Как привлечь грамотного финансового посредника


Привлечение фонда прямых инвестиций для реализации стратегии роста – один из наиболее распространенных в мировой практике финансовых инструментов для частных компаний. В России такая сделка – это партия для гроссмейстера. Карен Дашьян рассказывает, чьими усилиями перспективные российские компании встречаются с фондами на шахматном поле частных инвестиций.

03.10.2012




Dashyan_clr
Карен Дашьян

партнер Advance Capital

Привлечение финансового партнера для компании – это финансовый и профессиональный ресурс, способствующий осуществлению стратегического прорыва в бизнесе и решению долгосрочных задач. Например, запуску новых продуктов, географической или отраслевой диверсификации, амбициозным проектам по консолидации отрасли.

Российский рынок, естественно, имеет свою специфику. Первые private equity фонды появились в России в начале 1990-х и получили активное развитие в период бурно растущих 2000-х. Тогда успешная инвестиционная деятельность на фоне колоссального роста российского финансового рынка привела к крайне высоким нормам доходности. В настоящее время доходность от инвестирования в частные динамично растущие компании незначительно превышает среднерыночные мировые показатели развивающихся стран и составляет 15–30% годовых. При этом компаний, реально имеющих все основания для быстрого роста, в России не так много, в том числе из-за растущей доли государства и крупных ФПГ в российской экономике и других административных барьеров. Замедление темпов экономического развития и дефицита новых амбициозных бизнес-проектов значительно усложнили для private equity фондов поиск жемчужин в море российской экономики. Учитывая, что критерий рыночной привлекательности дополняется достаточно высокими требованиями по прозрачности и устойчивости бизнес-модели, компаний, которые могли бы удовлетворить критериям инвестфондов, в России крайне мало. Вместе с тем у российского среднего бизнеса есть ряд слабых сторон, которые препятствуют выявлению их потенциала роста. Так, к на­иболее распространенным минусам можно отнести разрозненную юридическую структуру, непрозрачный учет, отсутствие средне- и долгосрочного планирования, непроработанную стратегию, отсутствие долгосрочных мотивационных программ… Все это становится причиной того, почему многих интересных и перспективных потенциальных чемпионов фонды не замечают на своих радарах.

Понимание критериев отбора со стороны инвесторов с одной стороны и специфики российских средних компаний с другой – таковы требования к посреднику на рынке частных инвестиций. Задача игрока, претендующего на роль мостика между продавцом (владельцем бизнеса) и покупателем (инвестором), – помочь фондам идентифицировать сегодняшних лидеров роста и помочь компаниям пройти определенный «тюнинг», чтобы инвестор мог увидеть и распознать будущего чемпиона.

Такой посредник с лупой исследует сегмент средних компаний и выводит их на понятный уровень подготовленности к процессу привлечения инвестора. Менеджмент, отчетность, управление, стратегия развития – презентуемый будущему инвестору и совладельцу бизнес должен быть понятен и убедителен, а инвестиция – экономически оправданна.

Безусловно, самый желанный объект для вложений – бизнес, находящийся на подступах к лидерству, со всеми предпосылками к тому, чтобы стать чемпионом. Но и тут владельцу важно грамотно подготовиться к встрече с инвестором и, в случае благоприятного исхода, профессионально оформить сделку. Помощь в подготовке акционеров и менеджмента к данной партии помогают дойти до успешного эндшпиля в сложной и кропотливой партии.



03.10.2012

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз