Инвестиции в игре


Вложения в футбольные клубы высших дивизионов способны приносить неплохой доход. Однако погоня инвестиционных фондов за сногсшибательными прибылями, которые демонстрируют некоторые удачливые агенты, вряд ли увенчается успехом. Слишком велики риски и узко правовое пространство для маневров, считает Александр Войтюк.

11.01.2011





Взлет и падение Corinthians

Детективная история с многомиллионными инвестициями британского фонда Media Sports Investments (MSI) в бразильский клуб Corinthians, точнее – с покупкой и последующей перепродажей двух ведущих аргентинских футболистов, весьма показательна. С одной стороны, она продемонстрировала привлекательность рынка Южной Америки для европейцев и представителей Ближнего Востока. С другой – показала, что участие частных инвесторов в качестве «третьей стороны» в трансферах футболистов несет с собой высокие риски и не всегда оправданно.

В ноябре 2004 года футбольный Corinthians подписал с британским инвестфондом партнерское соглашение, согласно которому MSI должен был вложить в развитие команды около 35 млн долларов и погасить долги клуба перед кредиторами, которые на тот момент оценивались в 16 млн долларов. Взамен инвестор получал право на 51% доходов Corinthians в ближайшие 10 лет. Именно так официально преподнесли это партнерство бразильской прессе и фанатам клуба. Намерение фонда MSI, со слов его тогдашнего президента Киа Джурабчиана, сделать Corinthians ведущим клубом Южной Америки, который приносил бы постоянный доход и радовал болельщиков результатами, можно назвать похвальным. Однако дальнейшие события показали, что в этой сделке оказалось много подводных камней.

Дело в том, что ни сам фонд MSI, ни его главу Киа Джурабчиан никто не знал в футбольной индустрии, в том числе агенты и спортивные журналисты. В то время когда Джурабчиан летом 2004 года приступил к переговорам с представителями Corinthians о возможных инвестициях, фонд Media Sports Investments (MSI) еще не был создан. Кроме того, на все вопросы по поводу инвесторов, готовых вложить столь солидные суммы в клуб, находящийся в сложном финансовом положении, сам Джурабчиан и представитель фонда в Бразилии Фернандо Мелло отвечали уклончиво, не называя конкретных имен.

Спустя месяц после подписания десятилетнего договора с Corinthians MSI объявил о двух громких сделках – приобретении прав на двух звезд аргентинского футбола, игроков национальной сборной Карлоса Тевеса и Хавьера Маскерано. За Тевеса его клуб Boca Juniors получил рекордную для трансферов Южной Америки сумму – 21,5 млн долларов. За право Маскерано перейти из клуба River Plate в Corinthians было заплачено меньше – 13,4 млн долларов.

Эти приобретения вызвали еще больший интерес к MSI и его инвесторам. Появились версии, что за этими сделками стоит Роман Абрамович либо Борис Березовский. Джурабчиан официально опроверг оба предположения.

Суперигроки пришлись в Corinthians весьма кстати. В 2005 году клуб выиграл чемпионат Бразилии. По окончании сезона капитана команды Тевеса признали лучшим игроком турнира. Кроме того, он повторил достижение знаменитого чилийского футболиста Элиаса Фигероа, став лучшим футболистом года в Южной Америке три раза подряд.

Однако уже в следующем году по инициативе британского фонда Тевес и Маскерано в последний день летнего трансферного окна сенсационно перешли в английскую премьер-лигу, в клуб West Ham United. С Тевесом подписали четырехлетний контракт, а с Маскерано – пятилетний.

Первоначально суммы договоров не были обнародованы. Позднее стало известно, что Тевес перешел в West Ham United практически за ту же сумму, что ранее – в Corinthians. Получалось, что бразильский клуб и фонд ничего не заработали на этом трансфере.

Объемы инвестиций MSI и странные условия трансферов Тевеса и Маскерано в английский футбольный клуб привлекли пристальное внимание к этому делу не только прессы, но и правоохранительных органов Бразилии. Национальная прокуратура заподозрила фонд и самого Джурабчиана в отмывании денег. Предполагалось, что за фондом стоит капитал Бориса Березовского, а MSI был создан для того, чтобы скоординировать перевод средств с офшорных счетов в Corinthians и далее – легализовать их с помощью трансферов с West Ham United. Прокуратура строила свои обвинения на том факте, что Джурабчиан в свое время участвовал в покупке 85% акций ИД «Коммерсантъ» и последующей передаче этого пакета структурам Бориса Березовского.

Прокуратурой в 2007-м были выданы ордера на арест Березовского и Джурабчиана. Однако дело закончилось ничем – в 2008 году действие ордеров приостановили.

Что получили в итоге владельцы клуба Corinthians? Во многом благодаря аргентинским звездам в 2005 году команда стала чемпионом Бразилии. В следующем Кубке Либертадорес – после продажи аргентинцев клубу West Ham United – Corinthians выступил неудачно. А в сезоне 2007 года команда финишировала в зоне «вылета», на 17-м месте, и выпала из серии А. Кроме того, в 2007-м в ходе расследования дела об отмывании средств через MSI счета клуба были арестованы.

Неизвестные инвесторы, которые стояли за этим фондом, вряд ли что-то заработали. Ненужная шумиха и уголовное преследование со стороны национальных правоохранительных органов заставили свернуть деятельность фонда в Бразилии.

Третий лишний

История с переходом Тевеса и Маскерано в West Ham United в 2007 году получила скандальное продолжение. Выяснилось, что сделка оформлялась с нарушением правил английской премьер-лиги, запрещающих покупать футболистов, права на которых принадлежат не клубу-продавцу, а третьим лицам. В случае же с аргентинцами их трансферами владели четыре офшорные компании. 100% «экономических прав» на Тевеса принадлежали MSI Group Limited и Just Sports Inc., а 100% прав на Маскерано – Global Soccer Agencies Limited и Mystere Services Limited. За этими компаниями, как выяснилось, стояли Киа Джурабчиан и влиятельный футбольный агент Пини Захави. От лица Тевеса вел переговоры Джурабчиан, а интересы Маскерано представлял он же, но совместно с Захави, поскольку делил с ним «экономические права» (50/50) на футболиста.

Претензии к руководству West Ham United предъ­явил Sheffield United, который в 2007 году подал иск в Арбитражную комиссию английской футбольной ассоциации (FA) с требованием признать ответчика виновным в нарушении регламента.

Дело в том, что за девять туров до окончания сезона 2006/2007 West Ham United находился в турнирной таблице позади Sheffield United. В оставшихся матчах Тевес забил пять мячей, включая победный в игре последнего тура против Manchester United, и помог команде остаться в лиге. А вот Sheffield United, напротив, сместился в низ таблицы и вынужден был отправиться во второй дивизион. Руководство Sheffield United потребовало снять с West Ham United очки и выплатить денежную компенсацию за недополученные средства от рекламы и спонсоров.

В результате West Ham United пришлось платить огромный штраф – 11,3 млн долларов (5,5 млн фунтов стерлингов). Однако комиссия не решилась пересматривать результаты финальной стадии чемпионата и  снимать очки.

Следует отметить, что в это время Киа Джурабчиан выступал уже не как глава инвестфонда MSI, а в качестве футбольного агента, представляющего интересы Тевеса. Дело в том, что одним из требований комиссии стало расторжение договора между West Ham United и офшорными компаниями, приведение условий контракта двух аргентинских футболистов в соответствие с регламентом премьер-лиги. Так, например, один из пунктов соглашения предусматривал, что West Ham United обязан продать игроков, если в течение срока действия контракта на них поступит предложение. Если же клуб захочет удержать аргентинцев, он должен будет заплатить 40 млн фунтов стерлингов. Как отмечают специалисты, это малораспространенный вариант условий перехода футболиста. Он существенно отличается от традиционного подхода, когда в контракте оговаривается, что игрок должен быть продан в случае, если трансфертная цена согласована обеими сторонами.

В свою защиту Джурабчиан и Захави выдвинули следующий аргумент: для Южной Америки коммерческие компании, владеющие игроками, – стандартная практика уже на протяжении более четверти века, поэтому нет ничего криминального в том, что продавцом в трансфере аргентинцев выступал не Corinthians, а компании-инвесторы – хозяева «экономических прав» на футболистов.

Но если для бразильского чемпионата такая форма партнерства клуба с инвесторами дело привычное, то в Англии к возможности третьих лиц влиять на сделку и условия контрактов игроков отнеслись совсем иначе.

Во время расследования обстоятельств перехода футболистов в West Ham United также выяснилось, что Захави принимал участие – напрямую либо посредством своих партнеров – в судьбе Тевеса и Маскерано с самого начала, еще на стадии переговоров Corinthians с Boca Juniors. В дальнейшем интересы Маскерано стал представлять именно Захави, а не Джурабчиан.

О том, на каких условиях последний решился расторгнуть официальное соглашение с West Ham United, стало известно после того, как Manchester United изъявил желание купить Карлоса Тевеса. Киа Джурабчиан настаивал на том, что права на футболиста по-прежнему принадлежат ему, а значит, переговоры надо также вести именно с ним. Руководство West Ham United в свою очередь полагало, что раз премьер-лига, несмотря на все нарушения, зарегистрировала Тевеса как игрока клуба, то он и должен продавать аргентинца. Стороны в результате пришли к компромиссу. Manchester United согласился заплатить 12 млн фунтов стерлингов и взять Тевеса в аренду на два года. Из этой суммы 2 млн фунтов получил West Ham United, а оставшиеся 10 млн фунтов – Киа Джурабчиан, в дальнейшем выбравший для себя еще более неофициальный статус – консультант Карлоса Тевеса.

Футбольные фонды

Результатом скандалов и разбирательств вокруг инвестфонда MSI, Киа Джурабчиана и двух аргентинских футболистов стало то, что руководство премьер-лиги в июне 2008-го ввело новые правила, которые фактически сводят на нет возможность участия в «экономических правах» на футболистов третьих лиц, будь то инвестиционный фонд или футбольный агент. Годом ранее Международная федерация футбола (FIFA) дополнила правила статьей 18 относительно владения правами на футболиста третьей стороны. Согласно нововведению ни один клуб не может заключать контракты с футболистами, в условиях которых прописано право третьей стороны на участие в переговорах и определение дальнейшей судьбы игрока. Таким образом, хотя FIFA и не запретила напрямую частным инвесторам оказывать финансовую поддержку спортсменам, выступающим в высших дивизионах, их права и возможности сведены к минимуму.

Как раз в том же 2008 году, когда в Англии были введены дополнительные ограничения, крупнейший дубайский банк Emirates NBD объявил о создании специализированного футбольного фонда – Hero Global Football Fund.

На начальном этапе Emirates NBD перечислил туда 27 млн фунтов стерлингов. Порог входа для частных инвесторов составил 68 тыс. фунтов стерлингов (100 тыс. долларов) под ожида­емый уровень доходности инвестиций – 11–13% по так называемому «финансовому направлению» (трансферы, инвестиции в клубы английской премьер-лиги, а также – французской, итальянской, немецкой). И от 12% по направлению «проблемные активы» (секьюритизация активов клубов второго эшелона). Примечательно, что консультантом банка при создании фонда выступал не кто иной, как Пини Захави.

Прибыль Hero Global Football Fund намерен получать от продажи регистрации игрока, его имиджевых и других коммерческих прав в тот момент, когда футболист присоединяется к профессиональному клубу. Советник по инвестициям фонда Дэмь­ен Робертс объяснял в 2008 году, что фонд намерен привлекать молодых футболистов со всего мира и сосредоточить максимальные скаутские усилия в Южной Америке, Африке и на Дальнем Востоке. Именно эти регионы наиболее привлекательны для инвестиций такого рода.

В то же время в Европе фонд планирует зарабатывать на подготовке к профессиональной карьере молодых игроков, которые по тем или иным причинам выпали из системы профессиональной подготовки в клубах. Hero Global Football Fund инвестировал в британскую частную академию Glenn Hoddle, которая занимается подготовкой к профессиональной карьере не только молодых футболистов, но и судей.

В конце 2009 года также стало известно, что британская управляющая компания London Nominees запускает специализированный фонд. В отличие от Hero Global Football Fund, здесь порог входа гораздо ниже – 25 тыс. долларов. Ожидаемый уровень доходности в первый год – 8%, в следу­ющие два года – 10–12%. Далее планируется увеличить отдачу от вложений. Зарабатывать London Nominees Football Fund планирует так же, как и Hero Global Football Fund, – инвестируя в молодых футболистов, в футбольные академии. Или посредством приобретения прав на футбольные бренды.

Но в отличие от Emirates NBD, London Nominees делает ставку на Азию. В странах региона, в первую очередь в Сингапуре и Таиланде, планируется привлекать частных инвесторов (к началу мая 2010 года менеджерам удалось собрать 10 млн долларов), а также инвестировать в юные дарования и футбольные команды. Предпочтение отдается тем клубам, которые находятся в сложной финансовой ситуации из-за плохого менеджмента, но при этом имеют в своих активах недвижимость.

По словам главы фонда Эндрю Леппарда, стратегия London Nominees Football Fund заключается в том, чтобы находить недооцененных молодых игроков стоимостью не выше 100 тыс. долларов и вкладывать в их профессиональное развитие деньги, с тем чтобы впоследствии продать европейским клубам в несколько раз дороже. Скептики отмечают, что такую комбинацию реализовать крайне сложно в условиях активной работы скаутских сетей футбольных агентов.

В России известен один случай, когда в трансфере принимала участие третья сторона. Это Алвес Жо, нападающий ЦСКА. В 2005 году он перешел в российский клуб из Corinthians. Через три года во время трансфера Жо в Manchester City выяснилось, что часть экономических прав на футболиста принадлежит MSI и его бывшему главе Киа Джурабчиану. Руководство английской премьер-лиги наложило временный запрет на переход игрока (именно в тот период вступали в действие новые правила FA по поводу регистрации футболистов, чьи права принадлежат третьей стороне), но в итоге все разногласия удалось уладить.

Несмотря на все сложности с урегулированием, недостатком информации и отсутствием широко известных successes story, футбол все-таки может приносить прибыль. Специализирующиеся на спортсменах фонды обещают частным инвесторам годовую доходность на уровне 8–15%.


Новая система трансферов FIFA

Осенью 2010 года руководство FIFA утвердило новую систему регистрации переходов футболистов из клуба в клуб – Систему соответствия трансферов (ССТ). Нововведение должно заменить старые «бумажные сделки» и защитить права молодых игроков, говорится в официальном сообщении FIFA.
Система работала в тестовом режиме с февраля 2006 года в 18 странах и впоследствии была реализована в 3633 клубах по всему миру. С 1 октября 2010 года все переходы должны регистрироваться через ССТ. При трансфере оба клуба должны ввести в систему одинаковые данные по сделке, иначе система ее заблокирует и сертификат о международном трансфере не будет выдан.

По словам президента FIFA Зеппа Блаттера, ССТ является простой онлайн-системой, но она должна иметь огромное влияние на любые переходы футболистов из клуба в клуб, поскольку «улучшит прозрачность отдельных сделок и поможет решать проблемы с отмыванием денег и защитой прав молодых футболистов».



11.01.2011

Комментарии (7)

Mansukh 02.03.2012 15:17

Help, I've been informed and I can't bcoeme ignorant.

Konstantin 11.08.2011 14:05

I have a club in the capital Brasilia in Brazil and a stadium with 25,000 seats and can stay with the club's management, without initial investment, the club's monthly costs are 150 thousand euros, but they do not have sponsors. if wishing to invest, my contact to receive the club and governor of brasilia
you have any investor?

Дмитрий 12.01.2011 13:09

Полагаю, бизнес можно сделать на клубах из младших лиг и футбольных школах. "Сделал" игрока - продал. И так конвейером. Но не в России и не в Европе, а в Латинской Америке или Азии. Риски правда серьезные.

Влад 11.01.2011 17:54

Понравилась детективная история с трансферами Тевеса и Маскерано. Не скажу про самих футболистов, но Джурабчиан точно на этом прилично заработал. И сделал себе имя.

Nikiforr 11.01.2011 17:24

Я так понял из статьи, что по большому счету зарабатывают в этой индустрии агенты, а не фонды. 8-10% годовых, которые обещают фонды интересны только европейским инвесторам - фанатам футбола. Для наших такая доходность не особо привлекательна

Кристина 11.01.2011 17:01

Особенно интересны фонды, созданные этим человеком с непроизносимой фамилией - Джурабчиан.

KL 11.01.2011 16:56

Футбольные фонды - это интересно. слышал раньше о них, но не знал, как они работают.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз