Инвестиции в искусство: стратегия и тактика


Хотите снизить волатильность своего портфеля, увеличить прибыль на инвестицию или захеджироваться против инфляции? Вкладывайте в искусство, продвигайте его и участвуйте в выставках. Многие UHNWI именно так и делают.

28.05.2010




искусство, арт


В начале мая мы стали свидетелями того, как в Нью-Йорке с аукциона Christie’s за 106,5 млн долларов был продан женский портрет работы Пабло Пикассо «Обнаженная на фоне зеленых листьев и бюста», ставший таким образом самой дорогой живописной работой, когда-либо реализованной с аукционных торгов. По мере того, как инвесторы все меньше волнуются о проблемах, связанных с нынешним финансовым кризисом, но все больше обеспокоены тем, как обезопасить свои капиталы от инфляции, набирающей силу из-за роста расходов и долгов мировых правительств, они все чаще обращаются к рынку искусства. Здесь можно найти способы вложения своих средств на тактическую и стратегическую перспективу.

Как ожидается, в 2010 году инвесторы будут все активнее изучать возможность включения реальных активов, таких как предметы искусства, в свои инвестиционные портфели в рамках оппортунистических, а также средне- и долгосрочных стратегий. Несмотря на то, что многие профессиональные участники инвестиционного сообщества разделяют мнение о том, что вложения в реальные активы помогают лучше диверсифицировать портфель, до сих пор существует удивительно мало исследований о том, как инвестировать на этом рынке наиболее рационально.

Искусство, если правильно к этому подходить, может помочь инвестору создать наиболее оптимальную стратегию для решения своих специфических финансовых и инвестиционных задач.

Диверсификация портфеля

Значительная часть дохода, полученная ультраобеспеченными инвесторами в последние годы, стала результатом стратегической диверсификации их портфелей по широкому спектру классов активов.

Все чаще опытные инвесторы стремятся обезопасить себя от убытков с помощью более выраженной диверсификации своих портфелей через вложения в искусство в рамках различных – традиционных и новых – стратегий. Также как и золото, искусство классифицируется как «реальный актив», зарекомендовавший себя в качестве естественного хеджа против инфляции.

Помимо этого, в последнее время мы наблюдали появление нескольких новых фондов, инвестирующих в искусство, а также увеличение числа специализированных частных инвестиционных клубов, предназначенных для обеспеченных людей, которые хотели бы вложить часть своего богатства в отдельные тщательно отобранные сектора арт-рынка, рассматривая его в качестве «тихой гавани».

Стратегическое управление

Искусству все чаще отводится небольшая часть портфелей богатых инвесторов, которые стремятся поместить часть своих средств в альтернативных активах. В этой области обращают на себя две новые стратегии. Первая рассчитана на то, чтобы скопировать действия ведущих мировых коллекционеров, которые, как правило, специализируются на каких-то отдельных секторах более широкого арт-рынка. В свою очередь, коллекционеры, придерживающиеся секторальных инвестиционных стратегий, хотят добиться средне- и долгосрочного прироста стоимости своих вложений с помощью активного управления портфелем искусства, который максимально широко диверсифицирован по хорошо сформированным секторам арт-рынка, таким как старые мастера, импрессионисты, модерн, современное искусство.

Этим секторам отдается предпочтение благодаря обширной и развитой базе коллекционеров, независимому поведению рынка (включая динамику цен и волатильность), а также длительной истории торговых сделок, что делает его очень предсказуемым. Второй стратегии отдают предпочтение ведущие арт-дилеры и аукционные дома, которые с успехом находят финансовые сделки и возможности для прямых инвестиций в искусство, способные обеспечить хорошую прибыль на более коротком временном отрезке. Торговые операции такого рода могут рассматриваться в качестве более рисковых, но потенциально более прибыльных стратегий, и часто включают в себя спекулятивные операции, подразумевающие покупку и продажу художественных работ на коротком отрезке времени с целью получения быстрой прибыли.

Секторальное размещение

Чрезвычайно важным фактором успеха любого коллекционера является его или ее способность находить привлекательные инвестиционные возможности на приемлемых условиях. После того, как такая возможность найдена, она может быть более подробно рассмотрена с помощью различных экономических и поведенческих методик, а также на основе анализа рынков. Для того чтобы содействовать увеличению стоимости каждого отдельного арт-актива в портфеле, инвесторы должны взять на вооружение те же кураторские и маркетинговые приемы, которые обыкновенно используются успешными коллекционерами и дилерами, включая стратегическое продвижение и участие в выставках.

Например, удачливые коллекционеры, как правило, обращают большое внимание на выбор места проведения выставки, в которой участвует их коллекция, стараются добиться ее включения в какое-нибудь важное шоу или получения благоприятных рецензий от какого-нибудь уважаемого института.

Не менее важно помнить о том, что подбор нескольких художественных работ и создание на их основе стройной коллекции в каком-либо направлении искусства может значительно повысить стоимость каждой работы в сравнении с тем, если бы каждая из них продавалась бы по отдельности.

Наконец, необходимо отдавать себе отчет, что инвестирование в предметы искусства содержит в себе значительный риск убытков.

Отвесное падение цен, вроде того, что мы недавно видели в секторе современного искусства, зачастую является следствием взрыва пузырей на каких-то региональных арт-рынках или рыночных секторах. Как и в случае с любыми другими альтернативными вложениями, инвесторы должны очень тщательно изучать данные о рынках, чтобы вовремя заметить надувающийся там или здесь пузырь. Кроме того, опытные коллекционеры используют стратегии, в рамках которых инвестиции не концентрируются по отдельным секторам или рынкам, добиваясь снижения риска зависимости от вложения в какой-то единственный предмет искусства или сектор арт-рынка.

Процесс инвестирования

Подход инвестора к управлению портфелем искусства не должен быть статичным и в нем следует совмещать традиционные подходы к управлению инвестиционным портфелем с «лучшими практиками» из области портфельного арт-менеджмента, опираясь на аналитику, экспертные оценок и данные исследований рынков. Процесс принятия решения о размещении средств в те или иные активы должен включать в себя тщательную оценку рыночных условий, состояния глобальной экономики, доступности привлекательных возможностей для инвестирования, а также соответствию искомой инвестиции соотношению риск/доходность приемлемому для инвестора уровню.

Так же как в индустриальном анализе в рамках традиционного финансового менеджмента, процесс инвестирования на арт-рынке должен опираться на кураторскую оценку различных секторов, жанров и художников внутри каждого сектора, с помощью которой можно проанализировать как те или иные тенденции в этих секторах могут повлиять на будущую динамику доходности и привлекательность портфеля с точки зрения управления рисками.

Ценовые индексы

Относительным новшеством на рынках искусства стало появление ценовых индексов, впервые давших возможность инвесторам оценить на основе исторических данных потенциальное соотношение риск/доходность для того или иного класса активов. Хорошо отработанные методики и дисциплины, которые повседневно используются в процессе управления любыми другими классами активов, отныне могут быть использованы и в приложении к арт-рынкам, позволяя инвесторам инкорпорировать предметы искусства в свои альтернативные инвестиционные стратегии.

За последние несколько лет были разработаны сразу несколько ценовых индексов для различных секторов арт-рынка, благодаря чему стало значительно проще отслеживать динамику цен на искусство в сравнении другими активами, такими как акции, облигации или золото. Сегодня существует целый ряд методик расчета ценовых индексов искусства, однако все они опираются на данные о продажах на ведущих аукционных площадках, что не удивительно, принимая во внимание отсутствие доступных данных с дилерского рынка и об условиях частных сделок.

Бутиковые клубы

Еще одной новой интересной тенденцией на рынке арт-инвестиций стало появление небольших частных фондов/клубов искусства, основанных владельцами крупных состояний, которые хотели бы включить искусство в свои альтернативные инвестиционные стратегии. Стремление создать свой клуб инвестиций в искусство или частный фонд за последнее время особенно часто проявляют друзья или члены одной семьи, которые бы хотели соинвестировать в определенный сектор артистического или коллекционного рынка.

Управлением структурами такого рода, как правило, занимаются сами владельцы, а наемные инвестиционные менеджеры к этому не допускаются. В действительности, как можно судить по некоторым данным, тенденция к «самостоятельным» инвестициям в последнее время заметно набирает силу. Связано это с тем, что многие частные владельцы крупных состояний сегодня рассматривают прямые инвестиции в качестве более подходящей им альтернативы решениям, предполагающим высокий уровень риска контрагента и неопределенности, таким как покупка хедж-фондов и структурированных продуктов.

Создание инвестиционного фонда искусства – это уникальная возможность для группы инвесторов-единомышленников объединить свой капитал. Участвуя в одном клубе с другими инвесторами, частные клиенты могут получить выгоду не только благодаря возможности вкладывать свои средства в более широко диверсифицированный портфель искусства, но также за счет более низких издержек при осуществлении сделок по сравнению с тем, если бы они инвестировали самостоятельно. Другой вариацией на ту же тему является семейный офис, который нанимает профессионального стороннего менеджера для инвестирования и управления портфелем искусства для различных членов семьи по аналогичной схеме.

С учетом их небольшого размера (обычно количество инвесторов здесь не превышает 10-15 человек), правила регулирования и требования по подготовке отчетности для таких бутиковых инвестиционных клубов обычно значительно либеральней, благодаря чему их создание, содержание и администрирование менее обременительны и затратны. Кроме того, они – неплохая возможность для нового инвестиционного фонда искусства продемонстрировать результаты своей работы перед публичным размещением своих акций.

Такие клубы способны предложить своим членам систему привилегированных ресурсов и индивидуальных сервисов, идеальных для семейного офиса. Но самое главное, состоящие в таком клубе инвесторы, могут принимать более информированные решения о покупке предметов искусства, опираясь на знания и сведения, полученные через такой клуб до того как начать действовать самостоятельно.



Рэндалл Джеймс Уиллетт
управляющий директор Fine Art Wealth Management
28.05.2010

Источник: Wealth Briefing

Комментарии (1)

Дмитрий 17.03.2012 16:28

Здравствуйте!
Хочу внести поправки к вопросу - инвестиции в искусство. А именно, обратить Ваше внимание на рождающийся тренд.
Коротко.
В 2011 году на фондовой бирже в Китае состоялись торги ценными бумагами обеспеченными произведениями искусства(картинами). Очень успешно.
В начале 2012 года в Люксембурге зарегистрированна специальная фондовая арт-биржа, на которой будут котироваться и торговаться ценные бумаги обеспеченные произведениями искусства. Сейчас биржа проходит регистрацию у регулятора.
Это самые значимые события. Белких, - больше. В Европе уже есть ценные бумаги обеспеченные даже - графити.
Ну и, наконец, приглашаю ознакомиться с нашим проектом.
Прочитать в виде журнала можно по адресу - http://issuu.com/dshursha/docs/artinvest?mode=window&backgroundColor=%23222222
Спасибо.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз



Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.