Хайнет без рейтинга
Здравый смысл подсказывает, что большинство хайнетов должны без проблем проходить проверку на кредитоспособность. Но богатство, как выяснил Джош Сперо, не всегда оказывается преимуществом.

© East News/Ikon Images
Александр Хоар, представитель 300-летней династии Хоар и член совета директоров семейного банка, – в салоне Carphone Warehouse. Представьте: он хочет купить iPhone. Или BlackBerry. Или даже Nokia (чтобы потешить себя ретро). Подходит его очередь, и продавец-консультант проводит проверку кредитоспособности.
Хоар ждет.
И… дожидается отказа. Зажглась красная лампочка: кредитного рейтинга не найдено. Продавец, возможно, с долей подозрения смотрит на Александра. Пока продать телефон ему не могут, но если Хоар вернется с отзывом банка – смогут. И, написав отзыв о самом себе на бланке собственного банка, он возвращается в салон, что находится через два дома и притом на земле его же семьи.
Теперь телефон его.
Эту историю я рассказал не только чтобы заинтриговать вас тем, какой телефон все-таки купил Хоар. Ее посыл еще и в том, что низкий кредитный рейтинг (или его отсутствие в принципе) – проблема не только бедных. И тому есть логическое объяснение, аргументирует Джеймс Джонс из компании Experian, работающей в сфере потребительского кредитного скоринга: «Богатство и активы мы не учитываем. Мы учитываем обратное: долги». Поскольку у хайнетов много первого, последнего у них обычно не бывает. А его регулярное погашение и есть ключ к золотому кредитному рейтингу.
Проблемы на этой почве могут возникнуть не только с телефонами. Джина Миллер, соосновательница wealth-management-фирмы SCM Private, в прошлом году разрабатывала новые онлайн-платформы – и в том числе SCMDirect.com, где потенциальных инвесторов подвергают проверке на кредитоспособность. Число отсеянных удивило Миллер.
«Похоже, у массы хайнетов не такой высокий рейтинг, как можно было бы подумать, – говорит она. – Мало у кого из них есть ипотека или много кредитных карт или долгов. К тому же на пятилетнем отрезке они могут довольно часто менять место жительства. Проблема здесь в том, что система снижает рейтинг клиента, если находит множественные различия в адресах, к которым привязаны его личные документы».
SCM внесла коррективы в свою онлайн-систему, но часть клиентов отсеиваться все равно будет (что, по словам Джины, хорошо: «Если система пропускает 80–100% хайнетов, то, вероятно, она устроена не лучшим образом»).
Неприятности с кредитным рейтингом не обязывают частный банк или wealth-management-фирму отвергать клиента. Однако в таком случае понадобится долгая и затратная ручная проверка. «Мы следуем европейскому принципу “2+2” и требуем два оригинала или две заверенные копии из одного источника и два (две) из другого», – продолжает Миллер.
Интриги добавляет то, что единого кредитного рейтинга не существует. Кредиторы, замечает Джеймс Джонс, смотрят на обращающихся через призму собственного опыта: «Каждый кредитор сличает ваши данные с данными своих прошлых клиентов. И если предшественник оказался по-настоящему хорош… то рейтинг вам наверняка присвоят высокий». Не нужно, чтобы ваш кредитный рейтинг был абсолютно лучшим, – достаточно, если он станет лучшим по банку.
Внимание на кредитном скоринге заостряют в свете ужесточения регулирования: изучать клиентов стали пристальнее, «антиотмывочных» мер прибавилось, а в прошлом году вступили в силу новые правила для участников ипотечного рынка (Mortgage Market Review, MMR). Вот что сообщает насчет MMR Управление по финансовому надзору (Financial Conduct Authority, FCA): «Кредиторы несут полную ответственность за определение того, может ли клиент позволить себе данный заем, и обязаны проверять данные о его доходах. При этом им по-прежнему разрешается задействовать посредников, но ответственность продолжают нести они сами».
Так что Александр Хоар знает проверку кредитоспособности и с другой стороны. «Раньше мы не уделяли особого внимания кредитным рейтингам (если вообще уделяли), – признается он. – Так было до того, пока летом не ввели MMR. Судя по всему, MMR – это ответ на “обманные” кредиты (liar loans, или кредиты, не требующие подтверждения данных о доходах. – Прим. пер.), которых у нас в стране никогда особенно не выдавали. Но теперь проверять кредитоспособность ипотечных заемщиков мы обязаны. Это непросто, поскольку лучшие агентства кредитной информации не отвечают на запросы банков, которые с ними не сотрудничают. А мы не настолько любим MMR, чтобы поставлять клиентские данные. Лучше мы будем узнавать клиентов как полагается».
Эти слова подчеркивают еще одну проблему стандартных кредитных рейтингов: можно иметь сколько угодно данных о кредитных картах, ипотечных платежах и счетах за газ, но клиентов так не изучить. А если private banking на чем-то и держится, так это на том, чтобы действительно знать своих клиентов.
И все же какой бы досадой ни был провал проверки, и кредиторам, и клиентам стоит помнить: рядом с ошибочно отсеянными будут и те, кто отсеян справедливо. Те, с кем вам не захочется инвестировать, кому вам не захочется одалживать деньги и кого вам даже не захочется отпускать из своего магазина с новым сверкающим iPhone.
Проверка пройдена!
Вот несколько способов повысить свой кредитный рейтинг:
- Пользуйтесь кредитной картой и каждый месяц выплачивайте все, что полагается.
- Не пользуйтесь банковскими овердрафтами.
- Оплачивайте коммунальные счета от своего имени.
- Время от времени проверяйте данные о своей кредитоспособности, особенно перед обращением за кредитом.
- Если попросить своего банкира отправить в скоринговые агентства письма с подтверждением размера вашего состояния, те смогут сделать пометку, что у вас есть соответствующий документ и по запросу вы можете предоставить его кредиторам.
Источник: SPEAR'S Russia #4(47)
Код безопасности

Пока Big Tech выходит на финансовые рынки, банки сами торопятся превратиться в технологические компании, и героем нашего времени часто становится не клиентский менеджер или инвестиционный управляющий, а программист. Это добавляет удобства и клиентам, и бизнесу, но создает дополнительные возможности для злоумышленников. Глава Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал SPEAR’S Russia, сколько ошибок совершают программисты, как дорого они могут обойтись и какие банки следует считать самыми безопасными.
Тотальный wealth management

Вероника Жукова, директор управления финансовых продуктов и развития платформы Sber Private Banking, - о цифровом настоящем, предъявляющем строгие требования всем участникам индустрии управления частными капиталами, и цифровом будущем, которое сделает жизнь хайнета намного удобнее.
Кто побеждает в кибербоях

С каждым годом киберпреступность приобретает все большие масштабы: открытые военные операции, шпионаж и саботаж не так часто выходят на первые полосы СМИ, однако специалистам, разрабатывающим технологии по отслеживанию и нейтрализации угроз, очевидно – бизнес, а иногда и целые государства не всегда готовы противостоять атакующим. Как узнать врага в лицо и выбрать релевантную защиту для себя и своего бизнеса, не тратя баснословных сумм на никому не нужные антивирусы, узнала руководитель А-Клуба Алина Назарова в беседе с Ильей Сачковым, генеральным директором и основателем Group-IB.
Делать мир лучше

Глава Mastercard в России Алексей Малиновский объясняет, как связаны платежная система и культура, и рассуждает о принципиальных идеях и технологической системе, стоящих за маленькими пластиковыми прямоугольниками, а также о том, что может прийти на смену картам.
Оставить комментарий