Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/fantastichno-optimistichno-i-naivno
Дата публикации 20.07.2015
Рубрики: Интервью и портреты
Напечатать страницу


Фантастично, оптимистично и наивно

На что тратит время и деньги Биз Стоун


Он покинул Google, основал Twitter и провалился со своим первым собственным стартапом. Ничего страшного, полагает Софи Кертис, второй уже на подходе.

© Jonathan Sprague/Redux


Соучредитель Twitter Биз Стоун, наверное, один из самых успешных предпринимателей в мире. Его капитал оценивается в 200 млн долларов США, но в душе он по-прежнему хиппи.

Не закончивший колледж строгий вегетарианец, мистер Стоун живет в местечке Марин-Каунти к северу от Сан-Франциско, известном своими природными красотами. Он создал благотворительный фонд, чтобы помочь финансировать проекты в таких областях, как образование, охрана окружающей среды и защита животных.

Поэтому, пожалуй, неудивительно, что цель его последнего проекта – визуальной социальной сети под названием Super – «вызвать сопереживание».

«Я знаю, звучит это фантастично, до смешного оптимистично и наивно, но я чувствую, что в других социальных сетях не хватает эмоций, – говорит он. – В мире социальных сетей есть место для более утонченного, более эмоционального, более чувственного общения друг с другом».

Теория яркого пятна

Стоун, покинувший Twitter в 2011 году, но до сих пор владеющий значительной долей его акций, решил запустить Super после того, как предыдущий проект принадлежащей ему компании Jelly Industries – приложение для вопросов и ответов под названием Jelly – провалился в рейтинге электронного магазина приложений.

Проблема с Jelly, которое было построено на идее, что люди смогут ответить на некоторые вопросы гораздо лучше, чем любая поисковая система, заключалась в том, что желающих ответить было гораздо больше, чем желающих вопросы з­адать.

Столкнувшись с перспективой многолетней работы по созданию базы более любознательных пользователей, Стоун решил начать с чистого листа.

«И вот что я сделал: я использовал принцип, который назвал бы “теорией яркого пятна”. Его суть в том, что когда все кажется темным, должно быть, по крайней мере, нечто, что можно назвать хорошим. Так что сконцентрируйтесь на нем, разложите по полочкам и попытайтесь сделать из этого ваш новый проект», – рассказывает он.

«Ярким пятном», которое нашли Стоун и соучредитель Jelly Industries Бен Финкель, оказалось то, что пользователи Jelly с удовольствием делились своим мнением о том, что достойно самой высшей или самой низшей оценки в любой заданной категории.

Из этого и родилось приложение Super, базирующееся на идее выражения эмоций в превосходной степени. Стоун также питает огромный интерес к графическому дизайну – в свое время он добился стипендии в области искусства в Северо-Восточном университете и в Массачусетском университете, и в основу приложения Super положены работы художницы Барбары Крюгер, использующей черно-белые фотографии с наложением декларативных надписей.

В Super пользователь может выбрать начальную фразу, например «самое лучшее», «самое худшее», «абсолютно безбашенное» или «самое сексуальное», и закончить предложение как ему заблагорассудится. Затем законченная фраза превращается в красочный заголовок и накладывается на изображение, которое они сами выберут.

«За идеей стоит конкретный научный принцип – изображение плюс несколько слов или одна фраза увеличивают когнитивное и эмоциональное восприятие более чем на 40% по сравнению с каждым из элементов в отдельности. Это основа всей индустрии рекламы», – объясняет он.

«Twitter чисто текстовое приложение, – а я не хочу, чтобы Super был весь в хэштегах и “собачках” @, – и, как правило, люди используют Instagram, чтобы показать, какая у них замечательная жизнь. Вот что вы используете, когда хотите передать более эмоциональное сообщение».

Стоун явно все еще мысленно прорабатывает эту концепцию. Иногда, объясняя что-то, он прерывает свою речь и говорит: «Я хочу сделать это по-другому». Или: «Я хочу изменить это». В какой-то момент он даже вытаскивает бумажку с написанной от руки формулировкой основных задач компании. «Я отправил это сегодня утром моему со­учредителю, подчеркнув, что нам следует развивать больше идей в этом направлении», – говорит он задумчиво.

Однако в одном Стоун твердо уверен: он хочет, чтобы использование Super доставляло удовольствие. Именно это, по его словам, помогло приложению Twitter на ранних стадиях роста, как, впрочем, и другим компаниям, таким как Snapchat и Facebook.

«Если что-то доставляет удовольствие, есть больше шансов, что люди станут это использовать, а если будет много пользователей, то повышается вероятность того, что возрастет значимость, – говорит он. – Людям нравится обращаться к прошлому и рассказывать, что они создавали эту платформу из всяких там благородных соображений, но это неправда».

Терминал Bloomberg для каждого

Стоун с неохотой обсуждает Twitter, компанию, основанную им с Диком Костоло, который на прошлой неделе объявил, что уходит с поста исполнительного директора, и Джеком Дорси, теперь временно заменяющим Костоло.

Несмотря на то что Twitter используют 255 млн человек по всему миру, в последние годы его рост застопорился. Исследовательская компания eMarketer считает, что в 2015 году пользовательская база Twitter будет ежемесячно расти только на 14,1%, снизившись с 30%, наблюдавшихся два года назад. К 2019 году темпы роста количества пользователей во всем мире будут составлять лишь 6%.

Эта сеть также не раз сталкивалась с серьезными проблемами, включая массовые пиратские трансляции поединка за титул чемпиона между Мэйвезером и Пакьяо с использованием новой системы потокового видео Periscope, а также постоянные проблемы, связанные с троллингом и агрессией по отношению к отдельным пользователям.

Несмотря на высказанные им в прошлом опасения, что Twitter испытывает недостаток «творческого видения», Стоун гордится эффектом, который эта сеть оказала на весь мир, ссылаясь на создание первой модели «подписчиков» и использование хэштегов в качестве метода самоорганизации. Тем не менее он отвергает сравнение с другими социальными сетями.

«Я никогда не считал Twitter социальной сетью, я всегда думал о ней как о мировой ленте новостей, – говорит он. – Особенно сейчас, когда появился Periscope. Если что-то происходит, то там будет 53 угла зрения из Periscope и поток твитов – это как терминал Bloomberg для всего мира».

Стоун также отметил, что самое главное для любой новой технологии не то, сколько людей ее используют, а ее более широкое социальное воздействие.

«Когда я работал в Twitter, снова и снова повторял, что не имеет значения, сколько человек скачали приложение или зарегистрировались. Имеет значение только то, что они делают в нашей сети. В идеале цель в том, чтобы набрать несколько сотен миллионов довольных пользователей, и тогда дела у вас пойдут».

В настоящее время Jelly Industries – стартап всего из восьми человек, причем практически все они инженеры, но Стоун уверен в его потенциале роста. Ему удалось привлечь неназванный объем инвестиций в ходе двух кампаний по изысканию финансирования, которые организовывала компания Spark Capital.

То, что приложение имеет столь однозначно позитивную направленность, сначала может быть трудновато принять, но Стоун настаивает, что это помогло создать вокруг него некое сообщество.

Тем не менее он признает, что повторить успех Twitter будет нелегко и что рост неизбежно заставит компанию приспосабливаться. Если Super будет таким успешным, как он надеется, то маловероятно, что пользователи останутся такими же «белыми и пушистыми» по отношению друг к другу, как сейчас.

«Я был бы рад появлению такой проблемы, если она станет следствием непрерывного роста. Это проб­лема, решения которой одно другого лучше», – говорит Стоун.

Помогать, а не зарабатывать

Ну а пока он занят своим инвестиционным портфелем, включающим в себя веб-сайт по обмену фотографиями Pinterest, компанию, производящую «умную» электронику для дома Nest Labs (в настоящее время принадлежит Google), и провайдера финансовых услуг Square (основан Джеком Дорси).

Стоун говорит, что он инвестирует в людей, а не в компании и что мотивация его «ангельских» инвестиций – не зарабатывать деньги, а помогать предпринимателям.

«Когда Джек впервые запустил приложение Square, я сказал, что, конечно, в него инвестирую, – говорит он. – Я не знаю, что оно делает, собственно, я так этого и не понял, но я сказал: вот все деньги, которые у меня есть».

Инвестирование в людей – это то, чем Стоун занимается на протяжении всей своей жизни. Сначала – когда он решил бросить колледж, потому что его наставник Стив Шнайдер, дизайнер книжных обложек, выразил желание с ним поработать. А потом, во время работы в Google, Стоун отказался от акций на сумму 2 млн долларов, чтобы перейти работать в Odeо – стартап по созданию подкастов, финансируемый Эваном Уильямсом.

«Невзирая на то что я большую часть жизни просуществовал на пособие и к 30 годам накопил долгов на 75 тыс. долларов, я все равно ушел из компании Google. Я мог бы быть миллионером, но все-таки уволился, потому что хотел работать с Эваном Уильямсом», – говорит он.

«Наш стартап провалился, но я работал с Джеком, с которым мы стали друзьями, и мы создали Twitter – все это просто люди, люди, люди. Так что теперь я вкладываю деньги потому, что сам человек такой замечательный и я хочу ему помочь».

Стоун признался, что его финансовые консультанты, а также его друг Джек Дорси посоветовали ему прекратить инвестировать в другие компании, потому что, вкладывая деньги, он чувствует себя обязанным помогать им и в конечном счете отвлекается от своих собственных проектов.

Тем не менее он говорит, что приобрел сейчас определенную известность, и его положительная оценка, как правило, открывает дорогу для других инвесторов. «Я пытался остановиться и не инвестировать в другие компании, потому что отлично понимаю, что, скорее всего, бросаю деньги на ветер. Но я вкладываю в людей, которых считаю замечательными», – объясняет он.

«Поэтому я говорю, что не делаю этого, но в реальности иногда все-таки делаю. На публике я сообщаю, что не занимаюсь подобным, потому что в противном случае ко мне слишком много людей обращаются с просьбами, и я превращаюсь в фирму венчурного капитала, состоящую из одного человека, а это уже слишком».


Источник: Sophie Curtis / The Daily Telegraph / The Interview People