«Хочу быть коллекционером»


Есть большая разница между эпизодическим эмоциональным приобретением произведений искусства и коллекционированием. Первое – скорее случайное событие, основанное на симпатии и желании обладать, второе – целенаправленный и длительный процесс, требующий определенных навыков.

17.08.2016




Eplnn-v0thchmkt5jb0ukucuu-bakmtvbilvhxf5ewq,98a02gjhuo2wvfpzqg4tmv4sgz0udwhlfsxsmck9dlw,xflplhd99msfzmwgsn3ndjsexwvh_9lnx3p4ljdeem4,wf1zysow2x8duig5vr407e08diydfht6ewfgnpyqwrs
Виктория Ступина

Советник по искусству, основатель компании ARTCONSUL.

Главное качество, свойственное опытному коллекционеру, – это способность оценивать предмет именно в контексте его значения для коллекции. Практически все знаменитые коллекции характеризует общая черта – совокупность их составляющих увеличивает значение каждого из них в отдельности. В выдающихся собраниях все составляющие гармонируют между собой. Однако в начале пути вы можете прекрасно разбираться в каждом предмете в отдельности, но быть не в состоянии логически объединить их в одно целое. В этом случае поможет четкая постановка вопроса. Например: «Какова история абстракционизма в живописи русских художников?» Ответом будет собрание картин русских художников с момента появления этого направления в России и до сегодняшнего дня или же в рамках какого-либо ограниченного периода.

Итак, прежде всего сформулируйте вопрос или проблематику и четко следуйте им в составлении коллекции, периодически задавая себе вопросы:

  • Почему мне нравится именно это искусство?
  • Что именно мне нравится? Сюжет? Оригинальность идеи или техники? Исторический аспект или проблема, затронутая автором? Сам художник или его биография?
  • Какие новые чувства и мысли родились во мне, когда я увидел это произведение?
  • Показал ли автор нечто, ранее не выраженное другими?
  • Мне очень нравится, что оно такое: круглое, квадратное, белое, прозрачное, большое, маленькое и т.д.

Если же ответ на вопрос «Почему я это покупаю?» звучит как «у шефа в кабинете такая же», «это хорошие инвестиции», «художник знаменитый» или «предложили недорого», то вернитесь к началу статьи и внимательно перечитайте абзац об индивидуальности коллекции.

Истинный коллекционер всегда предан своему вкусу и не подвластен влиянию модных тенденций. Ценность коллекции – в ее индивидуальности, отражающей мировоззрение и философию ее создателя. Например, в своей практике я рекомендую новичкам ничего не приобретать в течение года. Нужно сначала сформулировать свои предпочтения. Моя роль на этой стадии ограничивается исключительно просветительской: изучение материала, посещение музеев и галерей. И помните – образовательный процесс должен быть непрерывным вне зависимости от вашего опыта. Доступно множество образовательных курсов самой разной специализации. Используйте также любую возможность обсудить предмет вашего интереса с экспертами, кураторами, художниками и коллекционерами. Это отточит ваш навык отличать значительное произведение от посредственного. Только после этого я рекомендую переходить на следующий уровень.

Пополнение коллекции

Чем руководствоваться? Для начинающих совет один – покупать лучшее из того, что можете позволить в рамках своих предпочтений. С приобретением опыта основания для появления в вашей коллекции той или иной вещи должны стать все более вескими и аргументированными. То есть: «Я не просто обожаю эту скульптуру. Но она еще и эталонный образец творчества данного скульптора в наиболее продуктивный и выдающийся период его творчества, и она идеально заняла свою нишу в моей коллекции».

Еще один важный аспект управления коллекцией – подробное документирование всей имеющейся у вас информации о предмете. Это не только поможет вам адекватно оценить масштабы и качество, но и в будущем способно повлиять на ценность предмета на рынке. Приведу пример. На аукционные торги одновременно выставлены два пейзажа XIX века работы одного и того же автора. Они схожи по качеству, размеру, сюжету и периоду создания. Первый называется лаконично – «Сельский пейзаж», и на этом его описание закончено. Второй называется «Вид на долину Луары перед грозой. Сентябрь 1876 года». Картина принимала участие в выставке такой-то в таком-то музее. Приобретена сеньором Y в 1880 году в галерее «A» в Париже за 100 франков и продана г-же X в 1922 году за 500 франков. С тех пор находилась в семье владельцев и выставляется на торги наследниками. Обе картины визуально очень похожи и созданы примерно в один и тот же период. Аукционный дом оценил их в одном диапазоне. Какую из них вы предпочтете иметь в коллекции? Конечно же, вторую. Потому что вы хотите «породистую» вещь. Не стоит недооценивать влияние подобных исследований на перспективы продажи предмета. Многие опытные дилеры, прежде чем предложить покупателю вещь с довольно «бледным» провенансом, проделывают кропотливую работу по поиску выдающихся деталей и придумывают оригинальное название, если такового изначально нет.

Коллекция всегда имеет понятный принцип организации. Это может быть хронология, сюжет, техника или же любой ваш собственный критерий. Прекрасным примером были и остаются музейные выставки, составленные профессиональными кураторами.

Люди и цены

Рука об руку со знанием предмета идет понимание законов арт-рынка в целом и его состояния в данный момент. Многие хайнеты внимательно отслеживают результаты публичных торгов, упуская из виду подводные течения, влияющие на ценообразование. Знание рынка будет весьма полезно для определения адекватной стоимости. Для получения подобной информации сегодня существует множество информационно-аналити­ческих сайтов и изданий. Наиболее репрезентативной базой по русскому искусству, на мой взгляд, располагает портал artinvestment.ru. Тенденции мирового рынка отра­жены на artnet.com и artprice.com. Обязательным для ознакомления с новыми тенденциями и событиями в мире искусства будет издание The Art Newspaper, в том числе его российская версия. Регулярный мониторинг подобных источников информации поможет вам быть компетентным и оставаться в курсе событий.

В финале затрону не самый приятный, но, увы, необходимый момент – планирование наследования. Вы будете удивлены, как мало знают наследники о коллекциях. Максимум что вы услышите: «Эта картина висела в столовой, когда я был маленьким. И она принадлежала моей бабушке. Это все, что я знаю». Худший вариант – когда наследники, совершенно не осознавая ее ценности, просто избавляются от коллекции. Именно вы должны позаботиться о подробном списке предметов и инструкциях по обращению с ними. Идеально будет, если вы сами определите судьбу своего собрания и таким образом избавите ваших родных от потенциальных спорных ситуаций. По возможности сделайте рыночную оценку коллекции и не забудьте о подробных инструкциях: кому звонить, куда идти и что делать. Вы же не хотите, чтобы ваши наследники искали через поисковик «Яндекс» дилеров, которые помогут им реализовать ту или иную вещь, или водителя, чтобы перевезти картину из квартиры в загородный дом.

Расскажите своей семье о том, чем она владеет. Вы не можете управлять окончательным результатом, но по крайней мере приложите все усилия, чтобы ваше любимое детище прожило достойную и долгую жизнь.



17.08.2016

Источник: SPEAR'S Russia #7-8(60)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз












Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.