Игра с прибылью
Рынок видеоигр продолжает агрессивно расти и бить рекорды. Илья Карпинский и Григорий Бортник рассказывают, как устроен рынок, знакомят с его ключевыми игроками и наиболее привлекательными для инвесторов проектами, а также знакомят с самыми яркими трендами гейминга 2022 года.
Рынок видеоигр на данный момент – один из самых молодых, перспективных и высокодоходных. В 2021 г. общий объем рынка составит $175,8 млрд. И хотя эта цифра на 1,1% меньше, чем в 2020-м, этому есть простое объяснение: сложно повторить аномальный 23%-ный рост 2020 г. Несмотря на это, с точки зрения инвестиционной активности игровой рынок из года в год стабильно ставит новые рекорды как по количеству сделок, так и в общем объеме. Так, по данным Newzoo, за 9 месяцев 2021 г. было закрыто 667 сделок на общую сумму, превышающую $57,7 млрд, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2020-го. Основным драйвером активности продолжают оставаться M&A сделки игровых компаний (224 сделки на общую сумму $27,9 млрд), а также публичные размещения. При этом 57% всех сделок (384 сделки на сумму $8,6 млрд) пришлись на венчурные инвестиции.
Как устроена игровая индустрия
Игровые компании можно условно поделить на следующие категории:
- Разработчики видеоигр, работающие только над своими проектами. Среди них: студия FromSoftware, известная по серии игр Dark Souls и Bloodborne, и компания Owlcat Games, создатель игр Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous. Сюда же относятся издатели, самостоятельно разрабатывающие свои игры. Например, мобильный разработчик Playrix, Zynga или компании Activision Blizzard и Ubisoft.
- Издатели. Их основной фокус – издательство и дистрибуция игр. Примеры подобных компаний среди ПК и консольных проектов – Digital Bros, Focus Home, tinyBuild, а среди мобильных проектов – Big Fish Games, Netmarble или Tilting Point.
- Технологические компании. Они разрабатывают технологии и предоставляют аутсорсинговые услуги. К ним относятся, например, разработчики игровых движков Epic Games или Unity, а также один из крупнейших аутсорсинговых холдингов Keywords.
- Платформы для стриминга и коммуникации – Twitch, Huya, для связи с другими игроками Discord, Slack, платформы для коучинга и продажи игровых предметов Overgear, Legionfarm, Blazing Boost.
- Платформы дистрибуции. Эти цифровые платформы – основные источники игрового контента. Так, почти все ПК-игры выходят на следующих трех платформах: Steam (Valve); GoG (CD Projekt); Epic Games Store (Epic Games). Мобильный рынок представлен двумя крупнейшими платформами: AppStore для iOS-устройств и Google Play для Android-устройств (также есть сторонние платформы, которые довольно популярны в Азии). Рынок консолей полностью монополизирован разработчиками самих консолей. Легально загрузить игры через сторонние сервисы невозможно.
Кто инвестирует в игровую индустрию
За последние несколько лет на рынке стало больше не только игровых компаний, готовых инвестировать или поглощать других игроков, но и профильных фондов, специализирующихся именно на игровой индустрии. В целом рынок инвесторов можно разделить на следующие классы:
- Стратегические инвесторы – крупные компании, цель которых чаще всего – это покупка контрольного пакета акций игрока рынка. Помимо этого, «стратеги» через инвестиции пытаются добиться целого ряда целей: повышения своей рыночной капитализации через консолидацию финансовых показателей (Embracer Group, Stillfront); увеличения экспертизы в различных игровых направлениях (инвестиции Tencent); расширения в рамках стратегических целей (покупка Microsoft игрового холдинга ZeniMax для расширения игрового портфолио и игровой линейки для их игровой консоли Xbox; покупка Electronic Arts Codemasters, Glu Mobile, Playdemic).
Самыми активными стратегами 2021 года являются Tencent (более 60 сделок в 2021 г.), Embracer Group (18 сделок), Sony (11 сделок), MGVC (инвестиционное направление MY.GAMES) (9 сделок).
- Игровые венчурные фонды, цель которых – высокий возврат инвестиций с «выхода» (продажа компании по высокой оценке или продажа своей доли после первичного публичного размещения). Наиболее активные среди таких фондов сегодня – это Bitkraft Ventures (17 сделок в 2021 г.), Galaxy Interactive (16 сделок), Makers Fund (11 сделок). Фонды также иногда предоставляют проектное финансирование в обмен на процент выручки с выпускаемого проекта (в качестве примера такого фонда можно привести Kowloon Nights).
Из российских стоит отметить два, которые активно инвестируют не только в российские, но и иностранные компании. Это GEM Capital (6 сделок за 2021 г.), в основном инвестирующий в ПК/консоль-студии, и The Games Fund (6 сделок за 2021 г.), основанный бывшими топ-менеджерами MGVC, инвестирующий как в мобильных, так и ПК/консоль-разработчиков.
- Издатели, цель которых – приобретение игрового контента. Они могут предоставить проектное финансирование, но, в отличие от фондов, работающих по подобной модели, издатель также берет на себя издательство проекта и все денежные потоки с проекта первоначально проходят через него. Примеры таких издателей – tinyBuild, Devolver, Digital Bros, Meta Publishing.
- Краудфандинговые платформы, такие как Kickstarter, Fig и прочие. К подобным платформам чаще всего прибегают студии, которые или не смогли привлечь финансирование от стратегических инвесторов или венчурных фондов, или же компании, которые уже привлекли средства или у которых достаточно собственных ресурсов для разработки и запуска нового проекта, но они хотят за счет Kickstarter привлечь дополнительную аудиторию. Среди успешных кампаний стоит отметить привлечение $2 млн студией Owlcat Games на проект Pathfinder: Wrath of the Righteous, а также привлечение $4,5 млн (рекордная сумма для игрового проекта на Kickstarter) студией Rabbit & Bear Games на разработку игры Eiyuuden Chronicle: Hundred Heroes. Что объединяет обе компании? Это работа по известным франшизам и лояльная фан-база.
Что посоветовать инвесторам, желающим вложиться в игровой рынок? Из-за специфики рынка мы бы рекомендовали непрофильным инвесторам вход в компании через специализированные фонды. Команда таких фондов, как правило, состоит из людей, которые или сами участвовали ранее в разработке игр, или же уже имеют примеры успешных инвестиций в игровую индустрию. В России среди таких фондов – уже упомянутые выше The Games Fund и GEM Capital. Среди других представителей, которых можно отметить, но сложно оценить их эффективность, это Green Grey и Magnifier One.
Кто ищет инвестиции
Какие же компании ищут инвесторов? Их также условно можно разделить на следующие типы:
- Стартапы, которые только планируют начинать разработку или же чей проект находится на ранней стадии. Такие компании подходят под pre-seed и seed раунды инвестиций. Зачастую они привлекают средства от фондов (The Games Fund, Play Ventures, VGames), «стратегов», инвестирующих в студии на ранней стадии (MGVC, Tencent, Area of Games), или паблишеров (Digital Bros, Focus Home, tinyBuild, Devolver).
- Сформировавшиеся компании с одним или несколькими проектами на стадии soft-launch или даже в глобальном релизе. Это уже раунд финансирования A, B, C и т.д. Для таких компаний требуются средства для закрытия трех потребностей: доработки проекта, масштабирования команды и увеличения маркетинговых расходов. Для таких компаний подходят как венчурные инвесторы (The Games Fund, GEM Capital), так и стратегические (MGVC, Tencent, Embracer Group, Area of Games и прочие). При этом главная особенность стратегических инвесторов заключается в том, что конечная цель таких компаний – это приобретение контрольного пакета акций, что может произойти не сразу, но входит в их долгосрочную стратегию.
- Сформировавшиеся компании, которые имеют один или несколько успешных проектов и вполне благополучно закрывают свои операционные и маркетинговые расходы. Для таких компаний инвесторы интересны только в нескольких случаях: слияние с подобной компанией, способной дать дополнительную синергию; IPO/SPAC (пример: IPO AppLovin; Direct Listing Roblox, SPAC IronSource, SPAC Nexters); продажа компании стратегическому инвестору.
Подобное разделение позволяет примерно понять, на каком сейчас этапе развития находится студия и на какой формат партнерства такая студия или инвестор могут рассчитывать. Чем раньше студия привлекает средства, тем выше риски для инвестора, поэтому чаще всего на ранних этапах, когда проект еще в разработке, инвестор может запросить дополнительные преференции, чтобы избежать потенциальных рисков или сократить их. А когда проект уже вышел и у него есть определенные метрики, здесь уже инвестору важнее оценить, какого максимума может достигнуть текущий проект студии в будущем.
Игровая индустрия и Россия
Несмотря на незначительные цифры роста игрового рынка в России (≈$2,3 млрд в 2021 году против $2,25 млрд в 2020 году), российские компании – крайне активные игроки на международном рынке. Так, в топ-25 игровых компаний мира входят такие компании, как Playrix и MY.GAMES (игровое подразделение VK). Среди других известных игровых компаний стоит также отметить следующие:
- ПК/консоль-разработчики: Saber Interactive (в составе Embracer Group), Owlcat Games; Gaijin Entertainment; Battlestate Games; Mundfish.
- Мобильные разработчики: Nexters (вышли на Nasdaq через SPAC в августе 2021 года), G5 (вышли на Nasdaq Stockholm в 2019 году), MyTona.
С точки зрения инвестиций Россия представлена целым рядом активных игроков. MGVC (корпоративный инвестиционный фонд MY.GAMES), одним из первых начавший инвестировать в игровые компании и закрывший более 50 сделок за 4 года (в 2021 г. закрыл 9 сделок и попал в топ-10 игровых стратегов по итогам 9 месяцев 2021 г.), The Games Fund и GEM Capital, закрывшие по 6 сделок, являются одними из самых активных игровых венчурных фондов не только в России, но и на международной арене.
Тренды игрового рынка в 2022 году
Рынок видеоигр активно меняется и эволюционирует, этому способствуют выход консолей нового поколения, приход в индустрию абсолютно новой аудитории, популярность free-to-play сегмента и колоссальный рост инвестиций в блокчейн-игры (41 сделка на общую сумму $1,56 млрд за 9 месяцев в 2021 г. против 12 сделок на $46 млн в 2020 г.).
Все больше появляется фондов и компаний, заинтересованных в инвестициях в игровые студии. Сейчас студии (как с уже запущенными проектами, так и абсолютно новые) имеют хорошие шансы привлечь финансирование не только на локальном рынке, но и международном. Отчасти такому изменению поспособствовала пандемия, под влиянием которой количество сделок не только не сократилось, а, наоборот, продемонстрировало дополнительный рост.
При этом не стоит забывать, что 2020-й был годом аномального роста и в 2021-м игровые компании не показали аналогичного роста год к году, однако они смогли достигнуть результатов, вполне сопоставимых с 2020-м в абсолютных показателях. Исходя из текущих прогнозов, рыночные показатели в будущем продолжат показывать рост, а инвестиции в игровые компании и проекты обязательно продемонстрируют новые рекорды.
Илья Карпинский, CEO Area of Games
Григорий Бортник, CIO Area of Games
В подготовке материала также принимали участие Игорь Гайворонский и Андрей Чемлекчиев
Источник: Sber Private Banking Outlook 2022
Налоговые приключения российских денег за границей
Александр Непомнящий – о растущей налоговой чистоплотности россиян как неожиданном последствии турбулентности последних лет.
Не взлетим, так поплаваем
Эксперты Всемирного экономического форума назвали основные риски для человечества на ближайшее десятилетие. Список широк, но при этом предсказуем: от роста геополитической напряженности, способной обернуться катастрофическими последствиями для всего мира, до сильных наводнений, засухи и прочих спутников изменения климата. Главным глобальным риском ближайших двух лет аналитики ВЭФ называют проблему генерируемой искусственным интеллектом дезинформации.
Экономика ИИ
Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.
Международный бизнес и инвестиции после 2023 года – налоговая точка зрения
Ирина Фадеева и Всеволод Будэ – об изменениях в уплате налогов из-за приостановки соглашений с недружественными странами, а также растущей популярности личных фондов и иностранных компаний для целей инвестирования.
2021: удивительный год
Космический туризм, метавселенная как цифровая модель мира, с одной стороны, и продолжение пандемии и связанных с ней ограничений – с другой. В 2021-м мы расширяли границы нашего мира из ограниченного пространства наших домов. Не менее парадоксально складывалась и ситуация в экономике. 2021-й стал годом рекордов в очень многих областях: от цен на газ до инфляционных колебаний и товарных дефицитов. Но главное, после кризисного 2020-го он позволил мировой экономике вдохнуть полной грудью и начать восстанавливаться.
Экономический обзор
Аналитическая команда Sber Private Banking – Игорь Каграманян, Юлия Гапон и Владислав Баканов – анализирует главные события экономики и рынков уходящего 2021 года и знакомит с прогнозами и ожиданиями от приближающегося 2022-го.
Оставить комментарий