Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/estetika-proizvodstva
Дата публикации 21.12.2015
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Эстетика производства


Где современному художнику найти ресурсы и вдохновение? Природные красоты и женские прелести – вчерашний день. Симон Мраз полагает, что новую эстетику следует искать в индустриальной сфере. За ней стоит ехать в Россию, а перед этим пересмотреть свои представления о промышленных центрах как о местах уродливых и депрессивных. Красоте труда Мраз посвятил выставку «Надежда» – она прошла в рамках VI Московской биеннале при поддержке «Базэла», «Русских машин» и УГМК.

Simon%20mraz%20photo%20by%20daniel%20bachler%20und%20teresa%20marenzi
Симон Мраз

Директор Австрийского культурного форума и атташе по культуре посольства Австрии в Москве.

Выставку «Надежда» я придумал во время визита на Магнитогорский металлургический комбинат. Отправился туда по приглашению Магнитогорского университета – он выдвинул чудесную идею организовать в городе австрийский лекторий и небольшую библиотеку. Меня поразило не только мощное архитектурное и индустриальное наследие, но и то, насколько местные жители – не только профессора! – энергичны и заинтересованы в международном сотрудничестве. В итоге мы не просто выполнили то, зачем приезжали, но начали постепенно добавлять в наше сотрудничество нотки современного искусства. Два года назад с Художественным университетом Линца создали мощный граффити-проект на магнитогорском Ленинском проспекте – художники из-за рубежа были поражены и городом, и приемом местных жителей. Тогда я подумал: а не пригласить ли побольше мастеров, чтобы они получили шанс открыть для себя индустриальные центры России – и рассказать о них с точки зрения искусства.

«Надежда» – конечно, необычный проект: большая часть жителей городов, которые мы охватили, впервые становилась участниками арт-процесса, да и художники в основном впервые оказались в России. Вместе нам удалось показать эстетику, красоту этих городов и их жителей.

Найти художников, кстати, было несложно – это моя страсть. Сильнее меня тревожили финансовые и бюрократические вопросы. Мне очень помогли куратор Московской биеннале Николаус Шаффхаузен и венский Кунстхалле – они приглашали в проект зарубежных авторов, я же сосредоточился на российских.

Почему-то многие рассуждают об индустриальных городах России как о чем-то априори депрессивном, уродливом и грязном, вдобавок и холодном. Я и сам ломал голову, как меня занесло в такую глушь, – пока не добрался до Магнитогорска и не увидел, сколько туда вложено мощи и энергии, сколько там архитектурных сокровищ и сколько простых людей работают, чтобы сделать жизнь этого города лучше. Эстетика Магнитогорска и промышленных городов, подобных ему, уникальна: нужно лишь смотреть незашоренным взглядом и понимать, что эстетика – категория, меняющаяся со временем. Необходимо адаптировать под эти изменения свое чувство прекрасного. Хороший пример – то, как мы воспринимаем поздние полотна Рембрандта. Мы научились видеть красоту там, где современники разглядели бы лишь морщинистую старуху. Мастера XIX столетия научили нас видеть прекрасное в природе, ну а мы открываем глаза на эстетику промышленных городов, механизмов, людей, которые работают там. Думаю, все это прекрасный источник вдохновения для современных художников.

Проекты, подобные «Надежде», предлагают в разговоре о России затронуть темы, не касающиеся политических и экономических сложностей. Причем темы исключительно позитивные. Интерес к России нестоличной, неглянцевой огромен. Мы привлекли внимание СМИ со всего мира (о «Надежде» писали в Великобритании, США, Германии, Италии, Австрии) почти без затрат на пиар. Прекрасно, что наш проект стал частью Московской биеннале и будет представлен за рубежом. 


Источник: SPEAR'S Russia #11(53)