«Хочу быть коллекционером»
Есть большая разница между эпизодическим эмоциональным приобретением произведений искусства и коллекционированием. Первое – скорее случайное событие, основанное на симпатии и желании обладать, второе – целенаправленный и длительный процесс, требующий определенных навыков.

Виктория Ступина
Советник по искусству, основатель компании ARTCONSUL.
Главное качество, свойственное опытному коллекционеру, – это способность оценивать предмет именно в контексте его значения для коллекции. Практически все знаменитые коллекции характеризует общая черта – совокупность их составляющих увеличивает значение каждого из них в отдельности. В выдающихся собраниях все составляющие гармонируют между собой. Однако в начале пути вы можете прекрасно разбираться в каждом предмете в отдельности, но быть не в состоянии логически объединить их в одно целое. В этом случае поможет четкая постановка вопроса. Например: «Какова история абстракционизма в живописи русских художников?» Ответом будет собрание картин русских художников с момента появления этого направления в России и до сегодняшнего дня или же в рамках какого-либо ограниченного периода.
Итак, прежде всего сформулируйте вопрос или проблематику и четко следуйте им в составлении коллекции, периодически задавая себе вопросы:
- Почему мне нравится именно это искусство?
- Что именно мне нравится? Сюжет? Оригинальность идеи или техники? Исторический аспект или проблема, затронутая автором? Сам художник или его биография?
- Какие новые чувства и мысли родились во мне, когда я увидел это произведение?
- Показал ли автор нечто, ранее не выраженное другими?
- Мне очень нравится, что оно такое: круглое, квадратное, белое, прозрачное, большое, маленькое и т.д.
Если же ответ на вопрос «Почему я это покупаю?» звучит как «у шефа в кабинете такая же», «это хорошие инвестиции», «художник знаменитый» или «предложили недорого», то вернитесь к началу статьи и внимательно перечитайте абзац об индивидуальности коллекции.
Истинный коллекционер всегда предан своему вкусу и не подвластен влиянию модных тенденций. Ценность коллекции – в ее индивидуальности, отражающей мировоззрение и философию ее создателя. Например, в своей практике я рекомендую новичкам ничего не приобретать в течение года. Нужно сначала сформулировать свои предпочтения. Моя роль на этой стадии ограничивается исключительно просветительской: изучение материала, посещение музеев и галерей. И помните – образовательный процесс должен быть непрерывным вне зависимости от вашего опыта. Доступно множество образовательных курсов самой разной специализации. Используйте также любую возможность обсудить предмет вашего интереса с экспертами, кураторами, художниками и коллекционерами. Это отточит ваш навык отличать значительное произведение от посредственного. Только после этого я рекомендую переходить на следующий уровень.
Пополнение коллекции
Чем руководствоваться? Для начинающих совет один – покупать лучшее из того, что можете позволить в рамках своих предпочтений. С приобретением опыта основания для появления в вашей коллекции той или иной вещи должны стать все более вескими и аргументированными. То есть: «Я не просто обожаю эту скульптуру. Но она еще и эталонный образец творчества данного скульптора в наиболее продуктивный и выдающийся период его творчества, и она идеально заняла свою нишу в моей коллекции».
Еще один важный аспект управления коллекцией – подробное документирование всей имеющейся у вас информации о предмете. Это не только поможет вам адекватно оценить масштабы и качество, но и в будущем способно повлиять на ценность предмета на рынке. Приведу пример. На аукционные торги одновременно выставлены два пейзажа XIX века работы одного и того же автора. Они схожи по качеству, размеру, сюжету и периоду создания. Первый называется лаконично – «Сельский пейзаж», и на этом его описание закончено. Второй называется «Вид на долину Луары перед грозой. Сентябрь 1876 года». Картина принимала участие в выставке такой-то в таком-то музее. Приобретена сеньором Y в 1880 году в галерее «A» в Париже за 100 франков и продана г-же X в 1922 году за 500 франков. С тех пор находилась в семье владельцев и выставляется на торги наследниками. Обе картины визуально очень похожи и созданы примерно в один и тот же период. Аукционный дом оценил их в одном диапазоне. Какую из них вы предпочтете иметь в коллекции? Конечно же, вторую. Потому что вы хотите «породистую» вещь. Не стоит недооценивать влияние подобных исследований на перспективы продажи предмета. Многие опытные дилеры, прежде чем предложить покупателю вещь с довольно «бледным» провенансом, проделывают кропотливую работу по поиску выдающихся деталей и придумывают оригинальное название, если такового изначально нет.
Коллекция всегда имеет понятный принцип организации. Это может быть хронология, сюжет, техника или же любой ваш собственный критерий. Прекрасным примером были и остаются музейные выставки, составленные профессиональными кураторами.
Люди и цены
Рука об руку со знанием предмета идет понимание законов арт-рынка в целом и его состояния в данный момент. Многие хайнеты внимательно отслеживают результаты публичных торгов, упуская из виду подводные течения, влияющие на ценообразование. Знание рынка будет весьма полезно для определения адекватной стоимости. Для получения подобной информации сегодня существует множество информационно-аналитических сайтов и изданий. Наиболее репрезентативной базой по русскому искусству, на мой взгляд, располагает портал artinvestment.ru. Тенденции мирового рынка отражены на artnet.com и artprice.com. Обязательным для ознакомления с новыми тенденциями и событиями в мире искусства будет издание The Art Newspaper, в том числе его российская версия. Регулярный мониторинг подобных источников информации поможет вам быть компетентным и оставаться в курсе событий.
В финале затрону не самый приятный, но, увы, необходимый момент – планирование наследования. Вы будете удивлены, как мало знают наследники о коллекциях. Максимум что вы услышите: «Эта картина висела в столовой, когда я был маленьким. И она принадлежала моей бабушке. Это все, что я знаю». Худший вариант – когда наследники, совершенно не осознавая ее ценности, просто избавляются от коллекции. Именно вы должны позаботиться о подробном списке предметов и инструкциях по обращению с ними. Идеально будет, если вы сами определите судьбу своего собрания и таким образом избавите ваших родных от потенциальных спорных ситуаций. По возможности сделайте рыночную оценку коллекции и не забудьте о подробных инструкциях: кому звонить, куда идти и что делать. Вы же не хотите, чтобы ваши наследники искали через поисковик «Яндекс» дилеров, которые помогут им реализовать ту или иную вещь, или водителя, чтобы перевезти картину из квартиры в загородный дом.
Расскажите своей семье о том, чем она владеет. Вы не можете управлять окончательным результатом, но по крайней мере приложите все усилия, чтобы ваше любимое детище прожило достойную и долгую жизнь.
Источник: SPEAR'S Russia #7-8(60)
В поисках двухзначной доходности на российском рынке

Самым очевидным способом получения высокой доходности для российских инвесторов с февраля 2022 года были депозиты. Теперь ставки по ним стремительно снижаются и необходимо искать новые надежные источники хороших доходов. Денис Асаинов рекомендует переключить внимание на долговой рынок, а также на рынок акций, на котором произошли серьезные структурные изменения.
5 вопросов о недвижимости

Недвижимость – один из наиболее надежных защитных активов от инфляции, утверждают финансисты. При этом рынок недвижимости заметно страдает в период рецессии. Так что же сегодня происходит с российской недвижимостью, стоит ли в нее инвестировать и какие объекты выбирать? С этими вопросами WEALTH Navigator обратился к участникам рынка и аналитикам.
Высоко-художественный токен

Токенизация искусства легитимирована сегодня в России на уровне не юридическом, а музейном. Процесс возглавил Эрмитаж: в сентябре один из главных музеев страны продал NFT-токены полотен из своей коллекции на 32 млн рублей. Аукцион, для которого в России нет никакой законодательной базы, проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance. За несколько месяцев до того Инна Баженова, коллекционер, меценат и одна из самых влиятельных персон в российской арт-индустрии, объявила о запуске платформы The Art Exchange. Ее партнером по проекту стал профессиональный трейдер и управляющий инвестиционными фондами Андрей Беляков. Цель The Art Exchange – увеличить ликвидность произведений искусства как раз посредством их токенизации, применить к рынку искусства финансовые технологии и блокчейн. О платформе SPEAR`S Russia рассказала управляющая проектом Анна Левен.
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Вечное студенчество

Татьяна Костенкова – о концепции life-long learning, модульном MBA, образовании за рубежом в новых условиях и домашнем обучении.
Хорошо одеваться – не роскошь

Пандемия изменила стиль нашей жизни, работы и то, как мы одеваемся. Что нового в мире делового дресс-кода, как адаптировать гардероб к послаблениям нового времени, как носить неформальные пиджаки, худи и галоши и почему классная одежда – это не роскошь, специально для SPEAR’S Russia рассказал Константин Ефимов.
Высоко-художественный токен

Токенизация искусства легитимирована сегодня в России на уровне не юридическом, а музейном. Процесс возглавил Эрмитаж: в сентябре один из главных музеев страны продал NFT-токены полотен из своей коллекции на 32 млн рублей. Аукцион, для которого в России нет никакой законодательной базы, проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance. За несколько месяцев до того Инна Баженова, коллекционер, меценат и одна из самых влиятельных персон в российской арт-индустрии, объявила о запуске платформы The Art Exchange. Ее партнером по проекту стал профессиональный трейдер и управляющий инвестиционными фондами Андрей Беляков. Цель The Art Exchange – увеличить ликвидность произведений искусства как раз посредством их токенизации, применить к рынку искусства финансовые технологии и блокчейн. О платформе SPEAR`S Russia рассказала управляющая проектом Анна Левен.
Дорого. Богато. Сомнительно

Что покупать сегодня на арт-рынке? Старых мастеров, внимание к которым вернулось после сенсационного приобретения «Спасителя мира» почти за полмиллиарда? Современное искусство или NFT-арт? Пожалуй, в каждой из этих сфер художественного рынка не обошлось без большой спекулятивной игры. Впрочем, спекуляция давно часть арт-индустрии, развивающейся в том числе по законам инвестиционных структур и даже финансовых пирамид. Как сказал когда-то Винсент Ван Гог, «торговля произведениями искусства – всего лишь форма организованного грабежа».
Зритель как главный инвестор

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.
Из Большого с размахом

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.
Оставить комментарий