Китай распробовал современное искусство


Рынок современного искусства, заметно пострадавший от кризиса, восстанавливается, а признанные художники, как показали английские торги, не слишком подешевели. Лидером в сегменте contemporary art могут стать аукционные дома Китая, которые стремительно приближаются по доходам от этого сегмента к Англии.

02.11.2010





Скромные рекорды

Октябрь для мирового арт-рынка ознаменовался масштабными торгами современным искусством. В середине месяца открылась знаменитая лондонская арт-ярмарки Frieze, на которой были представлены работы на сумму 375 млн долларов (по данным страховщика мероприятия Hiscox Ltd). Christie’s, Sotheby’s и Phillips de Pury & Co смогли провести восемь аукционов. Их итоговая выручка превысила прошлогоднюю более чем вдвое – 94 млн фунтов (почти 151 млн долларов), сообщает портал ARTinvestment.ru.
Удачные, хотя и не рекордные, продажи – результат сильного падения цен на contemporary art в 2009 году. Перегретый рынок растерял свои амбиции, и теперь здесь снова можно совершать удачные покупки.
Самые дорогие и спекулятивные области современного искусства в прошлом году ушли в минус, констатирует исследование «The contemporary art market – 2009/2010. The latest trends», опубликованное Artprice.com. Аукционы принесли в прошлом году прибыль в размере 48 млн евро, что почти вдвое меньше, чем в 2008 году (72 млн евро), и несравнимы с периодом бума в июле 2007 – июне 2008 года (120 млн евро).
Пострадали цены на произведения лидеров рынка – сборы от продажи картин Дэмиена Херста сократились в 14 раз по сравнению с предыдущим периодом, а произведения Джеффа Кунса принесли лишь треть прошлогодней выручки. Работы Бэнкси, модного художника, работающего в жанре граффити, также продавались за треть прошлогодней цены. Рынок упал до уровня 2004 года, когда на него еще не пришли деньги спекулянтов, а инвесторы и коллекционеры временно переключили свое внимание на более устойчивые рынки классического искусства.
Поэтому в 2010 году аукционные дома уделили особое внимание сегменту современного искусства, и даже возобновили практику гарантированной цены, чтобы привлечь продавцов. И это сработало.
Самым обсуждаемым лотом октябрьских торгов Christie’s стала пятиметровая картина Дэмиена Херста «Я стал смертью, разрушителем миров» из серии «Бабочки». Она была продана за 2,2 млн фунтов (3,2 млн долларов) – чуть дешевле нижнего эстимейта в 2,5 млн фунтов. Картина Энди Уорхола «Туфли, покрытые алмазной крошкой» ушла с торгов Sotheby’s за 1,5 млн фунтов.
«Говорить о каком-то тренде падения цен на картины Херста, который сам олицетворяет целое направление в искусстве и на котором заработали имя известнейшие галереи мира, было бы непрофессионально», – говорит галерист Гари Татинцян. Это доказывает и последняя продажа его работы более чем за 3 млн долларов – такие имена не дешевеют.
«На арт-рынке цена конкретной работы зависит не только от её качества, но и от важности тех коллекционеров, в руках которых она была. Летом 2007 года, на пике цен, Галерея Гари Татинцяна приобрела работу Херста «Pink Heart» за 630 тыс. долларов. Причем, работа покупалась через Private Sale Sothebys, где цены традиционно завышены. В мае этого года, когда все только и говорят о кризисе и боятся покупать, эта работа была продана, причём не на самом дорогом аукционе, примерно за 750 тысяч долларов. И вообще говорить о том, что на большом искусстве можно потерять деньги могут только дилетанты. Если об этом заявляют дилеры – это означает их признание в собственной беспомощности», – говорит Гари Татинцян.
Хороший пример того, как мода делает цену – продажа на прошедшем в Англии аукционе двух фигурок фантастических существ работы японского скульптора Такаси Муракам. При эстимейте 400-600 тыс. фунтов они были проданы за 1,9 млн фунтов. Во многом эта цена была достигнута благодаря хорошей рекламе, говорят участники торгов – такие же скульптуры стояли у входа на выставку японского художника в Версале.
Но самым дорогим лотом недели современного искусства стала скульптура – фигура лошади с всадников работы итальянца Марино Марини была продана вдвое дороже эстимейта – за 4,5 млн фунтов.

Рынок мечты
Самым перспективным для современного искусства экспертам Artprice.com видится китайский рынок, где сейчас работает пять аукционных домов, входящих в 15 лучших в мире по доходам от продаж изобразительного искусства: Poly International, China Guardian, Beijing Council, гонконгское отделение Christie’s и Sotheby’s.
Китай был одной из трех стран, где доходы от продажи современного искусства продолжали расти и в 2009 году. В Германии рост выручки составил 32%, в Поднебесной 9,4%, в США 17%.
Во II полугодии 2009 года доходы от продажи произведений искусства в Китае составили 384,4 млн евро. Это более чем вдвое выше результатов торгов во Франции за тот же период, а также заметно больше продаж в Англии. Фактически, прежде чем британский рынок восстановился после кризиса, Китай на несколько месяцев занял второе место после США. А если судить о доходах от продажи современного искусства по итогам 2009 года, Китай с объемом продаж в 104,7 млн евро отстает в этом сегменте от Англии на символические 12 млн евро.



02.11.2010

Источник: PBWM

Комментарии (3)

Eel 16.01.2014 13:03

Thnniikg like that is really amazing

Lulu 20.05.2012 15:15

Your post has moved the debate forward. Thanks for srhnaig!

artbiz 09.11.2010 14:09

Сейчас спекулировать Мураками интереснее чем Херстом. Из-за Версаля, конечно.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз



Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.