Гавань для наследства


По подсчетам UFG Wealth Management, около 60% крупнейших российских состояний уже находятся либо в трастах, либо в фондах. Концепция траста и фонда похожи по своим целям, но по методам их достижения они расходятся. Дмитрий Кленов считает, что в вопросе передачи состояния по наследству россиянам следует выбирать именно траст.

10.11.2010




Img_0005
Дмитрий Кленов

партнер UFG Wealth Management

Хотя многие специалисты в России полагают, что траст, как продукт англосаксонской системы права, плохо воспринимается, мне кажется, что это заблуждение. Конечно, фонд, будучи классической компанией, хорошо понятен любому предпринимателю. Природа траста – договорные отношения – вызывает больше вопросов. Однако в нашей стране развито доверительное управление, с которым многие состоятельные россияне хорошо знакомы. Оно, конечно, не представляет собой аналог траста, но достаточно четко дает представление клиенту о том, как он функционирует.

Завещательные тонкости

Одно из серьезных преимуществ траста перед завещанием заключается в том, что в случае смерти владельца состояния его наследнику или наследникам – бенефициарам траста – не придется проходить сложную и дорогостоящую процедуру вступления в наследство – переоформлять собственность. Траст становится конечным холдингом для любого рода активов. После перевода в траст они, по сути, находятся в вечном доверительном владении управляющего. Так что в этом смысле траст – не что иное, как растянутое во времени завещание, где четко оговорены наследники (бенефициары) и их права.
При жизни учредитель траста является основным бенефициаром (первая очередь). А его сын (дочь), внуки – бенефициарами второй и третьей очереди. Как только учредитель уходит из жизни, его сын (или дочь) становится основным бенефициаром. При этом никаких сложных процедур, связанных с переоформлением прав собственности на активы (как в случае с завещанием), управляющему трастом совершать не требуется. В уставе траста прописана очередь – в пользу кого из бенефициаров он управляется.

С завещанием все намного сложнее. Как правило, у владельца крупного состояния сложная структура активов, которая включает объекты недвижимости, банковские депозиты, акции. И часть из них – зарубежные. Если активы зарегистрированы на физическое лицо и включены в завещание, в котором указан только один наследник, проблем избежать все равно не удастся. В случае смерти владельца в силу вступают механизмы национального регулирования наследственных отношений. Например, у человека открыт счет в швейцарском банке. В случае его смерти банк на полгода (период пробации) счет замораживает. В этот срок кредиторы, если такие имеются, могут подать свои требования. В свою очередь, наследнику потребуется нотариально заверить завещание, перевести его и апостилировать (легализация перевода завещания).

После этого переслать документы в банк. То же самое касается акций иностранных компаний, а также фондов. Наследнику нужно будет доказать администратору свои права в соответствии с местным национальным законодательством.

Смириться ради будущего

При создании траста учредитель, как правило, выдвигает на первый план вопрос о контроле управляющего. Его можно понять: из полноправного владельца активов он в одночасье превращается в бенефициара траста с аморфными правами. Это серьезный психологический барьер. Если человек внутренне его не преодолел, то создавать траст рано. Для этого решения нужно созреть. Другими словами, смириться с мыслью, что когда-то – в результате смерти – контроль над своими активами он все равно потеряет. А что потом будет с его состоянием, непонятно. Поэтому разумно уже при жизни делегировать – в необходимых пределах – полномочия трастовому управляющему.

Зачастую приходится объяснять, что траст – это не безальтернативный вариант, который не предусматривает обратного пути. На самом деле клиент может при определенных условиях, что называется, «развернуть процесс» и расформировать траст. Сама процедура будет зависеть от того, насколько защищен траст от атак со стороны третьих лиц, требований кредиторов. Чем выше защита, тем сложнее ликвидировать траст. При желании владелец состояния может сформировать траст в тестовом режиме, чтобы разобраться и понять, как он функционирует. Для этого запускается механизм, позволяющий при желании быстро и без проблем расформировать траст в первые год-два.

Следует отметить, что деятельность трастовых управляющих – это сформировавшийся рынок услуг. Они работают в тех странах, где учреждаются трасты. Есть также международные трастовые компании, которые функционируют в нескольких юрисдикциях. Работа таких компаний лицензируется.

Главный критерий при выборе трастового управляющего – это его репутация на рынке. Своим клиентам мы обычно предлагаем компании, с которыми сотрудничаем более 10 лет. В качестве предоставляемых ими услуг мы уверены.

Связующее звено

Большинство наших клиентов при создании траста, помимо управляющего, обзаводятся еще и протектором. Это, как правило, иностранная компания, регистрируемая по месту учреждения траста, которая предоставляет услуги самому трасту. Задачи протектора – осуществлять юридический и финансовый аудит, а также консолидацию активов, находящихся в трасте. Помимо этого, протектор формирует отчетность как для бенефициаров, так и для управляющего. Именно протектор наполняет траст экономической целесообразностью. Одна из его ключевых задач – осуществлять связь между бенефициарами и трастовым управляющим.

Чтобы контроль над активом был эффективным, управляющий должен понимать, что это, собственно, за актив и что с ним происходит. В случае с российскими состояниями нередко возникает следующая ситуация. Управляющий находится на Британских Виргинских островах, а у него среди активов российские компании, о которых он практически ничего не знает. Протектор возьмет на себя работу по предоставлению всей необходимой информации. Через функции протектора также можно создать механизмы, которые позволят влиять на управление или на стратегию управления всеми активами, находящимися в трасте. Наша компания предоставляет своим клиентам услуги протектора. В отдельных случаях мы осуществляем управление, а иногда и администрирование активов, которые находятся в трасте.

Стоимость услуг управляющего и протектора зависит от объема активов, их состава, а также от самого набора услуг. Например, создание траста потребует от учредителя 10–15 тыс. долларов. Что касается его функционирования, это либо фиксированная сумма (10–15 тыс. долларов в год), либо определенный процент от объема активов. Прежде всего это зависит от набора предоставляемых услуг – это может быть управление или администрирование активов, включая недвижимость, прямые инвестиции, ценные бумаги. В этом случае затраты составят от 0,01 до 1,5%. Практически у всех клиентов встречается комбинация всего вышеописанного, частью клиент занимается сам, часть передает в управление, а часть активов, находящихся в управлении третьих управляющих, требуется администрировать.



10.11.2010

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе


20190906_174137_1
 

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.