Евразийский хребет Русской медной компании
Реализуя серию промышленных проектов на Урале и в Казахстане, Русская медная компания сформировала новый пояс экономического и социального развития – евразийский промышленный хребет, – который станет основой для развития экономики на пространстве Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу, отмечает Анатолий Козлов.

Несмотря на санкции, падение цен на нефть и прочие неблагоприятные экономические условия, проект Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), объединяющего Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию, продолжает успешно развиваться. В ходе Международного форума молодежи стран СНГ в конце марта это еще раз констатировал спикер Государственной думы Сергей Нарышкин. В том числе реализуются программы импортозамещения, сохраняются объемы торговли между странами союза в натуральном выражении, а в ближайшем будущем ожидается подписание и ратификация проекта Таможенного кодекса ЕврАзЭС, что даст новый стимул развитию общего рынка стран в границах стран-участниц. Притом что желание создать зону свободной торговли с ЕврАзЭС уже выразили более четырех десятков стран, включая Китай, Индию, Таиланд, Египет, и международных организаций.
Одним из самых ярких примеров успешной реализации идей ЕврАзЭС является работа крупного российского бизнеса в Казахстане. Компании, уже имеющие опыт на местном рынке, сходятся в том, что этой стране нравится работать с Россией. Для работы надежного, устойчивого, динамично развивающегося бизнеса здесь создаются максимально комфортные условия. Однако для получения преференций российское предприятие должно иметь безупречную репутацию и представлять реальный экономический интерес для того региона, где работает или планирует работать, а также продемонстрировать высокий профессионализм руководства и топ-менеджмента, обеспечить разумные сроки реализации проектов.
Один из показательных примеров успешной работы российского бизнеса на казахской территории – проект Русской медной компании (РМК), одного из крупнейших игроков российского рынка цветных металлов, по созданию современного предприятия по производству меди в Актюбинской области – Актюбинской медной компании (АМК). Когда первая обогатительная фабрика АМК, которая, как и многие другие производства РМК, строилась с нуля, практически в чистом поле и в самые кратчайшие сроки, была введена в эксплуатацию в 2006 году, рядом с ней располагался единственный небольшой поселок. Но всего за несколько лет вокруг АМК вырос еще один населенный пункт, появились дороги, инфраструктурные объекты, начал активно развиваться малый и средний бизнес, обслуживающий горнодобывающее и перерабатывающее предприятие. В апреле этого года АМК, казахская майнинговая компания «Коппер Технолоджи» и Комитет геологии и недропользования «Казгеоруд» подписали партнерскую программу по развитию малого и среднего бизнеса в Актюбинской области. Подразумевается, что крупные компании должны создавать вокруг себя «экономический пояс» из малых и средних предприятий. Дополнительно способствовать улучшению социально-экономической ситуации в Актюбинской области будет другое совместное российско-казахстанское предприятие – рудник на месторождении Весенне-Аралчинское, стоимость которого оценивается в 213 млн долларов. Таким образом, с учетом строительства открытого рудника на месторождении Кундызды общий объем инвестиций Группы РМК в проекты в Казахстане может вырасти до 896 млн долларов. Рудник Весенне-Аралчинское должен создать около 500 новых рабочих мест, способствуя развитию инфраструктуры, а также малого и среднего бизнеса.
Источник развития
Аналогичным драйвером социального и экономического роста для своего региона – на этот раз на российском Урале – стал еще один флагманский проект РМК – Михеевский ГОК, расположенный в Варненском районе Челябинской области. Цифры говорят сами за себя. В 2015 году это предприятие перечислило в местный бюджет налогов на сумму 120,4 млн рублей. Еще 24,3 млн рублей поступили от деятельности субподрядчиков. Около трети населения в Варненском районе заняты в малом и среднем бизнесе, а безработица здесь снизилась до невероятного для текущей кризисной экономической ситуации уровня в 3,3%. Таким образом, роль Михеевского ГОКа в формировании благополучной социальной и экономической ситуации в регионе сложно переоценить.
Выйти на качественно новый уровень жизни в ближайшее время сможет и еще один район Челябинской области – Сосновский, где РМК планирует построить Томинский ГОК для разработки Томинского месторождения медно-порфировых руд – одного из 50 крупнейших в мире месторождений меди. Этот проект, включенный в «Стратегию развития цветной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года», подразумевает строительство рудника «Томинский» и обогатительной фабрики мощностью 264 тыс. тонн медного концентрата в год. На новом предприятии предполагается создать более 2,1 тыс. новых рабочих мест при среднем уровне оплаты труда в 43 тыс. рублей. По расчетам, общий объем налогов бюджетам всех уровней за все время действия комплекса составит 78,7 млрд рублей. Более того, Томинский ГОК станет мощным драйвером развития малого и среднего бизнеса уже на этапе его строительства – в Сосновском районе появятся дороги, железнодорожное сообщение, новая качественная инфраструктура.
Промышленные объекты РМК являются крупными работодателями и в других городах России и Казахстана. Так, на предприятии Карабашмедь в Челябинской области заняты около 1,3 тыс. человек, или более 10% всего населения города Карабаша. Аналогичную или близкую к этой роль в занятости своих регионов играют и другие предприятия группы – Кыштымский медеэлектролитный завод в Кыштыме, Александринская горно-рудная компания в Нагайбакском районе Челябинской области, Новгородский металлургический завод в Великом Новгороде, Уралгидромедь в Полевском, Ормет в Орске Оренбургской области, а также Актюбинская медная компания для казахстанского Актобе.
Фактически предприятия РМК в Челябинской, Оренбургской, Свердловской областях и в Казахстане сформировали промышленный и социально-экономический евразийский хребет. При этом компания реализует стратегические программы и векторы развития на уровне федеральных властей России и на уровне ЕврАзЭС. Вместе с этим – внедряет технологии, позволяющие разрабатывать месторождения бедных руд, разведанные еще полвека назад, но отложенные в долгий ящик в советские времена, с которыми сегодня напрямую связаны формирование федерального бюджета России и ее новая индустриальная база.
Источник: SPEAR'S Russia #5(58)
Sancta Sanctorum этого бизнеса

Дмитрий Брейтенбихер уверен, что юмор необходим любому, ведь финансы могут позволить вам жить безбедно, но не дадут откупиться от скуки. Однако значительная часть его работы состоит как раз в том, чтобы относиться к деньгам серьезно. В интервью SPEAR’S Russia руководитель Private Banking ВТБ рассказал, как и с чьей помощью ему удается выполнять эту работу лучше других.
Инвестиции категории must have

Социально ответственные инвестиции больше не относятся к категории nice to have, но становятся неотъемлемой частью портфеля must have, утверждает Улан Илишкин и объясняет, как вложиться в новый глобальный тренд.
Есть ли будущее у российского рынка?

Регина Гирфанова, инвестиционный директор Sber Private Banking, – о «новой» экономике и о том, могут ли отечественные компании быть в ней конкурентными.
Создание ценности

Игорь Лисиненко, основатель компании «Май», – о потреблении чая и кофе в России, экспорте и прогнозах стоимости продукции.
Оставить комментарий