IPO – не панацея

Почему первичное размещение не всегда гарантия успеха


На рынке IPO-бум. Еще не публичные компании в погоне за деньгами инвесторов и высокими оценками выходят на фондовые площадки. Но оценки не всегда справедливы, и участие в IPO может лишить инвестора дополнительной премии, утверждают Кирилл Терещенко и Никита Войченко.

21.12.2021





IPO – важная веха в эволюции любой крупной компании. Мягкая монетарная политика, рост рынков, появление огромного пласта ретейл-инвесторов и новых решений в части опций размещений – все это привело к взрывной активности на рынке IPO.

1. Текущее положение на рынке IPO

2020 и 2021 годы стали рекордными с точки зрения объемов размещений на глобальных рынках. По данным PwС, за неполных два года количество компаний, вышедших на фондовые рынки, превысило 3,2 тыс., а их суммарная оценка на момент размещения составляла $3,2 трлн. Такие цифры могут объясняться не только ростом количества компаний, желающих стать публичными, но и средней стоимостью размещений (см. график «2021 год уже стал рекордным по числу IPO»).

Graf_1

Ответ на вопрос, почему активность так выросла, относительно прост: мягкая монетарная политика и дешевые деньги. Однако в этом же ответе кроется и основная опасность для инвестора. К примеру, непубличная компания Х, ориентируясь на высокие рыночные мультипликаторы, принимает решение о выходе на IPO. Поэтому компания Х может запросить схожую рыночную оценку, которая может оказаться несправедливой с фундаментальной точки зрения.

Высокие мультипликаторы, как правило, отражают ожидания инвесторов о повышенных прогнозируемых темпах роста компании. Однако нынешние реалии скорее отражают переизбыток ликвидности на рынках, а не фундаментальные предпосылки роста бизнеса Х. На этом фоне инвесторы, не обладая полной информацией, могут неверно подходить к оценке привлекательности компании Х и принять участие в IPO по завышенным ценовым уровням.

Завышенные оценки могут приводить к тому, что в первые дни после старта торгов динамика стоимости акций может оказаться не в пользу инвесторов: по статистике Nasdaq, с 2008 по 2020 год включительно около 31% IPO открывались ниже или на уровне цены размещения.

2. SPAC и его возможности

Одной из горячих тем рынков в последние два года стал выход компаний на биржу через сделки SPAC. В 2021 году на такие сделки пришлось 63% общего количества первичных размещений, которые были проведены в США, а объем привлеченных средств в ходе размещения SPAC превысил $145 млрд.

Graf_2

При этом указанная тема довольно спорная. Противники участия в подобных размещениях указывают на тот факт, что большая часть SPAC демонстрирует негативную динамику сразу после выхода на биржу. Однако учитывая популярность сделок SPAC и объем денежных средств, которые участвуют в них, не брать их в расчет просто невозможно. Что привело к резкому росту популярности SPAC? В чем их преимущества и недостатки относительно традиционных размещений, а также могут ли они быть интересны частному инвестору?

Пара слов, о том, что такое SPAC. Само понятие известно рынку довольно давно, ранее к подобным компаниям применялся термин «пустая чековая компания» (blank check company), который во многом отражал суть проводимой сделки. Все начинается с того, что группа инвесторов создает компанию для привлечения средств других инвесторов. Созданный SPAC выходит на биржу, параллельно занимаясь поиском целевой компании для поглощения. Инвесторы, купившие акции SPAC, по сути, приобретают кота в мешке, т. к. целевая компания определяется после размещения в срок до двух лет. Акции SPAC предоставляют держателям права, в том числе право голоса и право на погашение.

Право на погашение дает возможность решить, хотят ли они участвовать в сделке по слиянию с целевой компанией, которую выбрали основатели SPAC. В том случае если не хотят, им дается право погасить эти акции по начальной цене плюс определенный заранее процент за период держания.

SPAC размещения были одной из основных тем рынка в 2020 и 2021 годах. Из-за объемов привлекаемых средств на них обращали внимание все больше и больше инвесторов. Некоторые хайповые истории генерировали инвесторам доходности более 100% (QuantumScape в моменте давал +1210%, Virgin Galactic рос на +300%).

Теперь посмотрим на SPAC, которые только недавно разместились на бирже и еще не успели объявить о намерениях поглотить ту или иную компанию.

Graf_3

Лишь трем компаниям удалось сгенерировать доходность на уровне более 15% с начала своего размещения. Биржевой фонд, отслеживающий динамику SPAC компаний, с 1 ноября 2020 года сгенерировал отрицательную доходность на уровне 3,94%. Сопоставимая доходность S&P500 с начала 2020 года составила 50%.

Выходит, что отдельные SPAC, которые были у всех на слуху (например, вышеуказанные Quantum Scape и Virgin Galactiс), действительно принесли инвесторам уровни доходности, значительно опережающие широкий рынок.

Однако зачастую ажиотаж вокруг них был вызван известным искажением, которое называется «ошибка выжившего». Его суть в том, что людям запоминается только история громкого успеха и забывается большое количество провалов. Участие в размещениях через сделки SPAC может быть привлекательным, но для этого требуется тщательный анализ.

3. Российский рынок IPO также переживает свой бум

Однако, как показывает статистика, за последние два года в среднем российские новые размещения на горизонте первых 30 и 60 дней уступили индексу MOEX 4% и 1%. Некоторые истории, как Совкомфлот или «Самолет», в первые 60 дней после размещения проиграли рынку 16% и 21% соответственно. Причем зачастую просадки по отдельным бумагам могли достигать более 20%: например, Fix Price уходил ниже цены размещения на 24%.

Таким образом, не считая некоторых исключений, как правило, в первое время после российских IPO у инвесторов также может открыться возможность зайти в акции ниже цены размещения.

Tab.jpg

Более того, российский рынок относительно узкий, и здесь каждое размещение – большое событие, которое привлекает дополнительное внимание инвесторов. Отрицательная динамика акций компаний, вышедших на IPO в последние два года, может в том числе объясняться именно чрезмерным вниманием инвесторов к размещению в течение периода маркетинга.

Выводы
  • «Хайповые» размещения с переподписками книги на фоне высоких мультипликаторов далеко не всегда означают, что инвестор, участвуя в IPO, ухватывается за самое лучшее предложение на рынке. Довольно часто рынок дает возможность зайти в компании по более низким котировкам.
  • С другой стороны, если отталкиваться от фундаментальной привлекательности размещаемой компании, то локальные просадки не должны смущать инвесторов, которые ищут не спекулятивные истории, а нацелены на долгосрочный рост.
  • Каждое отдельное IPO требует детальной проработки и анализа, не стоит поддаваться стадному чувству.

Кирилл Терещенко, инвестиционный советник, Sber Private Banking
Сферы профессиональных интересов: рынок акций в сфере зеленой энергетики, «новой экономики», IT-сектор


Никита Войченко, специалист по инвестиционным продуктам, Sber Private Banking
Сферы профессиональных интересов: рынок акций в сфере IT и «новой экономики», ответственное инвестирование



21.12.2021

Источник: РБК Pro


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





Вселенная с приставкой «мета»


Img_5365
 

Метавселенная – слово и феномен, возникший в поле зрения, в жизни современного человека не так давно. Как все грандиозное, это продукт столкновения нескольких сущностей. С одной стороны, невероятного технологического прогресса последних лет, в базе которого блокчейн и интернет нового поколения Web 3.0. С другой – всего человеческого в каждом из нас: стремления вести социальную жизнь и общаться, желания развлекаться, получать удовольствие в игре. Ведь у взрослых, как у детей, те же игрушки, только дороже, а с некоторых пор еще и гораздо более технологичные. Постепенное «переселение» современного человека из реального мира в виртуальный не новость, но с появлением полноценных метавселенных может перестать быть просто фигурой речи. Пока это больше красивый, но довольно абстрактный концепт, который еще только предстоит наполнить реальным технологическим содержанием. Однако за дело уже берутся мировые техногиганты, «внезапно» разглядевшие в метавселенных новый мегатренд и мегавозможность «длиною в жизнь» для своего бизнеса. Работы хватит всем. Свою часть из нее предстоит сделать Inanomo – компании, которая развивает одноименную интегрированную криптовалютную технологическую платформу, предназначенную для хранения, обмена и инвестиций в фиатных деньгах и криптовалютах. Осенью прошлого года на страницах WEALTH Navigator в рамках совместного редакционного проекта мы рассказали о запуске на площадке Inanomo крипто-игрового направления. Его логическим развитием на платформе станет новый продукт – технологическая платформа для разработчиков метавселенных. По сути – метавселенная для метавселенных. О том, как это устроено и почему запуск нового продукта даст новый толчок развитию всей инфраструктуры Inanomo, рассказывает ее основатель и генеральный директор Кирилл Садилов.