Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/high-net-golf-individual
Дата публикации 16.03.2012
Рубрики:
Напечатать страницу


High net golf individual


Гольф уже признан олимпийским видом спорта и дебютирует на Играх в Бразилии. Этот мощный толчок для гольфистов всего мира – любителей и профессионалов – не только общая победа, но и источник новых вызовов для российских спортсменов. Как минимум им предстоит подтянуться до международного уровня. Задача непростая, но выполнимая, считает Андрей Череватенко.



Андрей Череватенко
основатель и генеральный директор
«Русского тура».

Больше и не надо

Атрибутов роскошной жизни множество, но в том, что касается спорта, их всего два: поло и гольф. Нас, конечно, интересует последний.Гольф – самое настоящее, правдивое и честное зеркало HNWI-социума страны. Какие бизнесмены, такие и игроки, такой и спорт. Этот тезис легко доказуем на примерах. Лидером гольф-индустрии остаются Штаты, за ними следуют развитые государства и Азиатский блок, а наиболее наглядным сравнением я бы предложил считать пару Россия/Китай.

В начале 1990-х годов я оказался в Пекине и видел, что гольф в Китае находится абсолютно на том же уровне развития, что и в России. И там и там было по ­одному гольф-клубу, по одному стадиону. Впрочем, в чем-то нам удавалось опережать братьев из КНР: когда мы с моим другом пришли на китайское тренировочное поле, то увидели надпись: «Только для китайцев». Сейчас такого там уже не встретить, но ведь в России гольф и вся инфраструктура всегда были интернациональными.

В настоящее время в Поднебесной более 400 полей, состоятельные китайцы не стесняются вкладывать в тренировку и игру своих детей суммы, сопоставимые с гонорарами профессиональных спортсменов – 200–500 тыс. долларов. В Америке иная схема – там детский гольф отчасти субсидируют государство и бизнес. Для них гольф – национальная игра, а не будет молодых игроков, не будет и целой индустрии (именно это однажды произошло с Европой).

В России подобного, к сожалению, нет, и полей в стране примерно 8–10. Строительство у нас очень дорогое и неэффективное, возникает множество законодательных вопросов, в том числе по части лесного фонда. Поэтому берутся за возведение клубов только очень крупные энту­зиасты, и если уж они пре­одолевают все преграды, то делают в итоге конфетку. К сожалению, высокое качество готовых объектов не компенсирует их слишком малое количество.

Другой вопрос: нужно ли их больше? Сказать, что клубы в России переполнены, я не могу. Развитая инфраструктура – реакция на спрос, который пока отсутствует.

Почему? Капитал в России сосредоточен в руках ограниченного круга UHNWI, тогда как Китай – страна, где богатство распределено более равномерно. Отсюда и разница в числе игроков.

С другой стороны, гольф – это важный элемент международного туризма. Любой клуб, помимо собственно спортивной инфраструктуры, содержит в себе все необходимое для семейного отдыха: отели, рестораны, развлекательные комплексы, обширную анимационную программу и т.д. Многочисленные китайские поля сегодня тоже не забиты под завязку, но рассчитаны на спрос, который в будущем придет с наплывом состо­ятельных туристов.

Клюшечный глобализм

Чтобы выйти на международный уровень в профессиональном гольфе, россиянам, я считаю, понадобится около 15 лет. Это достижимо, но весьма сложно. Скажем, многомиллионные гонорары Тайгера Вудса, самого высокооплачиваемого спортсмена в мире, вполне справедливы и адекватно отражают его мастерство. Конкуренция здесь просто колоссальная – выше, чем в любом другом виде спорта, включая футбол и теннис.

Представьте: в Америке сейчас официально зарегистрировано около 30 тыс. профессионалов и 50 млн активных игроков-любителей, причем из этих 50 млн несколько сот тысяч – гольфисты того же уровня, что и российские профессионалы. И это только в США. Причем в туре могут участвовать всего 200–300 спортсменов.

Где соревнуются лучшие клюшки мира? Вершиной иерархии остается американский тур, куда пробиваются лучшие из лучших. Помимо него существуют и чемпионат мира, и европейские и азиатские соревнования. Престижные турниры проходят и в Дубае, и в Шанхае. Так что тенденция нашего времени – объединение и глобализация индустрии гольфа, в том числе любительского. Мне кажется закономерным скорое появление некоего симбиоза американского, европейского и азиатского гольфа в форме новой международной организации.

В этом новом конгломерате Россия может занять достойное место – несмотря на климат, явно не благоприятствующий игре в гольф, в нашей стране прослеживается стабильный интерес к этому виду спорта, и я считаю, что немало людей готовы были бы смотреть матчи вживую, еще больше – по телевизору.

А для того чтобы активно развиваться и не отставать от стран-конкурентов, необходимо следовать примеру американцев, для которых гольф не ограничивается самим гольфом, – для них это огромный entertainment-сегмент, и в него вовлечены бизнесы всех калибров, включая шоу-бизнес, телевидение и выступления звездных артистов. К примеру, Джастин Тимберлейк, не являясь исключительно хорошим гольфистом, организует собственный тур в партнерстве с крупным благотворительным фондом, устраивает из этого грандиозное шоу. Аналогичный подход просто необходим юрисдикции, претендующей на заметную позицию в этом виде спорта.

Никто не уйдет обиженным

Почему private banking поверил в нас? Потому что мы умеем организовать для гостя отличный семейных отдых в рамках турнира по гольфу. Это стало возможным благодаря хорошей еде, анимационной программе, домашней обстановке. Клиенты частного банка привыкли чувствовать себя как дома везде, и поездка на гольф-турнир для них – это как визит к знакомому на дачу, куда можно зайти на чашечку кофе и пожарить шашлычок.

Вместе с тем они получают возможность поиграть в гольф не только в узком кругу знакомых, но и с профессионалами. Член клуба, состоятельный человек, но любитель в этом спорте, может увидеть на поле игрока из высшей лиги и спросить: «А можно и мне с ним поиграть?» «Можно», – ответим мы. И не надо думать, что это шаг исключительно навстречу хайнету. Это вза­имовыгодное сотрудничество, ведь игра с обеспеченными гражданами – важный элемент в формировании и обучении профессионала. Каким бы мастерством ты ни владел, но не имея опыта общения с высшим светом, ты психологически сломаешься, попав на престижный турнир, ведь там на тебя будут смотреть тысячи глаз, а львиная доля зрителей и участников-любителей обладает огромными денежными активами. Представляете, что происходит с обычным спортсменом, пусть даже самого высокого класса, когда он выходит на турнир с призовым фондом 5 млн долларов? Он теряет контроль над собой от одного только осознания этого. Таким образом, играя с HNWI, профессионал приобщается к новому для себя статусу и социуму, привыкает к нему, ассимилирует его традиции и культуру. Спорт­смен учит любителя лучше играть и в то же время учится у любителя позиционированию, тонкостям психологии и поведению.

Гольф – игра миллионеров, но настоящих спортивных достижений здесь удостаиваются лишь те, кто полностью посвящает себя спорту, кто делает его своей профессией, а не занимается им в свободное от бизнеса время. Да, в Америке можно разбогатеть, если ты – Тайгер Вудс, и да, призовые фонды в России тоже постепенно растут, но между большинством спортсменов и состоятельными любителями всегда будет лежать финансовая пропасть.

Private golfing

Мы в партнерстве с ВТБ24 Private Banking организуем два турнира: начало сезона («ВТБ24 Private Banking классический pro-am») и его закрытие (ВТБ24 Private Banking Russian masters). Несмотря на название – «Русские мастера» – ко второму турниру мы привлекаем не только профессионалов и членов сборной, но и любителей. Это открытое соревнование, и туда может записаться любой гольфист, однако он должен быть готов и к сложному ландшафту, и к максимальным дистанциям, и к непредвзятому судейству – на поле все равны.

Russian masters – наш флагман – длится три дня. В первые два гольф-про­фессионалы разыгрывают призовой фонд, тогда как гости – клиенты банка имеют возможность пройти «клинику» – базовое обучение гольфу, поиграть в мини-гольф, заняться другим спортом (на территории резорта есть и теннисные корты, и бассейны, и боулинг и т.д.) или просто отдохнуть.

А в третий день проходит турнир pro-am (professional-amateur), когда набирается 18–20 команд, сформированных из одного профессионала и трех любителей (в результате засчитываются очки только лучшего из трех).

Но, конечно, работа с private banking – это всегда полная свобода для клиента, а потому правила очень условны. Если наш гость хочет провести в клубе все три дня, у нас есть для него гостиница. Если он все три дня хочет играть с профессионалами, то мы сделаем так, чтобы он играл с ними. При этом гольф сохраняет свою строгость, формат и атмосферу.