Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/ip-sekyuritizatsiya-instruktsiya-po-primeneniyu
Дата публикации 20.10.2011
Текст: Александр Бакаев
Рубрики: Альтернативные инвестиции
Напечатать страницу


IP-секьюритизация: инструкция по применению


Благодаря чему такие «неповоротливые» инструменты, как патенты, лицензии и торговые марки, становятся ликвидными? Александр Бакаев считает, что нашел ответ на этот вопрос.

Руководители «Формулы-1» первыми догадались, что можно зарабатывать деньги, секьюритизировав свои права на телетрансляции


Один из способов получить доход от IP – секьюритизация, то есть выпуск обеспеченных ею ценных бумаг.

Подобная практика обычно распространяется на ипотечные кредиты и другие долговые инструменты, однако в 1997 году известный певец Дэвид Боуи стал одним из первопроходцев, начавших применять ее в сфере нематериальных активов, выпустив так называемые «бонды Боуи». Эти бумаги были обеспечены роялти, поступавшими от продаж его музыки, и покупатель на них нашелся весьма солидный – Prudential Insurance Company, потратившая на приобретение 55 млн долларов. Впоследствии примеру Боуи последовал ряд не менее известных музыкантов, включая Джеймса Брауна и Isley Brothers.

Секьюритизации подвергались и спортивные активы. Так, в 1998 году впервые в Европе в качестве обеспечения для эмиссии бумаг были использованы права на телевизионные трансляции, и пионером в этом деле стала серия королевских гонок «Формула-1». К выпуску бондов прибегали и известные футбольные клубы, в числе которых «Лацио», «Фи­орентина» и «Челси». В таких случаях бумаги обычно базируются на доходах от продажи билетов и клубной атрибутики, однако с куда более широким размахом к подобной практике подходят по ту сторону Атлантики, где трансакции зачастую совершаются еще до завершения строительства стадиона.

Семь раз отмерь

С точки зрения инвестора, IP-обес­печение позволяет дистанцироваться от операционных рисков, а также принять непосредственное участие в финансировании какой-либо конкретной сферы. Венчурному капиталисту секьюритизация дает возможность получить более быстрый доход, чем от вливаний в сам бизнес через IPO или другие виды трансакций. К тому же многие скорее предпочли бы вкладывать в группу технологий, нежели в группу компаний, и эмиссия ценных бумаг предоставляет им такой шанс.

Процесс начинается с выявления собственности, от которой ожидается стабильный поток отчислений. Затем в дело вступает финансирующая сторона, выплачивающая владельцу некоторую часть прогнозируемой стоимости актива и получающая право на регулярные выплаты роялти. Проведя ряд подобных сделок, финансирующая сторона группирует эти активы в диверсифицированные пулы и ищет инвесторов, впоследствии покупающих в них доли.

Для успешного выпуска обеспеченных бумаг необходимо, чтобы денежные поступления от интеллектуальной собственности покрывали потенциальные риски. Инвесторы обычно рассматривают такие бумаги как корпоративные бонды, ожидая от них прогнозируемого дохода, но при этом не владеют обеспечивающими активами.

Однако для удачной секьюритизации недостаточно лишь грамотно оценить собственность: также требуется наличие SPV и инвестиционного рейтинга. Все участвующие в процессе стороны при этом должны соблюдать осторожность и учитывать возможные риски. Критически важно, чтобы проектная компания была защищена от банкротства родительской структуры, а для этого необходимо, чтобы секьюритизируемые активы четко переписывались на нее.

Кроме того, ей нужно получить кредитный рейтинг от независимого агентства – к примеру, от таких мастодонтов, как Standard & Poor’s, Fitch или Moody’s. Инвестор же должен убедиться, что SPV действительно независима от основного бизнеса и обладает высоким рейтингом – в этом случае шансы на успех многократно возрастают.

Такие агентства, как Moody’s, оценивают патентные ценные бумаги по следующим категориям риска: маркетинговый потенциал технологии, ее жизнеспособность, риск по выплатам, риск, связанный с обслуживанием активов, и юридический риск. Роялти от музыкальных продаж оцениваются по критериям кредитного качества, структурного распределения денежного потока, а в ситуации с поступлениями от кинопроката дополнительно проводится фундаментальный анализ студии-производителя и прокатных показателей фильма.

Другим объектом секьюритизации становятся торговые марки, которые монетизируются путем извлечения дохода от лицензирования брендов и логотипов. Большинство трансакций в этой области относятся к рынку одежды.

Анализ кредитного качества в таких случаях учитывает исторический аспект: оцениваются поступавшие ранее потоки роялти и способность эмитента успешно управлять брендами, прогрессируя в бизнесе. Последний момент подразумевает опыт отношений с квалифицированными лицензиатами и проведения эффективных маркетинговых кампаний, направленных на поддержание релевантности торговых марок для целевых групп покупателей.

Существует еще несколько вопросов, на которые было бы неплохо получить ответы перед вложением средств, и первый из них – кто действительно владеет активом? Есть шанс, что собственность принадлежит ряду физических или юридических лиц и несогласование трансакции с третьей стороной может обернуться плачевно.

Второй вопрос: какие есть гарантии того, что приобретаемые бумаги не обесценятся с течением времени? Новые веяния, особенно в области технологий, грозят довольно быстро сделать секьюритизированные патенты достоянием истории. Нельзя оставлять без внимания и такой момент, как наличие у собственника прав на выдачу лицензий кому-то еще, что в перспективе грозит отразиться на функциональных характеристиках и стоимости активов. Помимо этого, обеспечение бывает привязано к другим объектам интеллектуальной собственности, которые, вероятно, понадобятся для его эффективного использования или могут потенциально влиять на него каким-либо другим образом. Все это также необходимо выяснить.

Бег с препятствиями

При всех своих плюсах секьюритизация IP часто сталкивается с проблемами локального характера, периодически натыкаясь на жесткую руку закона, который варьируется от страны к стране, а иногда даже от региона к региону (как в американских штатах). Скажем, в Китае и Гонконге секьюритизация патентов разрешена, а торговых марок – нет. А значит, прежде чем инвестировать, всегда следует убедиться, что на пути к этому нет законодательных преград.

Немаловажное обстоятельство, таящее в себе угрозу для перспектив IP-секьюритизации в музыкальной и киноиндустрии, – пиратство. С развитием Интернета эта проблема вышла на новый уровень и продолжает жестко ограничивать денежные потоки. Некоторые игроки действуют по принципу «не можешь победить – возглавь» и пытаются использовать преимущества современных технологий. Наиболее ярким примером реализации такой стратегии является интернет-магазин iTunes, который в феврале прошлого года преодолел отметку в 10 млрд проданных композиций. Во многих странах осознали опасность, исходящую от пиратства, и принимают различные меры по борьбе с ним, но о том, что пиратство полностью побеждено, говорить преждевременно.

Если же вы решили вкладывать в фармацевтику, то и здесь есть свои подвод­ные камни: истечение срока действия патентов на лекарства, их отзыв с рынка, постоянно изменяемое законодательство, конкуренция с дженериками – все это может оказаться существенным лимитирующим фактором. Однако специалист по операциям с ценными бумагами, обеспеченными активами, Джей Эйсбрук в своей работе Building and enforcing intellectual property value («Формирование и извлечение стоимости интеллектуальной собственности») пишет, что фармацевтические патенты лучше приспособлены для секьюритизации, нежели патенты других сфер. Основной причиной этого он называет высокие барьеры, которые необходимо преодолеть для выхода на рынок. Сюда входят длительный процесс разработки препаратов и не менее длительное ожидание «зеленого света» со стороны регуляторов, что, как правило, отсеивает многих конкурентов еще на начальной стадии, делая риск устаревания патентов относительно невысоким по сравнению с другими индустриями и, соответственно, снижая волатильность будущего потока выплат.

Бумажный Франкенштейн

От инвестирования в бумаги, обеспеченные IP, можно получить дополнительную выгоду, если торговать ими на вторичном рынке как облигациями и другими финансовыми инструментами. Они наравне с самими нематериальными активами также годятся для применения в качестве залога и для осуществления разного рода финансовых вливаний. На балансе подобные бумаги учитываются иначе, чем поступления роялти. И хотя и те и другие записываются как активы, размер роялти обычно равен их себестоимости, а размер обеспеченных бумаг варьируется в зависимости от динамики соответствующих спроса и предложения.

Вторичному рынку еще предстоит крепко встать на ноги, однако стоит ли игра свеч? Финансисты уже однажды создали себе «чудовище Франкенштейна», запустив конвейер секьюритизации ипотечных кредитов. Как мы знаем, в 2008 году монстр одним ударом поставил на колени банковскую систему, отплатив тем самым за свою переоценку. Судя по всему, сейчас бумаги готовы обеспечивать чем угодно – вопрос лишь в том, как грамотно это взвесить. Но в погоне за новыми источниками дохода эмитентов и инвесторов могут поджидать самые разные сюрпризы, и вовсе не факт, что они будут приятными.


Источник: SPEAR’S Russia