Кому нужны хедж-фонды


За что управляющие не любят managed accounts? Какой информации не хватает о хедж-фондах? И что нужно сделать, чтобы стать квалифицированным инвестором? Евгений Геллер попытался ответить на все эти вопросы.

29.07.2010




Geller_re
Евгений Геллер

управляющий партнер хедж-фонда Arkanar Financial LLC

Если вы ищете информацию о хедж-фондах, то и российские, и зарубежные СМИ предложат множество исследований и статей о них самих, о стратегиях, о знаменитых epic fail LTCM и Amarant, о скандалах, связанных с инсайдом, о том, сколько миллиардов зарабатывают управляющие, и куда они эти деньги тратят.

Или вам нужны сведения о том, как самому создать такой фонд, то к вашим услугам будет опять же большое количество информационных ресурсов и консультантов, которые подробно расскажут, на какой юрисдикции лучше остановиться, кого назначить администратором фонда, прайм-брокером и какой банк выбрать.

Но если вас вдруг заинтересует, кто же является клиентом хедж-фондов, для кого эти самые фонды зарабатывают деньги, то информации будет на удивление немного. Вы узнаете, что основными вкладчиками считаются HNWI и UHNWI, пенсионные фонды, фонды фондов и семейные офисы.

Полный список

Что касается институциональных инвесторов, то с ними все более или менее понятно. 20% европейских, американских и 40% японских пенсионных фондов, таких как Государственный пенсионный инвестиционный фонд Японии (936 млрд), Калифорнийский фонд госслужащих (255 млрд), Городской пенсионный фонд Нью-Йорка (130 млрд) инвестируют 10–15% своих средств в хедж-фонды. Часть из них выбирают фонды сами, часть поручает это специализированным консультантам. В отличие от пенсионных фондов, фонды хедж-фондов (FoHF), как и следует из названия, специализируются только на одном типе инвестиций. Самые крупные из FoHF – это Union Bancaire Privée (57 млрд долларов), UBS Alternative & Quantitative (55 млрд), Man Investments (45 млрд), Permal Asset Management (35 млрд), Grosvenor Capital Management (31 млрд).

FoHF выбирают некоторое количество стратегий, предпочитая вкладывать сразу несколько десятков, а лучше сотен миллионов в один фонд. Объясняется это тем, что даже при инвестиции в 100 млн долларов в один хедж-фонд игроку с 10 млрд под управлением потребуется отобрать около 100 фондов. А если учесть, что вложения, как правило, идут поэтапно, то есть сначала 20–30 млн, потом 50–60, затем 100 и более, и во время этого длительного процесса фонд пристально отслеживается и оценивается, то становится понятно, почему FoHF почти никогда не доверяют молодым и начинающим. Редким исключением становятся программы Seed Capital, предоставляющие первоначальный капитал в обмен на доли в управляющей компании. Широко распространенные до осени 2008 года и забытые потом, они снова стали возрождаться. Существует несколько фирм, специализирующихся на подобном «инкубаторном» инвестировании. Наиболее известны FRM Capital Advisors, Fortune Asset Management, Man Global Strategies и JPMorgan Incubator Strategies.

Зачем вообще нужны такие инкубаторы и зля чего связываться с новичками? Дело в том, что большинство институциональных инвесторов вкладывают деньги в фонд при наличии как минимум 50 млн долларов под управлением и трех лет работы на рынке с неплохим VaR и Sharpe Ratio. При этом в их поле зрения не попадают тысячи управляющих с меньшими средствами и более короткой историей, но, возможно, с очень интересным подходом к рынку. Чтобы вовремя найти такую жемчужину, и создаются инкубаторские программы.

Еще одной значительной группой инвесторов в хедж-фонды считаются семейные офисы. Как, сколько и куда вкладывает такой SFO или MFO, зависит от того, кто принимает решения. Часть людей делают это самостоятельно на домашнем совете, часть передает эти функции консультантам, например FERI в Германии, а часть просто рассылает инвестиционные предложения многочисленному семейству, как поступают family office крупной немецкой химической компании, обслуживающий 150 родственников основателя предприятия.

И наконец, самая интересная для читателей PBWM.ru группа инвесторов хедж-фондов – частные клиенты. С законодательной точки зрения, делая такие вложения, они вступают в зону повышенного риска, поэтому таким правом обладают только квалифицированные инвесторы. В России физическое лицо отнесут к этой категории при соблюдении любых двух из указанных требований:

  • обладание ценными бумагами или иными финансовыми инструментами на сумму не менее 3 млн рублей;
  • наличие определенного опыта работы в финансовой организации, совершавшей операции с ценными бумагами, при наличии квалификационного аттестата участника финансового рынка не менее года (для остальных опыт работы не меньше 3 лет);
  • совершение сделок с ценными бумагами или иными инструментами (ежеквартально не менее 10 сделок в течение 4 кварталов, в сумме не менее 300 тыс. рублей).

В США для того, чтобы инвестировать в хедж-фонд, надо обладать как минимум 1 млн долларов, или зарабатывать не менее 200 тыс. долларов, или иметь совместный семейный доход не менее 300 тыс. долларов за последние два года и в текущем.

Как инвестируют HNWI?

Кризис 2008-го, гигантские просадки у забывших словосочетание «управление рисками» и Мэдофф, безусловно, подпортили хедж-фондам репутацию кур, несущих золотые яйца, при этом Bernard L. Madoff Investment Securities никаким хедж-фондом, собственно, не была.

Забрав при первой же возможности деньги, инвесторы до второй половины 2009-го ничего и слышать не желали про новые вложения. Летом 2010-го поток средств увеличился, и сейчас будет справедливо говорить о том, что инвесторы устали бояться и готовы снова активно вкладывать деньги в стратегии хедж-фондов. Однако многие из них, помня проблемы осени 2008-го (отсутствие ликвидности, непрозрачность и поступление информации о состоянии счета раз в месяц), предпочли дать свои средства в управление через так называемые managed accounts, личные брокерские счета. Они действительно обладают значительными достоинствами с точки зрения клиента и недостатками с точки зрения управляющего.

Достоинства очевидны:

  • абсолютная ликвидность: клиент может лишить управляющего доверенности в любой момент;
  • полная прозрачность: клиент видит все, что происходит на счете в любое время через Интернет, причем видит через интерфейс брокера, а не управляющего, то есть у него есть объективная картина;
  • безопасность: клиент переводит деньги на свой счет, а не отдает фонду.
    Безусловно, от риска просадки вплоть до полной потери средств личный счет не спасает, но от пирамиды спасает точно.

К недостаткам, с точки зрения клиента, можно отнести сложности с налогообложением в некоторых юрисдикциях, которые при разумном планировании можно легально минимизировать.

Для управляющего такой счет неудобен по следующим причинам:

  • абсолютная ликвидность: управляющий не способен контролировать средства под управлением и у него их могут забрать в любой момент;
  • полная прозрачность: клиент видит все, что происходит на счету, и, во-первых, требует объяснений позиций, а во-вторых, существует риск дупликации стратегии.

По собственному опыту могу сказать, что и первое, и второе имеет место, но наши клиенты обычно, убедившись в результативности позиций, через 2–3 месяца перестают спрашивать: «Почему у меня медь растет, а нефть падает?» Что же касается попыток дупликации стратегии, то обычно людям не хватает дисциплины и времени, так остатки «секретного» счета передаются в итоге под управление нам.

Кроме того, минимальный размер подобного счета – в районе 250 тыс. долларов, а в полную силу можно работать со счетом 1,5–2 млн долларов и более. Таким образом, вопрос с квалифицированными инвесторами решается сам собой.

В чем разница

В целом основное отличие российских клиентов от иностранных, с моей точки зрения, в том, что первые с опаской относятся к инвестициям в хедж-фонды, считая их некой виртуальной лотереей, где тебя все равно надуют. Если вложения в акции компаний и облигации государств более или менее известны и понятны, то стратегии absolut return c такими понятиями, как spread, futures, roll-over, margin to equity ratio, для большей части инвесторов terra incognita. Кроме того, важную роль играет языковой барьер. Практически вся информация о деятельности хедж-фондов, их стратегиях, результатах, комментарии и аналитика на английском, причем достаточно специфическом. Однако основным фактором принятия решения об инвестировании для российского клиента остается вопрос личного доверия к управляющему и компании. Рекомендации партнеров и впечатления от личного общения имеют первостепенное значение. По опыту могу сказать, что уверенность для многих клиентов даже важнее доходности. Поэтому большинство просто держат деньги на счетах в швейцарских банках, даже не вкладывая их в предлагаемые финансовые инструменты. Страх потерять сильнее желания заработать. И тем не менее, при наличии положительных рекомендаций и возможности получить managed account, люди готовы инвестировать.

Поскольку хедж-фонды известны в США с 1954 года, а не с конца 1990-х, как у нас, то за эти 50 лет на Западе успел сложиться целый класс инвесторов-профессионалов. Управляющих они отбирают в специализированных базах данных, связываются с ними, запрашивают информацию и отслеживают их результаты в течении 3–9 месяцев и после этого дают им доверенность на один из своих счетов, например у MFGLOBAL, Saxo Bank, Penson, PFG, Zaner или IASG.

Вопрос доверия не стоит, так как всем известно, что кроме риска плохого управления и как следствие просадок, других рисков практически нет. Обычно инвестор отбирает не больше 10 управляющих и отслеживает свои счета. Начальная сумма , как правило, не превышает 300 тыс. долларов, и при успешном управлении она может увеличиваться до 10–20 млн. Если управляющей перестал устраивать инвестора, то у него отзывают доверенность и передают другому. Для этого достаточно звонка в брокерский банк, без утомительных диспутов и проволочек.

Все происходит через телефон или электронную почту, и клиент может никогда и не встретиться с представителем хедж-фонда. В России предпочитают более близкое знакомство с управляющим и стараются составить личное впечатление, не особо полагаясь на цифры.

Так же отличается и представление о доходности. Доходность в 30% годовых считается у российских клиентов (за редким исключением профессионалов) невысокой, в то время как на Западе она будет названа огромной.

Отношение к отрицательным результатам управляющего также различается: их отсутствие будет воспринято западными клиентами с большим подозрением и сомнениями, в то время как россияне считают любую просадку признаком неудачи управляющего и негодности стратегии.

Но времена меняются. Местные инвесторы проявляют все больший интерес к хедж-фондам и absolut return. Ведь это один из лучших способов диверсификации портфеля. Важно лишь соблюдать правильные пропорции.



29.07.2010

Комментарии (7)

Angie 02.03.2012 21:13

Information is power and now I'm a !@#$ing dicattor.

Article_nino
Nino Bolotashvili 12.11.2010 19:52

Evgeniy , Thank you for this article its one of a rare situations where I can say that the author described everything not as a theoretical base, but what is in line with present situation in the market , what is really happening in practice based on Western and Russian experience.
I' m, personally, representing one of the Swiss Hedge Funds and can't help but agree in all the differences you pointed out in regard with the Russian and Western client relationship management of Hedge Funds.

Julia 04.10.2010 14:17

Ну вот как работать с российским клиентом, если русского брокерского языка практически не существует. Как в интернет
глянеш, сплошные трейдеры, фючерсы и опционы. Как ввести нормальный язык? С чего начинать?
Можно задать и такой вопрос. Почему с российским клиентом мало кто хочет работать? Да потому что много липовых кредиток, а банковская система желает лутшего.

Евгений Геллер 04.08.2010 19:03

Син, спасибо за вопрос. Мне кажется, что у российских инвесторов нет определённых предпочтений по стратегиям, скорее они подбирают стратегию исходя из соображений риск-доходность. Ожидания доходности безусловно завышены, но это связано скорее с общей экономической ситацией. На мой взгляд сейчас самые интересные стратегии для российских инвесторов это
1. Global Macro Глобальные Макропроцессы
2. Event Driven Событийность
3. Emerging Markets Молодые рынки

Менее интересны
1.Life Settlements Инвестиции в страховки жизни
2.Sustainable Investment "Долговременные" инвестиции
3.Art Investment Инвестиции в искусство

Если есть ещё вопросы пишите на Pbwm(@)arkanarfinancial.com

Евгений Геллер 04.08.2010 18:22

Кирилл, благодарю Вас за интерес. Тема диверсификации портфеля очень большая и интересная. Существует множество книг и статей именно по вопросу пропорций и инструментов. Что касается инвестиций именно в стратегии absolute return, то я бы рекоммендовал вкладывать 10-20% от всех инвестируемых средств в зависимости от собственной готовности к риску. Не более. Если есть ещё вопросы пишите на Pbwm(@)arkanarfinancial.com

Кирилл 31.07.2010 13:28

вопрос к автору: что по вашему "правильные пропорции"?

син 31.07.2010 13:26

Евгений, какие стратегии ХФ соответсвуют ожиданиям по доходности российских инвесторов? вы не думаете, что отскок рос.рынка продолжил растление умов в плане ожиданий?


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз