Капитал, который никуда не денется


Из чего состоит спрос на недвижимость и в каком направлении развивается рынок? Анна Шишкина утверждает, что кризис очистил его от наплыва спекулянтов, открыв дорогу настоящим инвесторам – рассудительным и чуждым бездумной диверсификации.

26.07.2011




Img_4011
Анна Шишкина

директор по стратегическому развитию УК «Абсолют менеджмент»

Почему следует инвестировать в недвижимость?

Во-первых, она относится к группе инвестиций с высокой надежностью и ликвидностью (разумеется, уступая деньгам и ценным бумагам по степени ликвидности). Особенно быстро можно было реализовать этот вид актива до кризиса, когда средний срок экспозиции недвижимого имущества в период пикового спроса составлял меньше месяца. Конечно, сейчас рынок несколько стабилизировался, однако по-прежнему весьма активен.

Во-вторых, как известно, любая недвижимость позволяет иметь два вида дохода: доход от ренты и доход от роста стоимости объекта, что выгодно отличает ее от большинства других активов.

В-третьих, в данном сегменте сегодня наблюдается перемещение баланса от спекулятивного интереса к недвижимости в сторону инвестиционного. Люди постепенно прекращают покупать объекты с тем лишь, чтобы вскоре их перепродать, – теперь они все больше готовы развивать продукт. Например, приобретать долю в поселке, которая изначально представляет собой голое поле, а на выходе преобразуется в привлекательный населенный пункт с развитой инфраструктурой, размежеванными участками и собственной концепцией. В кризис такая схема выглядела особенно прибыльно. Например, в конце 2009 года можно было видеть, как для розничного покупателя одна сотка в поселке могла вырасти в цене с 11 до 18 тыс. долларов в результате инвесторской деятельности. Так, до кризиса около 80% сделок с недвижимостью были именно спекуляциями, сейчас же их число существенно сократилось, что, в свою очередь, оздоровило рынок. То же касается и розничного сегмента, где доля спекулятивного спроса упала с 50 до 10%. Это очень хорошая тенденция, которая открывает новые горизонты для рынка: например, сельхозугодья наконец начали приобретать для целевого использования: не для дач, а для коневодства, пчеловодства и других, экзотических для нас видов бизнеса.

Почему так происходит? Клиент стал более подготовленным. Он проводит более тщательный due diligence, отказывается от покупки объектов, которых не понимает, – жажда шальных денег сменилась рассудительностью и нежеланием лишний раз рисковать. Инвестор сегодня хорошо знает, зачем он вкладывается в тот или иной актив и что он будет с ним делать. Кроме того, наши новые клиенты, в отличие от старых, заинтересованы в консалтинге и внимательно прислушиваются к экспертному мнению: они пытаются разобраться в конъюнктуре и не бросаться с головой в непрофильный бизнес без предварительного изучения.

Наша аудитория вообще очень сильно изменилась. Это не все замечают, но если раньше, до кризиса, инвесторы старались купить землю в пяти разных районах, чтобы диверсифицировать предложение, то сейчас они поняли, что работать в одном сегменте куда удобнее. Например, так гораздо проще наладить отношения с местной администрацией. Вместе с тем повышается степень реализации продуктов. Так, отказ от бездумной диверсификации на рынке недвижимости приводит к тому, что вы лучше ориентируетесь в инфраструктурных вопросах, держите объекты под более пристальным контролем и снижаете сопутствующие риски. А для нас это значит большее число удовлетворенных клиентов.

Еще один очень приятный момент на земельном рынке – люди научились работать в условиях плотной конкуренции. Это настоящий прорыв для сегмента. Ведь совсем недавно конкуренты были очень жестко настроены друг против друга, вплоть до того, что и вовсе отказывались общаться между собой. Однако если в одном только Подмосковье существует примерно 400 коттеджных поселков с похожей концепцией, то эффективно и цивилизованно взаимодействовать в конкурентной среде рано или поздно придется. Конечно, это не могло не сказаться на конечном продукте: он стал более качественным, продвижение открытым, сделки цивилизованными и выигрывает потребитель.

Теперь давайте взглянем на рынок глазами практика, желающего попытать счастья в регионах. Очень неплохо развиваются курорты Краснодарского края. Естественно, Сочи сыграл здесь не последнюю роль. И если пытаться отойти от набивших оскомину «брендов» (таких как те же Сочи и Краснодар), обратить внимание следовало бы на Геленджик, Дивноморское и Абрау-Дюрсо. Выход к морю, климат и курортные условия – все это делает их привлекательными для обеспеченных граждан, желающих переселить своих родителей поближе к югу, в привычный для них русскоговорящий социум. А вместе со стабильным спросом возникает и инвестиционная рентабельность.



26.07.2011

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз