Интернет-экономика – новые ожидания или новый пузырь?


Глеб Давидюк – о своем ощущении от digital economy и о том, в чем разница между старым и новым сетевым бумом.

14.06.2011




Davidyuk_gleb
Глеб Давидюк

Управляющий партнер iTech Capital

Этот вопрос приходится все чаще слышать от друзей и коллег, особенно после недавних громких IPO российских интернет-холдингов. С одной стороны, поражают объемы, мультипликаторы оценки и ажиотаж, связанный с подпиской на размещаемые бумаги, с другой – устойчивое послевкусие интернет-пузыря, случившегося на заре ХХI века, ведь многие из сегодняшних инвесторов еще помнят горечь потерь начала 2000-х… и еще совсем недавний провал публичного рынка. Признаюсь, я не исключение и, очевидно, не знаю правильного ответа. Могу лишь констатировать факты и наблюдать за вихрем изменений в окружающей среде, связанных с проникновением Интернета в повседневную жизнь. Моей дочери девять лет, и она свободно владеет редактором Power Point, регистрирует свой мейл в социальных играх и успешно, по-тихому от родителей, покупает приложения в Apple Store. Моя мама, которой ближе к 60, не вылезает из социальных сетей и удачно осваивает сайты туроператоров, приобретая билеты и туры on-line. Все чаще из средств массовой информации мы слышим ссылки на те или иные сайты, да и сами СМИ медленно, но верно переползают в Интернет. Всего этого невозможно не замечать, и надо признать, таких изменений в нашей жизни мы не чувствовали во времена первого интернет-пузыря.

Последние отчеты аналитиков уверенно подтверждают рост интернет-экономики double digits темпами, и Россия тут не исключение. Если в 2009 году интернет-экономика составляла 1,6% российского ВВП, то уже к 2015 году ожидается, что она будет насчитывать около 3,5% ВВП, причем темпы роста станут увеличиваться ежегодно. Интернет-коммерция, интернет-реклама, новые медиа, инфраструктура, B2B-услуги, развитие госсектора – все это отрасли роста интернет-экономики, и уже невозможно отрицать, что Интернет становится неотъемлемой частью ежедневной коммуникации большинства россиян. Очевидные изменения вокруг нас и еще не зажившие раны кризиса 2008 года позволяют предположить, что покупки интернет-холдингов все же делались не только на ожиданиях роста, но и с учетом фундаментальных показателей приобретаемых компаний. Никто не отменял правил финансовой прозрачности и качественного менеджмента, наоборот, в посткризисный период инвесторы стали уделять этим характеристикам значительно больше внимания.

Ментальная и семантическая специфика российского рынка создает премию российским порталам по отношению к их западным аналогам, поэтому конструкция copy-paste еще долго будет доминировать на российском рынке стартапов. Как выловить в мутной воде золотую рыбку – вот задача растущего инвестиционного сообщества. Слишком много вопросов и очень мало понятных ответов – таковы реалии сегодняшнего рынка. Тема модная, легкодоступная и со звонкими историями успеха привлекает многих начинающих бизнесменов и, как ни странно, начинающих инвесторов. Число тех, кто рассматривает интернет-бизнес не как хобби, а как основной источник дохода – увеличивается с каждым днем, и с распространением доступной инфраструктуры интернет-экономика продолжает создавать устойчивый спрос. Государство методично подогревает любопытство неверующих. Все это – великолепная платформа для профессиональных управляющих, фактически прописывающих правила игры ближайшей пятилетки.

У нас на сайте продекларировано: «…мы инвестируем в цифровую экономику…» Я искренне в нее верю, мою веру поддерживает растущее число инвесторов нашего фонда. Осталось лишь качественно и вовремя оправдать ожидания.

Атлас



14.06.2011

Источник: PBWM

Комментарии (9)

InDaFund 21.06.2011 19:54

Спасибо. Думаю, что если проговаривать все это с такой откровенностью, можно серьезно удешевить любые российские активы. Но иначе нельзя.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%8220001
Dmitry Gafin 20.06.2011 18:12

Глеб, спасибо за ответы)

Глеб Давидюк 20.06.2011 18:02

Спасибо за вопросы, и sorry что не ответил на них сразу, познавал прелести ПЭФ в городе на Неве. Итак по существу:
1. Ментальная специфика - это наш российский долб...изм. Слабая подготовка по основным экономических предметам, Низкая производительность труда при высоких ожиданиях доходности и как результат традиционная переоценка собственных возможностей. Бороться со всем перечисленным можно только в партнерстве с Russia based co-investors. Семантическая специфика - это русский язык и все связанные с переводом и обслуживанием русскоязычного населения сложности.

2. Дима, хороший вопрос про тренд. Если честно - сам не знаю, да и вряд ли кто-то сможет ответить. Интуитивно ниши мне нравятся больше, в них качественней предложение и при легкой доступности ниши - получаешь лучше услугу. С другой стороны - все идут в агрегаторов, предлагая лучше ассортимент. Наверное в портфеле придется иметь и то и другое. Соц сети и e-comerce наверное нельзя сравнивать ну или расставлять приоритеты ибо это продукты комплименты.

3. До тех пор пока компания показывает хороший результат - она нужна инвесторам, динамика акций Яндекса говорит сама за себя. Fair Price - это баланс рисков и доходности, очевидно сегодня для Яндекса цена fair.

4. Сомневаюсь что в Америке в период доткомов было именно так, все таки больше 10 лет назад все происходило. Взять тот же закон Мура и отсчитать обратно процессинговые мощности, очевидно многое еще не было столь доступно. И самое главное - фундаментальные показатели компаний - не были столь убедительными. Продавались ожидания. Сегодня - нескольго другой формат.

Есть пузырь или нет его - нас это должно волновать меньше всего, руководствуйтесь при покупках здравым смыслом и логикой, НЕ покупайте то что по Вашему мнению ПЕРЕГРЕТО даже несмотря но то что все остальные вокруг Вас сходят с ума. И я Вас уверяю, у Вас не будет повода расстраиваться о том, что вошли в рынок в неправильное время.

Ну и в догонку, мой друг прислал мне хорошую ссылку на лекцию коллеги, я с ним не согласен в отношении его тезиса о пузыре и полностью согласен в отношении MBA... Enjoy

http://techcrunch.com/2011/06/18/mark-suster-raise-money-now-so-when-the-partys-over-youre-sitting-pretty/

InDaFund 17.06.2011 12:18

"Ментальная и семантическая специфика российского рынка создает премию российским порталам по отношению к их западным аналогам".

Глеб, как Вы обозначили эту специфику? Общаясь с западными коллегами, я испытываю наибольшие трудности с формализацией и трактовкой подобных вещей.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%8220001
Dmitry Gafin 16.06.2011 17:15

Глеб, все-таки каков тренд? е-комерс или соц сети с рекламным доходом? миллионы юзеров или ниша?

Dollar 15.06.2011 18:57

Глеб, Вы считаете, что Яндекс получил fair price?

London 15.06.2011 13:07

Очень верные наблюдения про дочку и маму. Но это с одной стороны. С другой, Америка в период краха доткомов именно так и жила.

igorg 15.06.2011 12:41

«Ключевой характеристикой пузыря является то, что никто не предполагает о существовании пузыря». Это слова Марка Андреессена, ему можно верить.

SG 14.06.2011 21:02

10 лет назад люди тоже находили убедительные аргументы, почему нет пузыря.
Впрочем, хочется надеяться на лучшее.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе


20190906_174137_1
 

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.