Инвестиции страсти


Все, что нас не убивает, дает нам возможность заработать, утверждает Яков Гальперин и объясняет, почему инвестиции в табачный и алкогольный сегменты рынка безопасны и высокоприбыльны.

30.01.2014




_mg_4947
Яков Гальперин

руководитель MFO Альфа-Капитал и заместитель генерального директора УК «Альфа-Капитал»

Один мой друг, когда ему только исполнилось 40, на своем дне рождения сказал фразу, которую лично я считаю насто­ящим манифестом нашего поколения: «За здоровьем надо следить еще и для того, чтобы иметь возможность позволять себе некоторые излишества». Действительно, если разобраться, то в жизни не так много радостей, чтобы лишать себя пусть не самых полезных, но таких притягательных «вредных привычек». Ведь что такое привычка? Это определенный образ жизни, который доставляет тебе удовольствие. С трудом представляю просмотр футбольного матча за чашкой чая или встречу старых друзей в узком мужском кругу без сигары и бокала дорогого коньяка. А ведь Минздрав предупреждает и осуждает. Но жизнь и так слишком коротка, чтобы тратить ее на многочис­ленные ограничения. К тому же мы все взрослые люди и сами можем оценивать риски.

Любая борьба с образом жизни обречена на провал. Сегодня тот, кто не работает, а живет на сбережения, называется рантье, а в советское время за это можно было получить срок по статье «тунеядство». Или, скажем, курение. С момента изобретения первой сигареты с курением ведется ожесточенная борьба, которая вышла уже на межстрановый уровень. Про то, как боролись с алкоголем во всех его вариациях, уже написаны тонны научных трудов. Можно, например, вспомнить и то, что сухой закон в Америке 1920-х годов ассоциируется больше с подпольными джаз-клубами, где удовольствиям (и не только алкогольным) предавались изысканно и с наслаждением, а вовсе не с победами на Олимпиадах. Да, это было запретно, дорого, не всякий мог себе это позволить – но насколько был сладок вкус виски для тех, кто имел возможность доступа к нему в то время. Они покупали не только алкоголь – вместе с ним они попадали в «высшее общество» той эпохи. Ведь, как мы понимаем, выпивали они отнюдь не в одиночку, а под музыкальное сопровождение лучших джазменов страны и в окружении самых красивых женщин своего времени.

Чтобы избежать обвинений в пропаганде чего бы то ни было, сразу оговорюсь: давайте разделять тех, кому все равно что пить – «незамерзайку» или коллекционное grand cru, – и тех, чье пристрастие к вину не является стойкой зависимостью. Все-таки не всякая привычка – болезнь. Потому что лично я не стал бы приравнивать к асоциальным личнос­тям одного своего друга, чьему винному погребу, собиравшемуся на протяжении многих лет и с большим вкусом, я не скрывая завидую.

Чем выше плод – тем он слаще. Пока живо человечество, оно будет пить, курить и весело проводить время. Тайно, явно, в специально отведенных местах, с запре­том на рекламу – все это будет. И чем больше барьеров между продуктом и потребителем, тем слаще становится сам объект. А спрос, как мы знаем, рождает предложение. Пока ни один табачный производитель в мире не заявил о своем банкротстве, не упали продажи и у алкогольных брендов. Так или иначе, все эти компании продолжают делать деньги на нашей любви к удовольствиям.

Иными словами, я бы сказал, что все, что нас не убивает, дает нам заработать. Для очистки совести, прежде чем рассказать, как зарабатывать на страс­тях человеческих, давайте посмотрим, что предлагает нам традиционный фондовый рынок.

При текущей макроэкономической картине лучше всего вкладываться в тематические ниши, которые устойчивы к волнам и колебаниями мировой конъюнктуры. Этот вид инвестиций не только дает предсказуемый доход выше или на уровне рынка, но и является определенной «подушкой безопасности»: даже если завтра случится глобальный финансовый коллапс, люди все равно не прекратят пользоваться транспортом, чистить зубы и пить кофе. А значит, наиболее выгодным тематическим направлением остается именно потребительский рынок.

Действительно, в этом и заключается удивительный парадокс современности: мы живем в будущем, где счастье и опора – в прос­тых вещах.

Я сознательно фокусируюсь на табачной индустрии и производителях алкоголя как на сегменте потребительского рынка, потому что это именно то запретное и манящее, что всегда будет пользоваться спросом и демонстрировать устойчивый рост. Плюс, в отличие от производства тех же продуктов, сделать действительно качественный и востребованный бренд сигарет или алкоголя – это даже не годы, это десятки лет работы на рынке.
С инвестиционной точки зрения отличительными и довольно привлекательными чертами рынка сигарет и алкоголя являются его компактность (3–4 крупных игрока контролируют до 70% рынка), высокие барьеры (например, существенные ограничения на рекламу осложняют запуск новых брендов) для входа новых игроков и низкая эластичность спроса по цене. Если абстрагироваться от объекта, то это типичный портрет идеальной консервативной инвестиции: большие компании, стабильная выручка, низкая конкуренция со стороны новых игроков, потому что их практически нет, предсказуемые продажи и устойчивость потребителей к возможному повышению цены. Как следствие – высокая рентабельность (операционная рентабельность лидера табачного рынка Imperial Tobacco превышает 60%) и генерация устойчивого денежного потока. Все это наглядно показывает, что инвестиции в привычки тоже могут быть «вкусными». Да, это парадоксально, но с точки зрения инвестиций вложение в сегменты табака и алкоголя – самые консервативные и самые безопасные, показывающие при этом доходность выше, чем средняя температура по рынку в целом.

Плюс не забываем о развивающихся рынках, где табак и алкоголь все еще в почете и доступны как один из способов релаксации, а кое-где выпивка вообще относится к национальному виду спорту. Нет, вы не угадали – речь не о России, а о странах Латинской Америки.

Осталось только решить, во что вкладываться и как это сделать. Пока наиболее интересными из брендов с точки зрения развития/доходности, на мой взгляд, являются табачный гигант Japan Tobacco (табак) и SABMiller (пиво и слабоалкогольные напитки). Я перечисляю тех, чьи бумаги уже находятся в пакете новых инвестиционных решений от MFO Альфа-Капитал, которые мы разрабатывали совместно с западным инвестиционным домом Credit Suisse. Список, безусловно, будет продолжен.

Кроме стабильного увеличения стоимости (за последние 10 лет акции Roche Holding AG, Japan Tobacco и SABMiller выросли на 116,22, 370,75 и 444,1% соответственно), указанные компании регулярно распределяют часть прибыли в качестве дивидендов, что увеличивает их привлекательность для долгосрочного инвестора.

Чужие страсти и искушения играют только на руку нашим клиентам MFO, которые уже воспользовались продук­тами со 100-процентной защитой капитала и экспозицией на эти секторы потребительского рынка.

Там, где морализаторы чувствуют запах табака или пива, мы чувствуем запах денег.

Атлас

Материалы по теме



30.01.2014

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз