Искусство инвестирования


Чем покупка произведений искусства отличается от вложений в другие активы? Как ориентироваться в широком спектре стилей и направлений? Можно ли положиться на интуицию при выборе полюбившихся авторов для личной и корпоративной коллекций? На эти и другие вопросы отвечает Дина Гурарий.

16.03.2012






Дина Гурарий – директор
художественной галереи «Арт-Яр».

Арт-рынок России находится на стадии формирования, и очень немногие его представители имеют опыт продажи на мировых аукци­онах. Кроме того, попытки составить официальные рейтинги современных авторов не увенчались успехом, так как мнение составителей оказалось предвзятым и никоим образом не основанным на статистике реальных продаж. Тем не менее на ведущих художников формируется вполне стабильный тренд. Впрочем, в отношении перспективности вложений ситуация динамично меняется, подчас становится непредсказуемой. Необходимо обладать искусствоведческим образованием, большим опытом продаж, чтобы не ошибиться в прогнозах. Кроме того, нужно беспрестанно следить за мировыми рынками и правильно представлять тенденции развития интересов к тому или иному направлению в живописи, графике, скульптуре или декоративно-прикладном искусстве. Так, сообщество ведущих галеристов и арт-дилеров, по сути, формирует рынок, продвигая художников, причем все участники процесса активно взаимодействуют между собой. В этом выгодном для всех сотрудничестве закладывается фундамент строительства отечественного рынка искусства.

К счастью, для частного коллекционера нет необходимости проводить маркетинговые исследования самостоятельно. Вместо этого следует обратиться за консультацией к тем специалистам, которые не только изучают арт-рынок, но и активно влияют на его развитие.

Несмотря на расхожее мнение о том, что лишь антикварное искусство обладает явным преимуществом в плане ликвидности, инвестирование в «классическое» искусство с долгой историей таит в себе немало опасностей. Не секрет, например, что больше половины произведений старых мастеров, предлагаемых на продажу, являются подделкой. Создание контрафактов – целая отрасль криминальной деятельности. Увы, но иногда недобросовестные антиквары сознательно сбывают доверчивым клиентам поддельный товар: такие продавцы хорошо знают, как на самом деле создавались эти «шедевры» и как получались липовые сведения о подлинности. Для большей убедительности мошенники иногда даже вкладывают средства в издание каталогов, в выставки в престижных музеях и выставочных залах. Таким образом создается легенда, некая история смены собственников, и в итоге покупатель становится жертвой мошенничества на доверии. Да и как можно не доверять, когда продавец выглядит солидно, предоставляет гарантии подлинности и авторитетную атрибуцию? Однако горькое разочарование приходит, когда счастливый обладатель решает расстаться со своим приобретением… Но сделать уже ничего нельзя. Пожалуй, не стоит и говорить о том, насколько крупные суммы подвергаются рискам при сделках с антиквариатом.


Продвинутые коллекционеры и специалисты арт-рынка не относятся к инвестированию как к лотерее. А высшим пилотажем считается покупка работ неизвестного автора, его продвижение на рынке и повышение рейтинга. В этом и заключается суть работы настоящего, профессионального галериста

Что касается современного искусства, уровень риска здесь по определению ниже, причем в разы: суммы сделок несоизмеримо меньше, а состояние полотен современной живописи в большинстве случаев намного лучше, чем у старых, нуждающихся в реставрации картин. Такие работы, если они пришлись по душе, станут украшением дома или офиса, предметом гордости и престижа. Чаще всего именно за этим люди и приобретают современное искусство, и любимые картины становятся неотъемлемой частью среды обитания – хранятся как реликвии, передаются по наследству. А в случае если жизнь заставит в поисках денег вновь посмотреть на предметы искусства как на товар, их можно продать с хорошей прибылью. Если, конечно, в свое время был правильно выбран объект сделки. Казалось бы, кто может знать заранее, как изменится цена того или иного автора? На самом деле профессиональный глаз сразу видит, во что безопасно вкладывать средства, – продвинутые коллекционеры и специалисты арт-рынка не относятся к инвестированию как к лотерее. А высшим пилотажем считается покупка работ неизвестного автора, его продвижение на рынке и повышение рейтинга. В этом и заключается суть работы настоящего, профессионального галериста.

Галерея «Арт-Яр» вкладывает немалые средства в раскрутку своих постоянных авторов и через выставки и публикации стимулирует рост цен при продажах. Также нередки случаи, когда клиенты, купившие картину в галерее, через некоторое время отдают ее обратно на реализацию. Мы с гордостью отмечаем, что уже перепродали многие работы по несколько раз с неизменным увеличением цены.

Кроме своих постоянных авторов, галерея пери­одически открывает новые имена. Размещенные на афишах галерейных выставок, они приобретают больший вес не только в культурном, но и в финансовом аспекте. А те художники, которые успешно проходят испытание рынком и временем, становятся известными и дорогими авторами.


Больше половины произведений старых мастеров, предлагаемых на продажу, являются подделкой. Создание контрафактов – целая отрасль криминальной деятельности. Увы, но иногда недобросовестные антиквары сознательно сбывают доверчивым клиентам поддельный товар: такие продавцы хорошо знают, как на самом деле создавались эти «шедевры»

Однако деятельность галереи не всеобъемлющая, и к ней применимы стандартные правила разумного инвестирования. В этой связи отметим, что основной акцент делается на реалистические традиции русской живописной школы как на наиболее перспективный актив. В современном преломлении этого направления живет импрессионистический реализм Бато Дугаржапова; эмоциональная пейзажная, портретная и жанровая живопись Ильи Даньшина развивает достижения английского художника XIX века Уильяма Тернера и великих русских живописцев; творчество Гарри Гордона поражает воображение своей драматичностью, схожестью автобио­графичных и вселенских тем одновременно; Наталья Родионовская выплескивает на холст крик души, восторженное отношение к прекрасной и удивительной реальности. При этом результат достигается совершенно необыкновенными, нестандартными средствами. Каждый из авторов для галереи «не каждый» – все они требуют индивидуального подхода и особой программы продвижения.

В рамках сотрудничества с ВТБ24 Private Banking галерея «Арт-Яр» демонстрирует посетителям премиальных офисов банка произведения выдающихся художников современности, и любая новая выставка – бесплатный совет для начинающих или опытных собирателей. Галерея с ответственностью дает рекомендации для инвестиций в предлагаемые картины. Приятно, что многие клиенты уже являются коллекционерами, и имена Михаила Абакумова, Олега Иващенко, Кима Бритова, Дмитрия Яровова знакомы образованной и интересующейся публике. Всякий раз, меняя экспозицию, мы читаем искусствоведческие лекции для сотрудников банка, рассказывая о творчестве каждого автора и о художественном контексте эпохи. Благодаря подобному взаимовыгодному сотрудничеству галереи и банка такое непростое направление, как art-banking, становится ближе к целевой аудитории не только физически, но и понятийно.



16.03.2012

Комментарии (2)

Chiaki 27.06.2012 14:29

This information is off the hzoiol!

Hedgehog 20.03.2012 12:40

Дина, спасибо, познавательно! Интересно было бы узнать о прогнозной доходности по вашим картинам.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз