Идея на миллион


Оценивая шансы компании выжить и преуспеть в непредсказуемых и крайне изменчивых условиях современной экономики, основанной на информации и технологиях, экономики идей, долгосрочному инвестору стоит внимательно изучить качество ее IT, советует глава Hewlett Packard Enterprise Мэг Уитмен.

25.04.2016





В многотомном собрании мудростей Уоррена Баффета, которыми самый известный и удачливый инвестор XX века всегда щедро одаривал своих почитателей, есть и такая: покупайте акции так, словно вы не продадите их никогда. «Я не имею ни малейшего представления о том, сколько будет стоить та или иная бумага в моем портфеле завтра или через год. Но я точно знаю, что через 10 или 15 лет она будет дороже».

В этой фразе Оракула из Омахи зашифрована прозрачная практическая идея: выбирая объект для инвестиций, не следует гоняться за извлечением быстрого спекулятивного дохода, но оценивать долгосрочные перспективы компании, вкладываясь только в те, что способны устойчиво генерировать прибыль в течение будущих десятилетий.

До сих пор охотников поспорить с подобными сентенциями Баффета, который занимает третью строчку среди богатейших людей мира и чье состояние на конец марта Bloomberg оценивал в 66,2 млрд долларов, находилось не много. Хотя, как показали события последнего времени, и на 85-летнего инвестиционного гуру бывает проруха. Так, в ноябре прошлого года Berkshire Hathaway неожиданно для всех объявила о невиданных для себя убытках в 2 млрд долларов на инвестициях в IBM. В 2013-м акции софтверного гиганта, которые Баффет начал скупать еще в 2011-м, потратив на эти цели в общей сложности более 13 млрд долларов, достигли исторического пика, но за два последующих года подешевели более чем на треть. Так что на рынке заговорили об этой покупке Баффета как о «худшей инвестиции года». Впрочем, c подобной характеристикой действий главы Berkshire Hathaway согласились тогда не все. «Большинство инвестиций Баффета жестко критиковали как ошибку до тех пор, пока он не фиксирует прибыль и не выплачивает налоги с барышей», – замечает Дуг Нордман, автор бестселлера «Боевое наставление по финансовой независимости и выходу на пенсию».

Баффет фиксировать свои убытки в IBM в обозримой перспективе не собирается, по-прежнему заявляя о своей уверенности в блестящих перспективах софтверной компании. Так что, возможно, Оракул из Омахи сможет посрамить своих критиков и на этот раз. Как бы то ни было, в современном мире время все чаще играет не за, а против инвестора. Об этом, в частности, говорят исследования, свидетельствующие, что средняя продолжительность жизни коммерческих предприятий быстро сокращается. Так, по оценкам профессора Йельской школы менедж­мента Ричарда Фостера, если в 1920-е компаниям из списка S&P 500 удавалось остаться на рынке в среднем в течение 67 лет, то в наше время этот срок сократился до 15 лет. К аналогичным данным пришли и в Институте Санта-Фе. Проанализировав базу данных из 25 тыс. публичных компаний, существовавших с начала 1950-х, местные исследователи вычислили среднюю продолжительность их жизни – около десяти лет. При этом результаты не зависели от отрасли или специализации компании, несколько отличаясь только от страны к стране.

Гибкость – все

Главная причина сокращения срока жизни компаний у экспертов не вызывает полемики – это нарастающая конкуренция в глобальной экономике, характер которой с наступлением века информационных технологий радикально изменился. В ее основе лежат знания и идеи, а преимущества получают не большие и мощные предприятия, как еще в недавнем прошлом, но быстрые и гибкие. В этом, в частности, уверена одна из самых заслуженных топ-менеджеров Америки, президент и генеральный директор Hewlett Packard Enterprise (HPE) Мэг Уитмен. «Чем больше я встречаюсь с клиентами в самых разных отраслях и государствах, тем больше убеждаюсь, что сегодня мы живем в экономике идей, в которой превратить идею в новый продукт или сервис еще никогда не было так легко, – замечает она. – Конечно, идеи всегда лежали в основе прогресса и успеха в бизнесе. Но сегодня есть разница. В нашем гиперсоединенном мире просто хороших идей больше недостаточно. Успех сегодня определяется способностью превращать идею в стоимость быстрее вашего конкурента».

Раньше превращение новых идей в новые технологии могло занимать годы и требовало коллективных усилий тысяч людей и ресурсов крупных корпораций, – поясняет она. Сегодня благодаря распространению новых инструментов, таких как «облачные» вычисления, мобильные технологии или аналитика, построенная на больших данных, этот срок может быть сокращен до нескольких дней. Притом что доступны они не только корпорациям, но любому желающему, включая стартапы. «И это меняет статус-кво, производит революцию в отраслях со скоростью и в масштабе, невиданных до сих пор», – продолжает Уитмен.

Появление подобных революционеров чаще всего и приводит к тому, что менее гибкие и поворотливые конкуренты, даже если до этого те доминировали на рынке, теряют свою долю или вынуждены вовсе выходить из игры. «В экономике идей ни одна из отраслей не защищена от подобного “подрыва”. Компании в области энергетики, здравоохранения, промышленного производства или телекоммуникаций – начинающие стартапы или крупные предпри­ятия – могут сохраниться, только если у них есть четкое представление о своем будущем и технологическая гибкость, чтобы отвечать на рыночные возможности и угрозы и быстро воплощать идеи в реальность».

Мэг Уитмен прекрасно знает, о чем говорит. В конце прошлого года под ее руководством была успешно завершена реорганизация Hewlett Packard, которую Мэг возглавила в 2011 году в очень непростое для бизнеса этой одной из знаковых американских корпораций время. По плану реструктуризации HP, работающая на рынке с 1939 года, была разделена на две независимые компании: HP Inc., специализирующуюся на производстве персональных компьютеров и другой офисной техники, и Hewlett Packard Enterprise, за которой остались разработка серверов, систем хранения данных, сетевые технологии, сервисы и производство программного обеспечения для корпоративных клиентов. Его и возглавила сама Мэг Уитмен.

Объявляя о начале реструктуризации бизнеса осенью 2014-го, Уитмен заявила о своих главных целях: разделение HP должно дать каждой из обеих компаний «независимость, целеустремленность, финансовые ресурсы и гибкость, необходимые им для адаптации к изменениям на рынке и потребительского спроса». В начале марта, когда были объявлены операционные результаты HPE за I квартал 2016 года, каждый желающий смог убедиться в том, что стратегия Уитмен сработала. Выручка HPE в постоянных долларах за этот период выросла на 4%, до 12,7 млрд долларов. Это оказалось существенно лучше ожиданий аналитиков, так, за один день акции компании на NYSE подскочили сразу на 14%, до 15,44 доллара за штуку.

Подобный успех сама Уитмен объяснила тем, что разделение помогло ее компании стать более сосредоточенной и быстрой. «Сейчас мы начинаем видеть преимущества сфокусированности, – приводит слова главы HPE Bloomberg. – Мы сверхсфокусированы на том, чтобы действовать оперативно и быстро в интересах наших клиентов».

На твердой платформе

Сумев перестроить бизнес и преодолеть трудности, в HPE, говорит Мэг Уитмен, видят свою главную задачу сегодня в том, чтобы помочь собственным клиентам так же эффективно решать и свои задачи. Для этого HPE предлагает то, что помогло ей самой, – гибкую и производительную IT-платформу, сервисы и приложения, которые должны помочь клиенту гибко и быстро адаптировать собственный бизнес к новым реалиям рынка и максимально полно использовать возможности новой экономики идей.

Что для этого надо? Первый шаг в этом направлении – строительство гибридной IT-инфраструктуры, включающей традиционные корпоративные IT, а также частные, управляемые и публичные «облака». С ее помощью, поясняют в HPE, клиент сможет создавать собственные приложения и сервисы, а также получать доступ к имеющимся на рынке. В конечном же счете – существенно повысить производительность и эффективность работы своих информационных систем. В качестве примера компания Уитмен рекламирует 20th Century Fox. Перестроив гибридную IT-инфраструктуру на решениях HPE, эта студия увеличила среднюю скорость обработки и распространения медиаконтента на 38%, емкость сети – на 433%, снизив энергопотребление на 88%, что позволило реинвестировать сэкономленные ресурсы в инновации.

Те же подходы, говорят в HPE, позволяют ее клиентам качественно решать задачи обеспечения эффективной защиты своих IT-систем от кибератак, повысить их полезное действие за счет расширения доступа к данным, их обработки и интерпретации, а также увеличить производительность каждого рабочего места. А все вместе взятое – радикально повысить шансы предприятия успешно конкурировать в экономике идей, не опасаясь, что очередное изменение конъюнктуры или появление амбициозного новичка «подрывника» разрушит отрасль и бизнес. «Любая компания сегодня – технологическая компания. Потому что если вы не меняете свою инфраструктуру в соответствии с новым стилем IT, вы рискуете проиграть конкуренцию “подрывнику”. Это совершенно другой мир по сравнению с тем, что было всего 5–10 лет назад», – напутствует глава HPE.

Во всех этих словах Мэг Уитмен и ее рыночной стратегии содержится весьма прозрачный месседж, уловить который небесполезно любому долгосрочному инвестору, не исключая и самого гуру Уоррена Баффета: оценивая перспективы той или иной компании на рынке, обратите самое пристальное внимание на качество ее IT. Пренебрегать этим в экономике идей – непозволительная роскошь.


Непраздное любопытство

Как узнать, готова ли компания, в которую вы планируете инвестировать, к работе в условиях новой экономики – экономики идей? Это не сложно. Достаточно получить ответы на несколько вопросов.



25.04.2016

Источник: SPEAR'S Russia #4(57)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз