Королевский экипаж


Самый аристократичный вид транспорта начинает возрождаться в России. Производством карет сегодня занимается несколько мастерских в разных городах страны. И на их продукцию, как отмечает Анастасия Сдвижкова, уже есть спрос среди состоятельных россиян, предпочитающих передвигаться по своим обширным поместьям в конных экипажах.

01.10.2009





Дань традициям

«Однажды клиент приобрел у меня карету и отправился в ней на прием к главе района, позабыв про свой Maybach», – рассказывает Сергей Пупынин, основатель и владелец «Салона Карет Сергея Пупынина». По его словам, интерес состоятельного сословия к дворянскому транспорту прошлых веков постепенно начинает пробуждаться. «До недавнего времени культура каретного дела в России была практически полностью забыта, – отмечает он. – Но сегодня все больше людей, любящих лошадей и умеющих обращаться с ними, стали приобретать для себя экипажи. Причем если конюшня небольшая, покупают маленький фаэтон, а владельцы крупного комплекса могут приобрести даже несколько карет, самых различных типов. Но до массовости экипажного хобби среди европейцев нам еще далеко».

По его словам, представители европейской монархии и аристократии к каретам относятся с особым почтением и во время торжественных мероприятий регулярно появляются в них на публике. «Каретное дело в Европе несравнимо более развито, чем в России, – утверждает Сергей Пупынин. – Среди представителей сохранившейся европейской аристократии популярно увлечение историческими экипажами. Владельцы карет не только восстанавливают, но и активно используют их. Они и сегодня устраивают встречи на территории старинных замков, поместий, усадеб, демонстрируют друг другу искусство управления экипажами или проводят турниры. Кстати, в Европе значительно больше, чем в России, людей, увлекающихся спортивной упряжной ездой. Они регулярно принимают участие в различных чемпионатах. В той же Германии или Польше такие соревнования проводятся как в рамках местных, так и мировых первенств. В России утеряна культура каретного дела, соответственно, нет желания организовывать подобные мероприятия. Однако со стороны отдельных частных лиц интерес к каретам присутствует».

По мнению производителей, популярность конных экипажей объясняется несколькими причинами. Во-первых, далеко не каждый готов лихо вскочить в седло, пустить лошадь резвым галопом и наслаждаться прогулкой по своим владениям. Гораздо удобнее любоваться пейзажами из окна кареты, расположившись на кожаном сиденье, включив в аудиосистеме любимую музыку и выставив комфортную температуру при помощи кондиционера. Во-вторых, многим интересно испытать то, что чувствовали аристократы позапрошлого века, отправляясь в экипаже на охоту или на бал в соседнее имение. «Среди наших клиентов много состоятельных людей, которые приобретают кареты для того, чтобы ездить по своим загородным поместьям, – подтверждает Ренат Хусаинов, главный конструктор компании “Каретин”. – Им надоела городская суета и хочется уединения. Кроме того, экипажи покупают те, кто любит изысканные старинные вещи и умеет их ценить». По словам Сергея Пупынина, люди, которые заказывают у него кареты для частного пользования, хотят прикоснуться к экзотике: «Но в данном случае речь идет не просто об экстремальном увлечении, а о внутреннем, генетическом желании наслаждаться по-настоящему красивыми и эксклюзивными вещами» (стоимость карет в его компании порой доходит до нескольких миллионов рублей).

Кроме того, выполненная вручную карета вполне может стать запоминающимся подарком. Эдуард Сахбиев, руководитель компании «Каретный Двор», приводит в пример экипаж из ивового прута с плетеным кузовом, который у него заказали в качестве подарка для Минтимера Шаймиева. «Правда, лично я не видел, чтобы президент Татарстана ездил в карете, произведенной в нашей компании, – поправляет он, – но такой подарок мы для него действительно готовили».

Каретный тюнинг

Получив заказ на изготовление кареты, производители в деталях обсуждают свое будущее творение с заказчиком. «Часто к нам обращаются люди, которые хотели бы приобрести экипаж, но ничего не знают о его устройстве и предназначении, – рассказывает Ренат Хусаинов. – Я стараюсь понять, для каких целей клиент предполагает использовать карету, какие характеристики для него важны, существуют ли у него предпочтения в оформлении». Сергей Пупынин уверен, что предназначение кареты во многом определяет ее внешний вид и материалы, из которых она будет изготовлена: «Одним карета нужна для практических целей – поездок по угодьям или лесам. В этом случае ее главной особенностью должна стать износостойкость. Другие, настоящие ценители каретного искусства, хотят заполучить вещь класса “люкс”, которая будет использоваться по назначению не часто, а, скорее, станет выполнять роль своего рода арт-объекта. Здесь уместно говорить об абсолютных исторических копиях или репликах». Под репликами подразумевается кареты, по внешнему виду и дизайну полностью соответствующие историческому прототипу, но в производстве которых используются современные материалы. Например, чтобы сделать в точности такую же карету, какая была у королевы Елизаветы, дерево для каркаса и колес должно вылежаться в течение трех-пяти лет. Только так оно приобретает нужные качества – износостойкость и невосприимчивость к переменчивым погодным условиям. Производство реплики, в которой дерево заменено металлом, или современного экипажа в стиле high-tech – процесс более технологичный и динамичный. Занимает он от одного месяца до полугода.

В целом технология изготовления состоит из нескольких этапов. «Сначала собираются колеса и ходовая часть, далее создается каркас, – рассказывает Ренат Хусаинов. – Следующий этап – наружная отделка и покраска (клиент может даже предоставить свой эскиз внешнего вида кареты). И только проделав все эти операции, мастер приступает к обшивке салона». Здесь, как и при создании автомобиля ручной сборки, учитываются малейшие пожелания клиента. Цвета, материалы, дизайн – все это можно подобрать в соответствии со вкусовыми предпочтениями будущего владельца. Натуральная кожа в оформлении интерьера, система кондиционирования, люк, отопление, современная аудиосистема, раскладные сидения, чтобы прилечь и отдохнуть, и даже телевизор – это отнюдь не полный список опций, с помощью которых можно «тюнинговать» стандартный вариант кареты. «Однажды меня попросили установить в карете шест. Мужчины, которые приобретали экипаж, хотели во время поездки наслаждаться видом раздевающейся в танце красивой женщины. Я, конечно же, выполнил их просьбу», – приводит пример особенно оригинальных пожеланий клиентов Ренат Хусаинов.

В поисках мастера

Подход к изготовлению карет у всех производителей разный. Ренат Хусаинов, собравший без посторонней помощи более десяти самодельных автомобилей, уверен: «Хорошая карета – это подобие картины, которую пишет один художник». Опыт в автомобилестроении помог Ренату освоить каретное дело. Разрабатывать новые модели он предпочитает в одиночестве, без помощников и подмастерьев. Мастера-специалисты приступают к работе только, когда макет полностью проработан и готов к воплощению. Над изготовлением экипажей в мастерской «Каретный Двор» также трудится целая группа специалистов. «За восемь лет существования нашей компании мы для обмена опытом побывали во многих мастерских, среди которых Binger в Париже, Реters в Лондоне, Lohner в Вене, около пятнадцати компаний посетили только в одной Польше, – рассказывает Эдуард Сахбиев, руководитель компании “Каретный Двор”. – Я заметил, что европейские мастера – настоящие консерваторы, они предпочитают ни на йоту не отступать от веками устоявшихся традиций производства. Мы же стремимся постоянно улучшать свои кареты. В результате теперь уже к нам обращаются французы и немцы, чтобы приобрести какой-нибудь необычный фаэтон или ландо, а некоторые европейские компании даже начали копировать нашу продукцию».

А вот Сергей Пупынин не смог найти в России подходящих специалистов и производство организовал за границей: «Над каретой работают мастера двадцати профессий, – поясняет он. – Среди них – чертежники, технологи, кузнецы, краснодеревщики, отделочники, колесники, кожевники, специалисты по росписи, резьбе. В России подобных профессионалов сегодня просто нет. А вот Польше удалось сохранить традиции и мастерство каретных дел мастеров позапрошлого века. Именно там я нашел партнера, у которого еще до знакомства со мной была своя каретная мануфактура. С ним-то мы и начали изготовление и продажу экипажей».

Мотор и техосмотр

Однако вне зависимости от того, где была произведена карета, она нуждается в уходе. «Заботу о карете можно сравнить с вниманием к хорошей машине, – поясняет Эдуард Сахбиев. – Ведь никто не оставляет, скажем, эксклюзивный Bentley припаркованным у подъезда под открытым небом. Так и экипаж, брошенный на улице на продолжительное время, потеряет свою привлекательность. Под палящими лучами солнца потускнеет краска, а град может оставить на некоторых частях конструкции след. Для хранения кареты нужен специальный ангар. Он должен хорошо проветриваться и защищать экипаж от солнца. Тогда созданная по новой технологии умелыми мастерами, покрашенная высококлассными красками и покрытая качественным лаком карета прослужит своему обладателю много лет».

В отличие от автомобиля, техническое обслуживание экипажа не представляет затруднений. «У каретного механизма всего пять основных вращающихся частей, – продолжает Эдуард Сахбиев, – четыре колеса и поворотная ось (не считая мелких механизмов для складывания капора – «зонтика» и тому подобного). Для их производства мы используем пылеводогрязенепроницаемые подшипники с десятикратным запасом прочности, поэтому они практически никогда не выходят из строя». В случае же поломки, всегда можно обратиться к производителю, который сможет устранить неисправность. А Сергей Пупынин гарантирует доставку и установку необходимых запчастей по запросу клиентов.

Если сама карета и не доставит владельцу хлопот, этого нельзя сказать о ее «моторе» – лошади. Однако, по словам каретных мастеров, большинство их клиентов – заядлые лошадники. У них либо уже есть конюшня, либо они планируют ее в ближайшем времени завести. Но впрягать в карету можно отнюдь не каждое животное. «Для езды в экипаже лошадь должна относиться к упряжной породе – быть тяжеловозом, “полутяжем” или рысаком», – поясняет Эдуард Сахбиев.

В свое время по количеству лошадей, запряженных в экипаж, можно было определить влиятельность и богатство ее владельца. Одними из первых каретами на Руси обзавелись приближенные Ивана Грозного и, разумеется, сам царь. В специальном указе оговаривалось, что бояре и князья не имеют права запрягать в карету более четверки коней, да и то только по праздникам. В остальные дни они должны были ограничиваться всего парой лошадей. Как утверждают современные каретные мастера, сегодня наибольшей популярностью пользуются экипажи, рассчитанные на одну лошадь.

Ну а для тех, кто не желает заводить и содержать целую конюшню, но хотел бы пользоваться этим нетрадиционным для нашего времени видом транспорта, существует еще одно современное решение: самоходный экипаж, который работает на бензиново-электрическом двигателе. Правда, как утверждают представители каретной индустрии, изготовление таких механизмов пока, скорее, эксперимент, нежели поставленное на поток производство. Однако если вы готовы к экспериментам и обладаете достаточными средствами для этого, почему бы не попробовать?



01.10.2009

Комментарии (1)

Андрей 17.01.2012 12:48

Возобновление конных экипажей-это изначает только одно,что интерес к лошадям,стал возрождаться,полным ходом.Лошади снова,вошли в нашу жизнь и теперь уже,навсегда.И народ,уже устал от,городской суеты,поэтому и начал проявлять интерес,к лошадям,в которых есть все-грация,красота,ум и другие факторы.Лошади,сегодня рулят!


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз




Окнами на Глобальный Юг


28_1_
 

Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.