эпохе, ставшей одной из самых плодотворных в истории отечественного искусства, увидеть образ человека, который отказался быть «новым советским» и тем самым способствовал освобождению наших лиц, даже если сегодня они наполовину закрыты масками. Выставка работает в Музее AZ до 11 июля.
Музей AZ, отпраздновавший в прошлом году свое пятилетие, – одна из самых любопытных музейных институций как по истории своего создания, так и избранной миссии. Он вырос из личной коллекции Наталии Опалевой (11-е место в списке самых богатых женщин России по версии Forbes), увлекшейся творчеством Анатолия Зверева – художника, стоявшего особняком в бурном арт-процессе 1960-х, времени политической оттепели и художественного ренессанса.
С одной стороны, Зверев – нонконформист, но с другой – он никогда не входил в артистические группы, не создавал союзов сам и не примыкал к созданным другими, почти не участвовал в коллективных выставках. И еще примечательная деталь: частое сравнение «нашего» Зверева с «их» Джеймсом Поллоком, идеологом абстрактного экспрессионизма, одним из ключевых революционеров в искусстве XX века, которого показали в Москве в 1959 году на Американской национальной выставке в Сокольниках. Зверев всегда был далек от чистой абстракции, но экспрессия в ее работах и правда может быть уподоблена поллоковской. Недаром в среде московских художников сложилась легенда: когда Зверев неистово писал щеткой во время фестиваля в Парке им. Горького, ведра с краской ему подносил сам Поллок.
Взяв за основу творчество Зверева, авангардиста и свободолюбца, Музей AZ (эти буквы в его названии и есть инициалы художника) видит свою миссию в продвижении искусства советских шестидесятников в целом как в России, так и в мире, в актуализации их наследия. Для мировой общественности Музею AZ важно донести посыл, что 1960-е в СССР были временем расцвета не только в кинематографе, но и в живописи. Не случайно на выставке во Флоренции в 2018 году лучшие работы мастеров-шестидесятников из музейного собрания показывались с отсылкой к фильму Тарковского «Солярис», признанному шедевру. В России же массовой зритель тоже не слишком хорошо знаком с неофициальным искусством 1960-х, так как многие его идеологи из СССР эмигрировали: Олег Целков живет в Париже; туда же уехали и там умерли Владимир Янкилевский и Эдуард Штейнберг; в США находятся Гриша Брусникин и Вячеслав Калинин, в Нью-Йорке работал Дмитрий Плавинский; в 1990-е в Германии Немухин, чьи карточные полотна – символ неофициального искусства.
Работы вышеперечисленных художников и можно сейчас увидеть на выставке «Лики / Лица / Морды», а вместе с ними Михаила Шемякина, Натальи Нестеровой, Ивана Лубенникова, Леонида Ротаря, Натальи Турновой и, конечно Анатолия Зверева. Как всегда в Музее AZ, экспозиция сопровождается мультимедийным оформлениям Платона Инфанте, режиссера и видеохудожника, сына Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, одних из ключевых фигур советской неофициальной культуры 1970-х. Так что связь времен в дизайне экспозиций в Музее AZ обычно присутствует в буквальном виде.
Наш общий автопортрет
«Варвары предпочитали изображать Морды. Христиане взялись за Лики – ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов. В эпоху Возрождения художники достигли вершин мастерства. Главным для них был свет, и свет этот был божественным и превращал Лица в Лики. Где-то после Великой французской революции Божественный свет стал меркнуть, и на смену Ликам пришли Лица, сначала знатные и величественные, а потом и простонародные. Но грянул век XX. И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды.
Какое многообразие Лиц и Морд эпохи мы обнаруживаем в коллекции нашего музея! Художники-шестидесятники, творчество которых мы окрестили “советским ренессансом”, знали в них толк. А вот Лики, где искать?.. В томах иеромонаха Домаскина о новомучениках российских?.. Или, быть может, некий отсвет упавший на лицо великого художника превращает его в подобие лика?.. В стенах нашего музея Лики, Лица и Морды посмотрят в глаза друг другу и зрителям в XXI веке».
Так во вступительном слове к выставке объясняет ее концепцию куратор Музея AZ Полина Лобачевская. Здесь хочется добавить еще одну мысль к размышлению. Когда христиане взялись за Лики, то есть началась формироваться традиция иконописи, они всматривались в тогдашнее современное искусство, опирались на существующие художественные образцы и контекст. Одним из источников вдохновения стали фаюмские надгробные портреты, найденные в оазисе Эль-Фаюм, в районе дельты Нила, – единственные известные образцы древней станковой портретной живописи. Фаюмские портреты были изображением человека, хотя и запечатленного с точи зрения вечности. А это значит, что Лицо послужило основой Лику.
Лики, Лица, Морды – все это образа человеческого, наши размышления о нас самих. Художники-шестидесятники своим иным искусством спорили с официальными изображениями «советского человека», от которого требовалось быть представителем новой человеческой формации. И их споры, осмысление, многообразие Лиц и Морд на картинах – потрет той эпохи. Однако без нее невозможно создать изображение нашего времени, современного состояния и современного человека. Так из Ликов, Лиц и Морд в работах шестидесятников складывается наш общий автопортрет.
Источник: Spear's Russia
Эндаументы мирового масштаба
Составляя специально для WEALTH Navigator ренкинг крупнейших мировых эндаументов, Людмила Пантелеева среди прочего напоминает полудетективную историю фонда мормонов, деньги из которого расходовались отнюдь не на богоугодные начинания, и объясняет, как элитный жокейский клуб превратился в главного благотворителя Гонконга.
Союз EXEED и интернета
За ближайшее десятилетие автомобили изменятся больше, чем за весь прошлый век. Индустрию стремительно трансформируют новые технологии и онлайн-сервисы. Один из убедительных примеров происходящих изменений – флагман бренда, Новый EXEED VX.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Кого и почему поддерживают через «вечные фонды»
Людмила Пантелеева — о разнице в предпочтениях благотворителей-миллиардеров и филантропов «из народа».
Оставить комментарий