Капитал для терпеливых
В private equity есть место только рациональному анализу, но не эмоциям. Пранав Кабра рассказывает, чего ждут хайнеты от прямых инвестиций, и какое место в портфеле должно быть им отведено.

Пранав Кабра
Вице-президент, специалист в области прямых инвестиций, Credit Suisse.
На данный момент в мировой индустрии private equity находится 3,8 трлн долларов. Спектр ее участников весьма широк: от семейных офисов до различных пенсионных и суверенных фондов. Примерно четверть всех игроков – частные лица с очень крупными состояниями.
Прямые инвестиции – это капитал для терпеливых. Обычно клиенты private equity хорошо знакомы с традиционными инструментами и хотят попробовать более сложные и интересные продукты. Участвуя в таких проектах, состоятельные инвесторы стремятся создать благосостояние для следующих поколений на долгую перспективу. Кроме того, в private equity проблема краткосрочной волатильности не так актуальна.
Оптимальная доля прямых инвестиций в портфеле инвестора составляет от 5 до 10%, но, конечно, она зависит от профиля клиента. При выборе проектов клиенты полагаются на менеджеров; это довольно сложная сфера, и они рассчитывают на помощь сильного консультанта-аналитика. Такая активная позиция характерна для российских хайнетов: они всегда внимательно изучают советы менеджера и хотят понимать, как принимаются решения. Они ожидают, что менеджер предоставит необходимую аналитику и убедительные доводы в пользу того или иного проекта.
Среди потенциальных инвесторов остается недопонимание самой концепции прямых инвестиций: они боятся, что деньги долгое время будут недоступны. Тем не менее, инвестируя в несколько фондов частного капитала в разное время и с использованием различных стратегий, инвесторы могут не только захеджировать свои риски, но и обеспечить постоянную ликвидность. Согласно данным недавнего исследования, если инвестор каждый год в течение десяти лет инвестирует один миллион долларов в несколько фондов прямых инвестиций, прибыль от первоначальных инвестиций будет видна уже на 4–5-й год, а на 7-й год она будет выше, чем требуется для финансирования оставшихся обязательств капитала. Выходит, инвестор вполне может сформировать портфель прямых инвестиций с 10 млн долларов, имея лишь 5–6 млн.
Сегодня, когда я читаю новости о многочисленных банкротствах, то понимаю, что будь это проекты в области прямых инвестиций, негативного исхода удалось бы избежать. Возьмем для примера инвестгруппу Blackstone Group, которая в 2007 году вложилась в Hilton Hotels. Во время кризиса число постояльцев в отелях упало в разы. Если бы это были не прямые инвестиции, а покупка акций, компания могла бы обанкротиться. Но Blackstone верила в проект, и спустя семь лет, в результате IPO гостиничной сети Hilton она заработала для своих инвесторов 8,5 млрд долларов. Похожих историй очень много.
Курс на разнообразие
Сегодня проекты в области биотехнологий и ИТ обсуждают все. Мы постоянно слышим, что они растут и приносят высокий доход. Тем не менее правильная инвестиционная стратегия должна предусматривать диверсификацию. Хайнеты понимают важность диверсификации, поэтому в private equity мы не видим у клиентов выраженных предпочтений к каким-то конкретным отраслям. Люди ищут прибыльные вложения, а отрасль не так важна. В конечном итоге главное – это не сектор, а хорошая инвестиционная возможность. Успешные проекты обеспечивают доходность выше, чем американские финансовые рынки. Эту тенденцию мы наблюдаем последние 30 лет.
Однако нельзя фокусироваться на одной стране. Если вы работаете с фондом, то пусть он будет региональным, а не страновым. Например, если хотите вложиться в китайские активы, то идите в азиатский фонд, который среди прочего работает с китайскими активами. Возможно, вы и недополучите что-то в апсайде, но точно избежите крупных потерь.
Мы видим, что сейчас активно восстанавливается Европа, поэтому в ближайшие 12 месяцев планируем больше инвестировать в этот регион. Широкое распространение приобретают частные долговые бумаги. В то время как банки сталкиваются с проблемой обеспечения кредитов и уровня ликвидности, фонды прямых инвестиций могут сыграть важную роль в спасении положения. Рынок присматривается к компаниям средних размеров с капитализацией до 1 млрд евро.
В условиях волатильности на рынке наблюдается растущий интерес к проблемным активам. Стоящие проекты есть практически во всех секторах. Главное здесь – отличить проблемный актив от плохого. В этом помогут только ваш опыт и профессиональное понимание рынка.
В России можно найти интересные компании в нефтегазовом секторе, добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Страна всегда имела сильные позиции в этих отраслях. Между тем, на фоне экономического кризиса хорошие проекты подешевели.
Большие возможности для прямых инвестиций открывает Индия. В стране огромное количество многообещающих стартапов; в то же время смягчается федеральное законодательство в этой области. Особенно привлекательны компании, которые уже вышли из раннего возраста и становятся более открытыми, прозрачными и устойчивыми.
Еще одно перспективное направление – Китай, особенно с учетом возможности инвестировать в китайских юанях. Конечно, остаются определенные тревоги и негативные мнения в отношении потенциала страны. Но это лишь краткосрочные проблемы: Поднебесная остается второй экономикой мира с ежегодным ростом на уровне 6–7%.
Еще одна область, которую стоит упомянуть, это добывающая промышленность Австралии – даже несмотря на то что сырьевая отрасль в целом переживает не лучшие времена. Хорошие проекты можно найти среди проблемных или оппортунистических активов.
Избежать ошибок
Порой хайнеты, движимые эмоциями, предпочитают работать с проектами друзей, родственников и других близких людей. Вернуться на правильный путь поможет профессиональный менеджер, призванный обеспечить рациональную основу для инвестиций.
Правильный выбор партнера требует настоящей экспертизы. Оценивая менеджера, мы задаем ему такие вопросы: терял ли он деньги, сколько и по каким причинам. Одно дело, если это произошло из-за ошибки в анализе ситуации, и совсем другое, если причиной стали внешние обстоятельства, такие как изменения в макроэкономике или технологиях. Мы не хотим, чтобы менеджеры принимали неверные решения.
Не слишком зацикливайтесь на тенденциях, преобладающих на рынке. Например, есть мнение, что во время кризиса очень опасно вкладываться в сектор энергоресурсов. Но я могу вас заверить, что обязательно найдется менеджер, который сможет правильно оценить ситуацию, убедить вас, что этот сектор остается прибыльным, и предложить интересные проекты.
Источник: SPEAR'S Russia
Переоценка предпринимателя

Предпринимательский дух и предпринимательское мышление – это особая эфирная материя, дар, сравнимый с художественным, или генетическая предрасположенность, похвастаться которой могут совсем не многие. По крайней мере, так об этом рассуждают многие успешные бизнесмены. Кто-то даже настаивает, что значительная часть их работы экземплифицирована. Нельзя научить другого ни умению рисковать и хорошо себя чувствовать в «драке», ни умению трезво мыслить в условиях неопределенности, ни способности долго терпеть и откладывать собственное вознаграждение. Однако такой взгляд на предпринимательство кажется чересчур комплиментарным, как обстоит дело с точки зрения поведенческой и нейроэкономики, объясняет Ксения Паниди.
Облигации: старый новый друг

Текущий год был, без преувеличения, переполнен событиями для инвесторов. Учитывая состояние рынков и глобальной экономики, сейчас как никогда важно подумать о правильном позиционировании портфелей до конца года. И в этом контексте, утверждает Денис Асаинов, один из главных вопросов, на который предстоит ответить, – будет ли «новогоднее ралли» на рынках?
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Оставить комментарий