Лекарство от рака


Онкологические заболевания являются главной причиной смерти людей во всем мире. В новые методы лечения сегодня инвестируются миллиарды долларов. Бернадетт Андерко рассказывает об иммунотерапии – одном из наиболее перспективных направлений борьбы с этим недугом.

13.11.2015




Anderko_bernadette
Бернадетт Андерко

Cпециалист по инвестициям банка Julius Baer

В 2012 году, по данным ВОЗ, онкологические заболевания унесли 8,2 млн жизней. При том, что многие виды онкологических заболеваний поддаются лечению, а некоторые даже излечиваются хирургическими методами, радиотерапией, химиотерапией или сочетанием всех трех методик, успех лечения в большинстве случаев зависит от того, на какой стадии обнаружено заболевание. Ранняя диагностика – залог успешного излечения больного с применением традиционных методов.

Десять лет назад ученые обратились к таргетной терапии, нацеленной на конкретные молекулярные изменения, замеченные в злокачественных клетках (с применением таких лекарств, как Gleevec® и Herceptin®). Сегодня они изучают методы, которые фактически помогают использовать собственную иммунную систему для борьбы с болезнью – это методы иммунотерапии.

Идея применения иммунотерапии возникла еще в 1970-е годы. В течение долгого времени она не получала отклика фармацевтических компаний. Но недавно появились факты, свидетельствующие о том, что иммунотерапия способна останавливать развитие злокачественной опухоли, и это привлекло внимание ведущих игроков рынка. Данные методы могут применяться не только на начальных стадиях, но и в случае прогрессирующего заболевания, предоставляя докторам альтернативные варианты лечения онкологических заболеваний на поздних стадиях развития рака.

В ходе развития онкологических заболеваний в иммунной системе больного, по всей видимости, происходит сбой: организм перестает считать злокачественные клетки угрозой и прекращает уничтожать их. Ученые обнаружили, что злокачественные клетки порой как бы уклоняются от воздействия иммунной системы или мешают ей функционировать надлежащим образом. По данным Американского онкологического общества (American Cancer Society), методы иммунотерапии подразделяются на несколько видов. Из них можно выделить три основных направления:

  • в организм вводятся иммунотерапевтические вакцины, нацеленные не на профилактику заболевания, а на стимуляцию ответа организма на рост аномальных клеток, в нем уже присутствующих;
  • используются лекарственные препараты, которые воздействуют на блокированные контрольно-пропускные пункты организма, запускают блокированные иммунные клетки и подают им сигнал начать уничтожение злокачественных клеток;
  • применяются адоптивные методы пересадки: иммунные клетки забираются из организма пациента, перепрограммируются с нацеливанием на уничтожение злокачественных клеток, а затем возвращаются в организм пациента – этот метод разрабатывается персонально для каждого пациента.
Потенциал для Большой Фармы

Фармацевтические компании разрабатывают иммунно-онкологические методы лечения, стимулирующие собственную иммунную систему пациента для атаки и уничтожения злокачественных клеток. Такой подход позволяет получить впечатляющие показатели излечения агрессивных форм онкологических заболеваний, таких как меланома и карцинома легких. Похоже, иммунотерапия дает шанс пациентам, в отношении кого уже исчерпаны все средства – некоторые клинические испытания демонстрируют полную ремиссию пациентов, ранее даже не надеявшихся на утешительный прогноз.

В настоящее время свыше 900 онкологических лекарственных препаратов проходят клинические испытания. (С их списком можно ознакомиться на сайте clinicaltrials.gov.) Однако некоторые вопросы пока остаются без ответа. Какая методика иммунотерапии или сочетание терапевтических методов лучше остальных, ведь чрезмерное усиление иммунной системы может спровоцировать развитие аутоиммунных заболеваний, тоже грозящих летальным исходом? Какова оптимальная продолжительность курса и ее стоимость? Если учитывать, что на лечение одного пациента уходит около 100 тыс. долларов в год – притом что курс необходимо будет продолжать ежегодно в течение нескольких лет – такие расходы не под силу никакой системе здравоохранения. В настоящее время в лидеры в сфере иммунной терапии и онкологии вышла компания Bristol Myers Squibb с препаратом Opdivo®, одобренным для лечения меланомы и карциномы легких.

На конференции Американского общества клинической онкологии (ASCO), состоявшейся недавно в Чикаго, были представлены результаты четырех клинических испытаний, которые продемонстрировали эффективность иммунотерапевтических препаратов, применявшихся для лечения прогрессирующих злокачественных опухолей печени, области головы и шеи, легких и прямой кишки. Доктор Линн Шухтер отметила в своем докладе: «В ходе испытаний препаратов мы быстро выходим за рамки модели, определявшей иммунотерапевтические препараты как инновационные средства только лишь для борьбы с меланомой. Замечательно, что эти препараты демонстрируют свою эффективность и для лечения других злокачественных опухолей, против которых не действует практически ни один из прежних методов. Не менее важно и то, что данная терапия дает доктору возможность определить, для каких пациентов какой метод будет максимально эффективным».

Побочные эффекты

Помимо высокой стоимости любой индивидуальной терапии, у иммунотерапии есть и другие отрицательные последствия. Всем лекарствам свойственны побочные эффекты, и поскольку многие препараты пока еще проходят стадию клинических испытаний, реальный успех в этой сфере может быть достигнут нескоро.

Поскольку иммунотерапия может использоваться как для того, чтобы блокировать иммунную систему пациента, так и для того, чтобы стимулировать ее функции, возникают очевидные недостатки методики. В случаях, когда иммунная система пациента угнетена, организм подвержен риску попадания инфекции, и стимуляция иммунной системы может вызвать ее агрессию в отношении здоровых клеток организма. Сегодня разработаны препараты для борьбы с такими побочными эффектами, они производятся на основе стероидов, но и здесь встает вопрос стоимости. На упомянутой конференции ASCO был представлен комбинированный подход с использованием двух различных иммунотерапевтических препаратов для лечения пациентов с прогрессирующей карциномой легких, которые обеспечивают мощное «два в одном» воздействие на злокачественную опухоль, снимая блок с иммунной системы и одновременно не давая злокачественным клеткам уклоняться от воздействия. К сожалению, у этого метода лечения были выявлены значительно более серьезные побочные эффекты.

Трудно с уверенностью говорить, какой именно метод позволил вылечить пациента. В ходе испытаний большинства препаратов для лечения прогрессирующих онкологических заболеваний развитие болезни было остановлено, но полное излечение достигалось не всегда. Теперь исследователи ставят перед собой задачу «обмануть» иммунную систему и заставить ее «искать и уничтожать», то есть запрограммировать ее на постоянный поиск и уничтожение злокачественных клеток.

Большие перспективы

Как отметил фонд Cancer Research UK на конференции ASCO, следующая задача индустрии – определить, какие пациенты получат максимальную пользу от данных методов лечения, выяснить, как преодолеть побочные эффекты, и выявить наиболее эффективное сочетание методик. Это особенно важно, учитывая, что препараты дешевыми не будут. Такие компании, как Bristol Myers, Merck & Co и Roche, первыми прибыли к разделу пирога иммунотерапии. В испытаниях препарата Ipilmumab®, который уже есть в продаже, участвовали неизлечимые пациенты, при этом положительный эффект был выявлен примерно у 20% их них. После применения препарата в сочетании с Nivolumab ®, пока еще не имеющим лицензии, сократились размеры опухоли у 58% участников испытаний. Оба лекарства разработаны биотехнологической фирмой (Medarex), которую в 2009 году приобрела фирма Bristol Myers.

Astra Zeneca и Merck также проводят испытания иммунотерапевтических препаратов. Подхватила тенденцию и Novartis: в прошлом году она приобрела CoSTim Parmaceuticals, выпускающую ингибиторы контрольно-пропускных пунктов организма, а в этом году заключила сделку с Aduro Biotech, разрабатывающей новые подходы к иммунотерапии. В 2014 году Pfizer заключила соглашение о партнерстве с Cellectis, чтобы применять ее технологии в передовой разработке иммунотерапии с использованием T-клеток одного донора для лечения нескольких пациентов. Компания Pfizer подписала соглашение о партнерстве с Merck KGaA в сфере разработки новейших иммуно-онкологических препаратов.

Juno Therapeutics проводит клинические испытания метода извлечения T-клеток у онкологических больных и их реконструкции с применением генной терапии. Идея состоит в том, что в таком случае они генерируют на своей поверхности протеин, распознающий опухоль. Экстрагированные клетки, размноженные в пробирке, вводятся обратно в организм пациента. Immune Design в США разрабатывает нечто подобное, используя вирус. В конце июня 2015 года корпорация Celgene объявила о выделении Juno Therapeutics примерно 1 млрд долларов на исследование методов лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний в рамках десятилетней программы сотрудничества.

На заметку инвесторам

Быстрое развитие направления эффективных иммунотерапевтических методов побуждает врачей и исследователей обращаться к их применению. При этом все чаще эти методы применяются не в качестве единственной замены существующей терапии, но в сочетании с другими подходами, что позволяет улучшать результаты лечения пациентов. По оценкам аналитиков банка Julius Baer, текущий объем рынка новейших иммунотерапевтических препаратов составляет примерно 15 млрд долларов, и он вырастет как минимум в два раза, до 30 млрд долларов.



13.11.2015

Источник: PBWM.ru


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз