Избежать дефолта


В конце прошлого года наступила активная фаза дефолтов российских компаний. Сейчас их число продолжает расти. Евгений Козеренко предупреждает о пике банкротств в середине 2016 года и предлагает бизнесменам алгоритм работы с кредиторами.

04.02.2016




Ekozerenko_chosen
Евгений Козеренко

Руководитель корпоративного блока Промсвязьбанка

Макроэкономика – важнейшая (но далеко не единственная) причина тех трудностей, с которыми никак не могут справиться российские заемщики. К сожалению, выводы из прошлых потрясений некоторые клиенты так и не сделали.

Например, ряд предпринимателей собирают в пул кредиторов больше 10–15 банков. Каков наиболее вероятный сценарий в таком случае? К сожалению, если у компании возникают трудности, такому количеству банков практически невозможно договориться между собой: у каждого из них своя стратегия и разные ситуации с ликвидностью и капиталом. Практика показывает, что, в зависимости от масштаба и уровня бизнеса компании, более целесообразно выстраивать отношения с несколькими стратегическими партнерами. Обычно это два-три.

Предприниматели нередко совершают еще одну ошибку: финансируют инвестиционные проекты краткосрочными займами. Неудивительно, что часто это приводит к кризису ликвидности, – вам надо погашать долг, ресурсы исчерпаны, а другие банки не готовы его рефинан­сировать.

Также мы видим острый дефицит квалифицированного финансового менеджмента в бизнес-среде. Финансово-экономическая ситуация усложняется, что требует больших компетенций, а у многих компаний их, к сожалению, не всегда хватает.

Простой алгоритм

Если топ-менеджмент или владелец бизнеса понимает, что впереди трудные времена, то не стоит дожидаться преддефолтного состояния. Банкир – как доктор. Лучше сразу идти к основным кредиторам, чтобы рассказать о надвигающихся сложностях и вместе отработать механизм восстановления. Вариант развития событий, при котором существенные события в жизни одного партнера станут сюрпризом для другого, не выгоден в итоге никому.

Дефолт клиента – удар по финансовому результату банка, поэтому никто не заинтересован в банкротстве своего заемщика. Наоборот, при малейшей возможности большинство банков будет договариваться и до последнего бороться за спасение бизнеса. Главное, чтобы бизнес клиента отвечал двум критериям. Во-первых, у бизнеса должна быть перспектива, он должен быть жизнеспособен. Во-вторых, поведение клиента должно быть добросовестным.
Менеджмент и собственники бизнеса должны понимать, что в преддефолтном состоянии они оказываются, как правило, из-за комплекса причин. И обычно такая ситуация не «лечится» банальной пролонгацией кредитов, которая лишь ненадолго снимает острые симптомы. Нара­щивание долга тоже далеко не всегда влечет за собой улучшение финансового состояния. Увы, зачастую бывает ровно наоборот.

Дополнительные ресурсы прежде всего надо искать внутри бизнеса: повышать его эффективность, сокращать издержки, продавать непрофильные активы. Если дело в ошибках менеджмента, стоит понять, достаточно ли у него квалификации или необходимы реструктуризация и организационные изменения. Если проблема в построении цепочки поставок, то решать надо и эту проблему – и так далее.

Крайне важно, чтобы помимо желания реструктурировать долги у бизнеса была комплексная антикризисная программа с подробной картой рисков: и тех, что уже реализовались, и тех, что могут возникнуть в ближайшее время. Причем по каждому из них должен быть свой набор действий, минимизирующих неблагоприятный эффект. При такой подготовке шансы компании на исправление ситуации и переход в нормальное, дееспособное состояние возрастают в разы.

Некоторые клиенты сразу приходят в банк с детально проработанными бизнес-планом и антикризисной программой. Однако опыта и ресурсов для такой работы хватает не всем, и в такой ситуации мы тоже готовы помочь. Кроме того, банк, мажоритарный кредитор бизнеса, как правило, берет на себя функцию координатора процесса и выстраивает договор о реструктуризации с другими финансовыми институтами.

Крайняя мера

В 2015 году банки подали на 30% больше исков о банкротстве юридических лиц, чем в прошлом, и нарастающий тренд пока не переломлен. Как правило, банкротство – последний шаг. Кредиторы идут на эту процедуру, когда у бизнеса уже не остается никаких перспектив или когда заемщик начинает вести себя недобросовестно, а все другие способы защиты исчерпаны.

Банк предпочитает работать только с теми компаниями, которые ведут понятный бизнес и умеют выстраивать с кредитором доверительные отношения. Если же клиент пытается вывести деньги из бизнеса, скрыть существенную информацию или производит любые другие действия, так или иначе ущемляющие положение кредиторов, то это как минимум ухудшает атмосферу и усложняет достижение новых договоренностей, а как максимум – приводит к активному противостоянию. Когда мы замечаем, что клиент преследует только свои корыстные интересы, шансов договориться с ним обычно не остается.

К сожалению, такое поведение в последнее время встречается среди клиентов все чаще. Безусловно, на это влияет и общий не сильно оптимистичный прогноз по экономическому росту. Многие на этом фоне начинают поступать недальновидно. Однако самое разумное – принять новую реальность, научиться жить в новых условиях и, несмотря ни на что, попытаться найти перспективы для своего бизнеса. 

Атлас



04.02.2016

Источник: SPEAR'S Russia #12(54)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз