Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/kak-peresobirayutsya-shkoly
Дата публикации 16.05.2023
Рубрики: Savoir Vivre , Образование и семья
Напечатать страницу


Как пересобираются школы


Когда нынешние первоклашки вырастут, более половины из них будут работать по тем специальностям, которых пока не существует. Это означает, что образовательные системы должны готовить детей к жизни и работе в неизвестном (и невообразимом пока) мире. Содержание и формы образования будущего обобщил Антон Солдатов.


Исследования лауреата Нобелевской премии по экономике Джеймса Хекмана и его учеников показали, что ранний образовательный опыт определяет то, как человек будет учиться и работать в дальнейшем. Раньше большую роль в этом играла удача: попадет ли ребенок к умному и заинтересованному преподавателю, будет ли у него хороший класс, увлечет ли его что-то. В остальном программа у всех одна и та же, придется «учиться плавать», как и всем.

Но сегодня школа все дальше уходит от этой системы и осознает свою главную задачу – не «натаскать» на тесты и поступление в вуз, а подготовить к жизни в реальном мире. Где-то меняются отдельные элементы образовательного процесса – например появляется работа над проектами, тьюторская поддержка, – а где-то школа вообще пересобирается заново, избавляясь от привычного и становясь чем-то другим.

Как массовая школа утратила актуальность

Еще недавно школа воспринималась как место, где ребенок должен получить универсальные базовые знания. Ключевое слово здесь «знания». Процесс обучения был завязан на жестком плане и учителе-предметнике, который последовательно проводит весь класс по заданному «треку». Дети осваивают решение типовых задач, а вся среда работает на то, чтобы не отвлекать их от этих задач.

Модель массовой школы сложилась к середине XX века как ответ на потребности индустриализации. Фабрики, заводы, предприятия, государственные конторы требовали рабочих рук. Массовое производство создавало много стандартных должностей – рабочих, инженерных, административно-управленческих. Школа должна была «выстругать» из ребенка болванку, из которой затем в институте или техникуме изваяют специалиста.

Но недостатки этой модели были заметны уже давно. Советский философ Эвальд Ильенков писал о них еще в 1960-х годах в известном эссе «Школа должна учить мыслить!». Он доказывал, что вертикальная система, в которой ребенка воспринимают как сосуд для наполнения знаниями, ведет к вырождению самостоятельного мышления. Как говорил драматург Бертольт Брехт, «человек, для которого то, что дважды два четыре, само собой разумеется, никогда не станет великим математиком».

Ильенков упрекал современную ему школу в том, что она не побуждает ребенка находить решения самому. А великих ученых и изобретателей отличало умение задавать вопросы, наблюдать и экспериментировать. Особенно Ильенков выделял способность работать с противоречиями. Ум, приученный к действиям по шаблону, не любит противоречий, писал он, тогда как самостоятельное мышление оттачивается именно в столкновении с ними.

Педагог и методолог образования Лорин Андерсон приводит такой пример из современного исследования с участием 11–12-летних школьников. «По морю плывет корабль. На корабле есть капитан. Также на корабле 11 уток и 13 гусей. Вопрос: сколько лет капитану?» Верно ответили менее трети школьников из разных стран. Большинство же написали 24. Они прилежно выполнили знакомую операцию – сложили числа, – но не задумались над контекстом, объясняет Андерсон.

Андерсон был учеником другого известного педагога и методиста – Бенджамина Блума. Тот много исследовал причины неуспеваемости учеников и пришел к выводу: дело не в изначально разных способностях учащихся, а в подходе к их обучению. Блум обнаружил, что средний ученик, который обучался в своем собственном ритме и с постоянной поддержкой педагога, показывал лучшие результаты, чем 98% учеников в обычном классе.

Другими словами, Блум доказал, что большинство учащихся способны достичь высокого уровня знаний, если давать им осваивать предмет последовательно – не переходить к более сложному, не разобравшись в простом. А для этого нужно, чтобы график работы с материалом опирался на способности ученика. Учитель должен формулировать личные цели для него, постоянно следить за его прогрессом и давать обратную связь.

По Блуму, освоение материала начинается с базовых знаний (например, определение имени существительного), затем идет понимание (скажем, определение рода существительного), затем – применение (найти в тексте существительные женского рода), анализ (найти и объяснить ошибку в тексте), синтез (придумать самому примеры существительных) и, наконец, оценка (сам ученик должен оценить, что он узнал и понял).

На основе этих идей Блум и его последователи создали целую систему развития навыков, которая стала очень широко применяться в образовании – от инструментов для школьных педагогов до онлайн-курсов (пересмотренную модель Блума для уроков используют многие учителя в США, Европе, Азии и России, «Школьная цифровая платформа» от Сбербанка и другие).

Новые вызовы

На рубеже 60–70-х годов эксперты и политики заговорили о кризисе образования, связанном с глобальной трансформацией общества. Антрополог Маргарет Мид в книге «Культура и преемственность. Изучение конфликта поколений» описала ее как переход к префигуративному обществу. Большую часть жизни человечество жило в обществе постфигуративном – когда опыт «отцов» был определяющим для «детей», а образование было усвоением этого опыта. В префигуративном обществе изменения происходят так быстро, что опыт «отцов» обесценивается и не может служить ориентиром.

Социолог Элвин Тоффлер в 1970 году подробно разобрал этот кризис в книге «Футурошок». «Технологии завтрашнего дня требуют не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечно монотонных работах, – писал он, – но людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения и быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности».

Образование в таком обществе, по Тоффлеру, должно быть не этапом, а постоянным содержанием жизни человека, по типу «исключение – включение». Другими словами, людям новых поколений предстоит все время задавать себе вопросы: актуально ли то, что я учил 10–20 лет назад? Есть ли лучший способ делать то, что я делаю? Достаточно ли я знаю? Тоффлер считал, что в школьном обучении главным должно стать не усвоение конкретных знаний, а освоение способов жизни в мире постоянных изменений.

Идеи Тоффлера и Мид оказались пророческими. Например, доклад Всемирного экономического форума от 2016 года «Будущее работы» приводит такую оценку: 65% детей начальной школы, начинающих свое образование сегодня, будут работать в еще не созданных специальностях. Это значит, что образовательные системы должны фактически готовить детей к жизни в неизвестном (и невообразимом пока) мире. Задача сродни отправке человека в космос.

«Специалисты узкого профиля постепенно уходят, поскольку слишком быстро меняются технологии, к которым привязаны их навыки, – говорится в последней редакции “Атласа новых профессий” (2021 год). – Сейчас востребованы люди, которые разбираются сразу в нескольких отраслях и способны переносить знания и технологические решения из одной отрасли в другую. Так, например, подходы 3D-печати, изначально разработанные для быстрого прототипирования, были позднее перенесены профессионалами в другие отрасли: печать зданий, лекарств, человеческих органов и еды».

Авторы «Атласа» – педагоги Московской школы управления «Сколково», инициативы Global Education Futures, аналитики Агентства стратегических инициатив и футурологи – приводят список надпрофессиональных навыков, которые будут отличать профессионалов будущего:

  • мультикультурность (умение работать в международных офлайн- и онлайн-командах);
  • межотраслевая коммуникация (умение действовать на стыке областей, например IT и медицина, наука и искусство, нанотехнологии и инженерия);
  • клиентоориентированность (умение изучать запросы аудитории);
  • умение управлять проектами и процессами (подбирать ­команду, ставить задачи, давать обратную связь);
  • работа в режиме высокой неопределенности (принимать решения при неполноте информации);
  • умение работать с людьми (учитывать разные точки зрения, разрешать конфликты);
  • умение работать с искусственным интеллектом (правильно ставить задачи и настраивать искусственных помощников под свои нужды);
  • системное мышление (разбираться в сложных процессах, при необходимости – переводить свои соображения на язык, понятный коллегам из других отраслей);
  • а также управление вниманием, критическое мышление, осознанность и эмоциональный интеллект.

А в качестве примеров новых профессий авторы приводят такие: куратор креативных нейросетей (скажем, для написания сценариев), игропрактик в дополненной реальности (например, для обучения с помощью симуляции), молекулярный диетолог, биоэтик, инженер цифрового моделирования, специалист по рециклингу (повторной переработке) одежды, управляющий жизненным циклом городских объектов, аудитор по зеленому финансированию.

Новая роль учителя – тьютор, модератор, дизайнер?

Коль скоро главный тренд образования – больший фокус на личности ученика и приобретении разнообразного опыта, ему требуется более разно­образное внимание со стороны учителя. Кроме традиционного педагога-специалиста в школе появляется много других. Сама школа – в идеале – становится похожа на образовательную лабораторию, в которой идет постоянная рефлексия на тему проблем и решений.

В России с 2008 года существует должность тьютора, который работает как координатор учебных процессов. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют его роль так: развитие потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных учебных планов с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Роль тьютора в образовательном процессе будет становиться все важнее, считает заведующая лабораторией МПГУ, руководитель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» Татьяна Ковалева. В ин­тервью порталу «Яндекс.Учебник» она отмечает, что цифровизация сделала доступ к информации свободнее. Раньше учитель был главным источником знания, а сейчас он конкурирует с сайтами, онлайн-курсами и соцсетями. Новая роль учителя в этой ситуации – быть навигатором, который может упростить поиск, подсказать плюсы и минусы разных источников, дать обратную связь.

Со временем изменится и традиционная классно-урочная система, отмечает методист кафедры словесности Хорошколы Инна Торботряс в том же материале. Прежний формат хорошо подходил для системы, которую Маргарет Мид называла постфигуративной. Но в нынешних условиях востребовано более горизонтальное взаимодействие. По мнению эксперта, обучение должно перейти в формат свободной групповой работы, когда группа собирается для работы над определенным проектом. Этот подход не делает детей заложниками общего процесса и таким образом дает им возможность выбора.

Может измениться и сама предметная система. Сегодня ей составляют конкуренцию и другие подходы. Один из них – экосистемный. Во многих европейских школах детей не учат отдельно химии, физике, биологии и географии. Есть предмет Science, в рамках которого дети знакомятся с базовыми понятиями, ставят эксперименты и делают проекты, а педагог помогает понять, что интересно каждому. И если ребенок решает углубляться в одну сферу, для него составляют отдельный трек.

Учитель может выступать в разных ролях – как навигатор, который помогает нащупать сильные стороны ребенка; как дизайнер образовательного процесса, который отвечает за создание творческой среды (например, через игру показывает, как работают законы, парламент, как управляют городом); как эксперт по созданию уникального контента – скажем, с помощью своей страницы в соцсетях или канала объяснять сложные темы, вовлекать в создание контента самих учеников.

В целом, по мнению экспертов, граница между временем в школе и вне ее будет размываться. Но учитель как авторитетная фигура в любом случае не исчезнет. Инна Торботряс отмечает, что постоянные потоки информации, в которых варятся дети, не способствуют формированию системного мышления. Это один из главных вызовов современности – научить ребенка оценивать, что ему нужно, какой информации можно доверять и что с ней можно делать. И с этим может справиться только педагог.

Школы завтрашнего дня: как и чему в них учат

Еще один растущий тренд – создание альтернативных школ, которые отличаются от традиционных примерно как другие планеты от нашей Земли. В них может вовсе не быть таких знакомых нам определяющих признаков школы, как уроки, классы, оценки и домашние задания. Зато есть именно то, что ожидают увидеть теоретики новых моделей образования, – свобода, горизонтальное взаимодействие и творчество.

Еще в 2014 году глава Tesla и SpaceX (а с недавних пор владелец Twitter) Илон Маск открыл школу Ad Astra. Школа расположена прямо в кампусе компании SpaceX – сначала там обучались только дети сотрудников компании, но затем прием был расширен. Попасть туда можно было с 13 лет, но только после собеседования, на котором требовалось заполнить анкету и предложить пример проекта, которым будущий ученик хотел бы заниматься.

Проект должен быть оригинальным и перспективным – с возможностью реализации. А во вступительной анкете, например, могли предложить ситуацию, приближенную к реальной (скажем, глобальная экокатастрофа), и попросить кандидата поразмышлять на основе вводных, почему она случилась и как можно было ее избежать. Те, кто не прошел отбор, могут присоединиться к учебному процессу из дома.

Сегодня школа существует в онлайн-формате – она называется AstraNova. Детям не ставят оценок (Маск считает их не­эффективными), но начисляют баллы за реализованные идеи (почти как в Хогвартсе). А задачи, как и во вступительных тестах, совсем не отвлеченные. Маск и другие идеологи его проекта (в частности, Джошуа Дон, создатель образовательной платформы Synthetis) уверены: школа должна быть симуляцией мира.

Другой пример – сеть из девяти независимых школ Summit в Сан-Франциско и Вашингтоне, которые объединяют персонализированное обучение с использованием новых технологий. Она скорее напоминает современную библиотеку или центр досуга, совмещенный с коворкингом. Основную часть времени ученики занимаются в воркшопах, причем у каждого есть индивидуальный образовательный план, а учителя выполняют роль инструкторов, помогая студентам интерпретировать свои успехи и неудачи.

Все ученики пользуются специальной цифровой платформой, где могут следить за своим прогрессом, самостоятельно регулировать нагрузку и выбирать учебные материалы – например подключать презентации, видео или тексты. В расписании также есть часы для группового обсуждения результатов и планов на будущее. Школы Summit стабильно получают высокий средний балл в рамках Индекса академической успеваемости – 826 (для того чтобы считаться успешной, школа должна набрать не менее 800).

А вот пример школы, где все обучение происходит онлайн, – Prisma. В ней обучение состоит из 6-недельных «циклов», в течение которых дети постигают выбранную тему. Причем она обязательно имеет отношение к реальному миру. Например, это может быть создание бизнеса, изобретательство или проектирование города будущего. Ученики объединены в когорты – группы для сотрудничества, общения и обучения. За успехом каждого ученика следит коуч (он работает параллельно с 20 детьми), который заботится не только об успехах, но и о его эмоциональном состоянии.

В России один из примеров использования новой модели «перевернутого класса» – школа «Точка будущего» в Иркутске. «Перевернутый класс» – это метод, при котором основные материалы дети осваивают вне урока, а на самом уроке проводят практические исследования, обсуждают результаты и сложности с учителем. При этом ученики могут сами выбрать педагога, который станет курировать их и помогать. Как объясняет методист Ольга Ефремова в интервью журналу «Нож», таким способом ученикам прививают ответственность за результаты обучения.

В московской «Европейской гимназии» действует критериальная система оценки. Например, обучение языку разбивается на отдельные критерии – восприятие на слух, устная речь, письменная речь и прочее. Причем помимо отдельных баллов за каждый критерий ученик получает обратную связь – что это значит и как можно улучшить эти показатели. Школа придерживается «бирюзовой» модели управления, каждый учитель пользуется большой свободой в выборе того, как учить (в рамках ФГОСа) и на что тратить школьные деньги.

Большинство этих проектов так или иначе объединяет одно – уход от линейной, вертикальной системы преподавания и освоения материала. В центре оказывается сам ребенок – его интересы, его личность, его собственные потребности. Смогут ли учебные успехи превратиться в нечто большее, а опыт спасения виртуальных городов от катастроф помочь в управлении реальными городами, покажет время. Но очевидно, что чем больше альтернатив, тем больше возможностей наблюдать и сравнивать.


Источник: WEALTH Navigator